Станислав Зельвенский — о первых впечатлениях от сериальной экранизации пулмановских «Темных начал». Масштабное фэнтези выходит на BBC, HBO и в российской «Амедиатеке».

В теократическом мире, который «и похож, и не похож на ваш», как туманно отмечает титр в начале, 12-летняя девочка по имени Лира Белаква (Дафне Кин) отправится из альтернативного Оксфорда в альтернативный Лондон, а оттуда на Север — в поисках своего друга, похищенного вместе с другими детьми загадочными злодеями, а также навстречу тайнам своего рождения и предназначения.

Знаменитую фэнтези-трилогию британца Филипа Пулмана, изданную во второй половине 1990-х, уже пытались, как многие наверняка помнят, экранизировать 12 лет назад: «Золотой компас» был пышным блокбастером со звездами, фильмом, почти безупречным в заданных рамках, но он недостаточно грандиозно выступил в американском прокате, был прохладно встречен критикой, и до обещанных сиквелов дело просто не дошло. Какую‑то роль, но непонятно какую, в этой истории сыграла, очевидно, фирменная пулмановская антирелигиозность: одни говорили, что фильм не удался, потому что трусливый Голливуд сгладил все острые углы сценария, другие, что, наоборот, в печальной судьбе проекта виноваты цензура и обиженная католическая церковь.

Русский трейлер «Темных начал»

Сегодня в отличие от 2007 года телевидение кажется уже куда более подходящим медиумом для серии книг — даже когда речь идет об эпическом фэнтези; это самый дорогой сериал в истории Би-би-си. Первый восьмичасовой сезон в общих чертах дублирует «Компас»: он поставлен по тому же роману «Северное сияние», первой части трилогии. Второй сезон по второй книге, как сообщается, уже почти отсняли (опасаясь, в частности, что 14-летняя главная актриса быстро вырастет). Бессменный сценарист — Джек Торн, один из ведущих британских драматургов. Первые две серии поставил Том Хупер, автор «Король говорит!» и «Отверженных».

Если совсем коротко: это неплохо, а зачастую и хорошо. От сериала не перехватывает дыхание, но откровенно слабых мест в нем тоже нет, его не хочется выключать. Даже о зрителе, знающем события наперед, — а это значительная, естественно, часть аудитории — тут позаботились, позволив себе некоторые повествовательные вольности. Другое дело, что «Начала» все равно вынуждены с нуля объяснять неофитам все вводные пулмановского мира — Магистериум, Пыль, алетиометр и так далее, — что получается не очень гладко: то слишком нарочито, то слишком коротко, то, наоборот, слишком подробно. Впрочем, как всегда в подобных случаях.

Особое внимание, понятно, к деймонам, как бы аватарам человеческих душ в виде разумных животных (идея, которая могла бы украсить «Гарри Поттера»): выделяются несколько занудный Лирин горностай Пантелеймон, саркастичная зайчиха и в особенности коварная золотая обезьяна. Все они смотрятся чрезвычайно натурально и при этом неуловимо искусственно — как и еще один важный козырь романа, бронированные говорящие белые медведи.

© HBO

Роль главной злодейки, в фильме элегантно севшая на Николь Кидман, отошла Рут Уилсон, которая выглядит не так монументально, зато играет более увлеченно и психологически разнообразно. Авантюриста лорда Азриела у Дэниела Крейга унаследовал Джеймс МакЭвой, тоже менее вальяжный и более живой, — его, впрочем, поначалу совсем мало. Ведьму Серафину Пеккалу вместо Евы Грин (самая, пожалуй, обидная потеря) изображает немного похожая на нее Рута Гедминтас (без комментариев: прессе показали половину сезона, и Серафина еще не появлялась).

Компания колоритных британских артистов играет пулмановский аналог цыган. Злодея лорда Бореала, которого здесь выдвинули вперед из второй части, — не очень известный Арийон Бакаре. Американец Лин-Мануэль Миранда, автор мюзиклов и фонарщик в недавней «Мэри Поппинс», был неожиданно выбран на роль брутального путешественника Ли Скорсби (в фильме — Сэм Эллиотт, ни много ни мало); теперь это скорее комический персонаж, но что‑то в этом есть, кажется. Наконец, Дафне Кин из «Логана: Росомаха», играющая Лиру, — отличная (забавно, что ее отец играет одного из деятелей Магистериума). У нее пока маловато пространства для маневра — бегай да дерзи взрослым, — но и в более сложных сценах с Рут Уилсон она выглядела хорошо.

Костюмы, дирижабли, роскошный ретрофутуристический Лондон, неуютный Север, готический колледж в Оксфорде и квазифашистский Магистериум — излишне говорить, что все это превосходно сделано и вылизано до волоска последнего деймона. Конечно, это не так весело, как «Гарри Поттер». И вероятно, этот сериал не станет важным в том смысле, в каком важна для британской культуры трилогия Филипа Пулмана с ее провокационными философскими идеями, young adult вариация на тему «Потерянного рая». Но это в любом случае эффектное зрелище и интересная история — которую тем, кто не любит читать, в этот раз, похоже, все-таки расскажут до конца.

Смотреть Амедиатека