Северным городком в царстве Эренделл управляют две няшные (извините, другого слова не нашлось) сестры — блондинка Эльза и рыжая Анна с маленькими носиками и узкими губками. В Эренделл пришла осень: «тыква рыжая стала удобрением, а листик стал грустнее и мудрее», но идеальную погоду портит загадочный розовый туман. Дымка подобралась к царству из заколдованного леса — места, которое люди из Эренделла избегают тридцать с лишним лет.
Давным-давно коренные народы пригласили дедушку Эльзы и Анны на миротворческий праздник и напали на расслабившуюся армию. С тех пор два берега враждуют, а построенная во времена надежды на мир плотина стала мозолящей глаз достопримечательностью. Теперь, когда кошмар прошлого подобрался к стенам замка, жителей Эренделла спешно эвакуируют, а Эльза возглавляет разведотряд в потаенные места, управляемые древними духами. Сестра Анна и несколько любимых героев из первой части само собой устремляются за ней. По пути к северному сиянию, куда Эльзу зовет волшебный голос из детства, сестер ждет много разочарований. Им откроется истинная тайна королевской семьи и новые грани личности уважаемого дедушки, которому на главной площади только что открыли помпезный памятник — безвкусный, как постамент Михаилу Калашникову у нового московского небоскреба.
У каждого героя этой опасной экспедиции своя повестка — чтобы без дела не сидели. Анна следит, чтобы с Эльзой не случилось ничего плохого, ведь ее сестра владеет магией, а она нет. Влюбленный Кристофф — немного богатырь, немного тюлень — всю дорогу пытается придумать, как позвать Анну замуж так, чтобы она сказала «да». Снеговик Олаф мучается кризисом идентичности: «Тебя волнует изменчивость бытия?» — спрашивает он всех подряд — кажется, даже неодушевленные предметы. Питая иллюзии по поводу собственного взросления, он воображает, что взрослые — это те, кто может все объяснить, и ждет волшебного превращения в лучшую версию себя. У оленя нет особенных целей: куда все, туда и он.
Уже первая часть «Холодного сердца», попадавшая в возрастные рамки 6+, посылала сигналы «взрослым здесь не место». Благолепие Эренделла, бархатные отношения внутри королевской семьи, жители города с раздражающими улыбками, а главное — песни с мелодиями и текстами в стиле певицы Максим — топили зрителей в сказке, как витрины магазинов в сезон предновогодних распродаж. Во второй части добропорядочные сестры становятся еще невыносимее. Эльза берет каждую новую высоту как олимпийская фигуристка-вундеркинд, Анна носится за ней по пятам. Невразумительный жених Анны похож на картофелину и пошел характером в плохо придуманного героя русских былин. Происходящее с переменным успехом спасают северный олень и снеговик: оба отыгрывают самые выразительные музыкальные номера и смешат зрителей, когда сестринская любовь становится нестерпимо слащавой.
«Дисней», взявший очевидный курс на феминизм (что в целом похвально), теперь клепает идеальных бесстрашных женщин, которые умеют общаться, любить и даже в недостатках остаются безгранично обаятельными (смотрите недавнюю «Малефисенту»). Проблема в том, что этих маленьких женщин теперь легко спутать между собой, особенно внутри одного мультфильма: блондинка и рыжая так зеркалят слова друг друга, что временами отличаешь их только по цвету волос. «Пути парней неисповедимы», но что делать с мужскими персонажами, кроме как вышучивать стереотипы о «настоящих мужиках», в «Диснее» пока не знают.
Чтобы добавить политической сознательности сюжету, где примерно два часа ничего не происходит, сценаристы вводят конфликт культуры и цивилизации: первые ютятся в изоляции на опушках и сохраняют традиции племени, вторые бродят в неведении по вылизанным улицам и дарят друг другу праздничные пряники. Миф о вредоносных кочевниках каждый взрослый зритель разоблачит еще в начале фильма: очень быстро выяснится, кто в заколдованном лесу деспот, а кто жертва, и что за мутная история стоит за плотиной между Эренделлом и коренными племенами. Если уж «Дисней» разделывается с кровавым империализмом, то наступают последние времена.
«Холодное сердце» настолько нагло апроприирует социальную повестку, что после показа хочется включить токсичную свинью. Похожий на сочинение отличника «Как я провел зимние каникулы», мультфильм несется навстречу с непрошеными советами о праведной жизни, как плохой психотерапевт. Где вы видели сестер, которые никогда не ссорятся и не завидуют друг другу? Как можно выходить замуж за просто хорошего парня, который слишком долго ошивается рядом? Почему геноцид заканчивается праздником?
Как получилось, что северные олени приятнее большинства героев-людей? А главным образом — почему детские фильмы так часто держат взрослых за идиотов, если они не только привели ребенка на сеанс, но еще и купили леденцов и попкорна на двойную цену билета?
Мимоходом один из героев мультика упоминает об идеальном мире, где «гориллы рыгают от счастья, а вомбаты какают кубиками». Пожалуйста, пусть следующее «Холодное сердце», если оно вдруг случится, будет именно об этом.
Алисы Таежной