«Малефисента-2»: Анджелина Джоли из сказки попадает в «Игру престолов»

21 октября 2019 в 16:07
Фотография: WDSSPR
Станислав Зельвенский — о возвращении на экраны Анджелины Джоли с рогами, с размахом крыльев «Игры престолов», с грибами и Гитлером для самых маленьких. Но до успеха первой части все равно далеко.

Спустя пять лет после того, как проснувшаяся красавица Аврора (Эль Фэннинг) стала королевой волшебных болот, ее возлюбленный принц Филипп (Харрис Дикинсон) созрел на предложение руки и сердца. Знакомство с родителями происходит торжественно: король Джон (Роберт Линдсей) и королева Ингрит (Мишель Пфайффер) принимают Аврору во дворце, настояв, чтобы к ним присоединилась и воспитавшая невесту колдунья Малефисента (Анджелина Джоли). Малефисента, у которой печальный опыт общения с людьми, недовольна браком, но неохотно соглашается на ужин. Предчувствия ее не обманывали: Ингрит, без пяти минут свекровь Авроры, как выясняется, готовит политическую провокацию.

«Малефисента: Владычица тьмы» — русский трейлер

В отчетные пять лет — которые прошли со времен первой «Малефисенты» как в экранной жизни, так и в реальной, — волшебница, судя по всему, отошла от дел, смотрела вдаль и, скажем, чистила перышки. Анджелина Джоли, хотя сложа руки совсем не сидела (работала режиссером и занималась всяческим активизмом), сама в кино практически не снималась, и роль рогатой крылатой ведьмы — ее, можно сказать, большое возвращение в Голливуд (в ближайших планах — сразу несколько картин). Автора первого фильма — видного художника спецэффектов и посредственного, как выяснилось, режиссера Стромберга — сменил Йоаким Реннинг, половина суперуспешного норвежского дуэта, начинавшего с рекламы и через национальный блокбастер «Кон-Тики» дошедшего до «Пиратов Карибского моря». Кажется, правда, все идет к тому, что повторить финансовый успех оригинала «Владычице тьмы» не удастся.

Первый фильм, как многие, несомненно, помнят, был ревизионистской сказкой в духе волшебного феминизма: злая колдунья — злая только потому, что мужчины отобрали у нее крылья, а Спящую красавицу будит поцелуй не принца, а по-матерински полюбившей ее взрослой женщины. Сиквел идет по этому же пути даже дальше. То, что принца Филиппа играет новый актер, заметят только самые внимательные: это по-прежнему благонамеренный, но совершенно бессмысленный персонаж, который минут за двадцать до конца, посреди предательств, убийств и войн, спрашивает влетевшую (буквально) в его окно невесту: «А? Что случилось, дорогая?»

Зато антагонистом теперь тоже стала женщина, и тут пригодился опыт норвежца в постановке военных эпосов: Мишель Пфайффер с присущим ей изяществом играет более или менее Гитлера. В частности, кульминационная сцена, в которой очаровательных волшебных существ запирают в неком помещении и травят красным газом, без сомнения, намеренно вызывает совершенно определенные ассоциации. Любопытно, что весь этот по-диснеевски бескровный, но довольно угнетающий геноцид с элементами «Игры престолов» можно смотреть с шести лет, — чтобы сходить на «Красавицу и чудовище» той же студии и не заразиться вредными идеями, в России нужно было быть на десять лет старше.

Что касается самой Малефисенты, то Джоли, в отличие от ее гримеров, не перетрудилась — у нее в этот раз попросту не так много сцен. Но это тот случай, когда меньше — лучше: Реннинг очень драматически, со зловещей музыкой и выразительными силуэтами, обставляет каждое ее появление и каждую фразу (все реплики заглавной героини поместятся, наверное, на одной странице), и актриса снова расцветает в этом почти пародийном образе. Есть ли какой‑то «Оскар» для скул? Впрочем, не обошлось и без голых ног: в одном эпизоде Малефисента просыпается в месте, которое просто обязано было оказаться бэкстейджем обложечной съемки «Вога» (а оказывается, увы, детской татуировкой «Аватара»).

По сравнению с милым, но вялым и категорически не волшебным первым фильмом это, пожалуй, шаг вперед: сиквел даже не пытается притвориться сказкой, а честно сделан по законам фэнтези. Берем всего и побольше: геополитические метафоры, дворцовые интриги, чуточку любви, феи, драконы, коты, разумные грибы — даже использованное веретено, вопреки медицинским рекомендациям, можно второй раз достать из подвала. Все шумно, красиво и, в общем, не скучно. Другое дело, что для взрослых это все же пресновато, а ребенку на ночь такую «Малефисенту» не расскажешь: даже не потому, что страшно, а просто поди вспомни, что там происходило.

6
/10
Оценка
Станислава Зельвенского