Как перезапускали «Терминатора»: рассказываем про все четыре попытки

3 ноября 2019 в 18:23
В прокате «Терминатор: Темные судьбы» Тима Миллера — очередной перезапуск легендарной киборг-франшизы, на сей раз с Линдой Гамильтон в главной роли и Джеймсом Кэмероном в качестве продюсера. Вспоминаем, насколько удачными были предыдущие попытки перезапустить «Терминатора» и чем они кончились.

«Восстание машин» и новый Судный день (2003 год)

Что это

Продолжение второй, вроде бы законченной части «Терминатора» стало возможным благодаря полуоткрытому финалу «Судного дня», который, напомним, включает в себя ночное шоссе и закадровый голос Сары Коннор: «Неизвестное будущее катится нам навстречу, первый раз я смотрю на него с надеждой, потому что если машина, Терминатор, может научиться ценить человеческую жизнь, быть может, и мы сможем это сделать». Ровно те же слова Сара произносит и в расширенном специальном издании фильма — за тем важным исключением, что говорит она их в 2027 году на детской площадке в парке города Вашингтона, округ Колумбия, где ее сын Джон, ставший сенатором, играет с дочкой. Судный день в этом радужном будущем так и не наступил. Но, поскольку с данной концовкой знакомы далеко не все, да и канонической она не считается, это давало возможность переосмыслить историю о Терминаторе в «Восстании машин».

Сюжет

Судный день был не отменен, а всего лишь перенесен с 29 августа 1997 года на 24 июля 2004 года. Искусственный интеллект «Скайнет» все-таки создан (военные воспользовались разработками Cyberdyne Systems) и теперь готовит новую атаку на человечество. Но в первую очередь ему нужно избавиться от лидера людского Сопротивления — ведущего маргинальный образ жизни Джона Коннора (Ник Стал) — и его будущей пассии Кейт Брюстер (Клэр Дейнс), чей отец, генерал Брюстер, курирует проект «Скайнет».

Чтобы убить Джона, из будущего прибывает новая кибернетическая модель — Терминатрикс, она же Т-Х (Кристанна Локен). Чтобы защитить, Т-850 — слегка модернизированная версия Т-800 (Арнольд Шварценеггер; изначально, к слову, в фильме была сцена, в которой объяснялось, почему соответствующая серия терминаторов имеет лицо Шварца, но она была вырезана и осталась только в качестве бонуса к картине). В общем, как всегда: хороший киборг противостоит плохому, все кругом горит огнем, «пойдем со мной, если хочешь жить».

Вырезанная сцена, в которой показано, откуда был взят человеческий облик Т-800

Мораль

Несмотря на классический антураж и следование канону, третий «Терминатор» в корне отличался от заложенной во франшизу идеи Кэмерона. Кэмерон говорил: «Нет судьбы, кроме той, которую мы себе выбираем» — то есть будущее всегда можно изменить. А насквозь фаталистическое «Восстание машин» утверждало обратное: ничего поправить нельзя, главное — пережить апокалипсис. Неудивительно, что при таком раскладе третий «Терминатор» закончился победой «Скайнет». Впрочем, в этой победе можно было углядеть не только позицию авторов фильма, но и гипотетическую заявку на сиквел, который, разумеется, состоялся, — только им уже занималась другая компания.

Как делали

В 1997 году студия Carolco, которой принадлежала половина прав на «Терминатора» (другой половиной владела бывшая жена Джеймса Кэмерона — Гейл Энн Херд, которой режиссер когда‑то продал идею фильма всего за $1), разорилась, а ее активы были распроданы. Однако основателям Carolco Марио Кассару и Эндрю Дж.Вайне — крупным воротилам кинобизнеса из 90-х, чья звезда зашла в нулевые, — удалось-таки выкупить обратно права на франшизу, заполучить права Херд и стать единоличными хозяевами истории. В качестве режиссера-постановщика был выбран Джонатан Мостоу («Подводная лодка U-571», «Суррогаты»). Последнему, кстати, не понравился сценарий Теди Сарафьяна и Дэвида Уилсона — и он пригласил своих друзей по Гарвардскому университету Джона Д.Бранкато и Майкла Ферриса переписать его. Над визуальными эффектами работал тот же гуру кинотехнологий — Стэн Уинстон.

На роль мыслящей машины снова был приглашен Шварценеггер. Арни, правда, упрямился, так как хотел видеть в режиссерском кресле только Кэмерона, однако Джеймс благословил Шварца на то, чтобы тот еще раз влез в шкуру киборга, а также посоветовал запросить себе приличный гонорар.

«Терминатор: Битва за будущее»: перезапуск франшизы на ТВ (2008–2009)

Что это

«Терминатор: Битва за будущее» (известный также как «Хроники Сары Коннор») — лучшее, что случилось с франшизой после «Судного дня». Создатели сериала — Джош Фридман (поучаствовавший, помимо всего прочего, в написание сценария второго «Аватара» и «Терминатора: Темные судьбы» (см. ниже) и его команда сценаристов — сделали вид, что «Восстания машин» как бы и не было, и сняли продолжение второй части.

Сюжет

Если в «Судном дне» Т-800 заменил Джону Коннору отца, то в сериале красивая терминаторша с неслучайным именем Кэмерон (Саммер Глау, Ривер из «Светлячка») стала для него кем‑то вроде девушки. Собственно, именно Кэмерон оказывается тем киборгом, который сообщает Саре (Лена Хеди) и Джону (Томас Деккер), что Судного дня по традиции не удалось избежать и его новая дата назначена на 21 апреля 2011 года. Чтобы понять, кто изобрел очередную инкарнацию «Скайнет», «святая троица» переносится на восемь лет вперед, в 2007 год, в то время как по ее следу идут злой терминатор модели Т-888 по имени Кромарти (Гаррет Диллахант), чернокожий агент ФБР Джеймс Эллисон (Ричард Т.Джонс) и брат отца Джона Коннора — Дерек Риз (Брайан Остин Грин).

Мораль

«Битву за будущее» сняли без Шварценеггера, но со смыслом, достойным кэмероновской дилогии. Смысл этот кроется в том, что, как ни крути, «Терминатор» всегда был мощнейшим исследованием отношений человека и машины — и, наверное, никто не понимает киборгов лучше, чем Джон Коннор, всю жизнь проживший среди роботов. Они даже, кажется, ближе ему, чем люди. Стоит сказать, что сейчас схожим образом все точки над ИИ старается расставить «Мир Дикого Запада».

Одна из лучших сцен сериала «Терминатор: Битва за будущее»

Как делали

После короткого первого сезона вышел полноценный второй, а потом проект закрыли — из‑за невысоких рейтингов. Отчасти зрителей можно понять: сериал действительно получился неровным в том смысле, что выдающиеся серии в нем чередовались с посредственными. Однако были и моменты, которые с лихвой окупают все сценарные огрехи и мелкие недочеты. Например, отрывок, в котором Коннор наотрез отказывается деактивировать разбушевавшуюся Кэмерон. Или первый эпизод второго сезона, начинающийся с грандиозной пятиминутной бессловесной экшен-сцены под песню «Samson and Delilah» Ширли Мэнсон (Мэнсон, кстати, в этой серии появится в одной из важных ролей, а Джон, как и вынесенный в название композиции Самсон, лишится своей богатой шевелюры, только, в отличие от ветхозаветного героя, это его не ослабит, а наоборот — сделает сильнее).

«Генезис» и постаревший Шварценеггер (2015 год)

Что это

Выступивший на этом проекте «свадебным генералом» Джеймс Кэмерона назвал «Генезис» возрождением франшизы, хотя правильнее было бы наречь его «Розенкранцем и Гильденстерном» от мира «Терминатора». Первая половина фильма, деконструирующая оригинал, — веселая, а вторая — печальная, потому что как только «Генезис» перестает заигрывать с тропами «Терминатора» 1984 года у авторов быстро заканчивается фантазия.

Сюжет

Кайл Риз (Джей Кортни) отправляется в 1984 год, чтобы спасти Сару, но ему быстро становится понятно, что девушка сама отлично может за себя постоять. Вследствие какого‑то временного парадокса в этой альтернативной реальности опекуном Сары стал Терминатор в исполнении Шварценеггера пенсионного возраста («Плоть киборга стареет, как и любая человеческая плоть», — объясняет этот курьез Арни).

Кстати, в фильме мы увидим схватку Шварца со своей компьютерной версией 1984 года, когда та грабит панков (панков, правда, играют другие актеры). Тело молодого Арни в «Генезисе» сыграл бодибилдер Бретт Азар — и компьютерная версия киборга значительно превзошла свой аналог из картины «Терминатор: Да придет спаситель».

Мораль

Нам показали постоянные перемещения во времени и новые модели терминаторов: так, помимо знакомого Т-1000 (Ли Бен Хон), появился Т-3000 с лицом Джона Коннора (Джейсон Кларк), гибрид человека и робота. Таким образом, из мессии (у Джона говорящие инициалы J.C., что полностью совпадает с английской транскрипцией имени Иисуса Христа — Jesus Christ) Коннор в «Генезисе» превратится в Антихриста. А «Скайнет» в духе времени превратился в мобильное приложение «Генезис».

Эмилия Кларк в образе Матери Сопротивления

Как делали

В 2007 году Вайна и Кассар продали права на франшизу малоизвестным продюсерам Дереку Андерсону и Виктору Кубичеку из The Halcyon Company. На их студии через пару лет вышел «Терминатор: Да придет спаситель» и его анимационный приквел. Halcyon планировали снять несколько фильмов франшизы, но после четвертой части денег на пятую (в которой Джон Коннор, переместившись в наше времени, знакомился со Шварценеггером в образе австрийского ученого) не нашлось, и права пришлось продать, чтобы расквитаться с долгами. В работе над новой частью саги о Терминаторе свои усилия объединили компании Skydance Productions и Annapurna Pictures. Они рекрутировали двух сценаристов — Лаэту Калогридис («Хищные пташки», «Остров проклятых») и Патрика Люссье («Дракула-2000», «Сумасшедшая езда»), — чтобы те перезапустили франшизу.

На режиссерском посту, в свою очередь, оказался Алан Тейлор, автор второго «Тора» и постановщик всех крупных сериалов последних трех десятилетий: «Клана Сопрано», «Остаться в живых», «Рима», «Безумцев», «Подпольной империи» и «Игры престолов». Из «Игры престолов» в «Генезис», кстати, также перекочевала англичанка Эмилия Кларк, ставшая второй после Лены Хеди артисткой в актерском составе экранизации «Песни льда и пламени», сыгравшей Сару Коннор.

«Темные судьбы» и возвращение Джеймса Кэмерона во франшизу (2019)

Что это

Продолжение «Судного дня», которое при продюсерском участие Джеймса Кэмерона снял режиссер «Дэдпула» Тим Миллер. В фильме солирует женский ансамбль в лице Линды Гамильтон, Макензи Дэвис и Наталии Рейс, но упрекать картину в том, что она обслуживает фем-повестку — глупо (Кэмерон снимал кино про сильных женщин еще до того, как это стало мейнстримом). Из других примет времени фигурирует граница между Мексикой и США, но франшизе, опять же, всегда было свойственно выступать с социальным комментарием на злобу дня. Важно другое: лучший ли это киносиквел «Терминатора»? Да! Но это не лучший фильм на свете. И это понятно: несложно конкурировать с предыдущими частями, но трудно конкурировать с совершенным кино, которым является «Судный день».

Сюжет

2020 год, Мехико. Из будущего прибывает женщина-солдат с кибернетической начинкой, Грейс (фантастическая Макензи Дэвис, которая невероятно играет своим располосованным телом) и продвинутый терминатор Rev-9 (Гэбриел Луна). Их цель: обычная мексиканская девушка Дани Рамос (Наталия Рейс), которая в будущем как‑то будет связана с людским Сопротивлением. Грейс всячески пытается ее защитить, но силы неравны — и тут им на подмогу неожиданно приходит постаревшая Сара Коннор (Линда Гамильтон), которая все еще отлично умеет обращаться с оружием и носит боль в сердце. Ей вместе с сыном Джоном (Эдвард Ферлонг) так и не удалось предотвратить апокалипсис. И хотя «Скайнет» не был создан, зато был создан другой ИИ, имя которому — «Легион».

Мораль

Если лицом франшизы всегда был Арнольд Шварценеггер, мозгами — Джеймс Кэмерон, то сердцем — Линда Гамильтон. Благодаря ей кардиограмма фильма представляет собой не безжизненную линию, а взлеты и падения. Да, в «Темных судьбах» хватает несуразностей, сценарных нелепостей, вызывающих оторопь проколов, но это живое, тактильное, несовершенное и злое кино, которое вместо набившего оскомину концепта «мессии» предлагает объединить Деву Марию и мессию в одного человека. Это очень спорная идея (особенно больно и обидно за одного из ключевых героев саги, которого в фильме вынесут первым), но это своевременно, бодро, свежо и вместе с тем совершенно не фаталистично. Эти «Dark Fate» («Темные судьбы») снова напоминают нам только об одном: No Fate — нет судьбы, кроме той которую мы сами себе выбираем.

Как делали

Джеймсу Кэмерону вернулись права на «Терминатора» — и он решил вновь перезапустить многострадальную франшизу, которая в случае успеха «Темных судеб» получит трилогию, ведь у продюсера уже есть идеи для двух следующих фильмов. Они, как несложно догадаться, будут посвящены исследованию отношений между людьми и искусственным интеллектом — вплоть до разрешения конфликта между ними, а «Темные судьбы» станут чем‑то вроде фундамента для этого концепта. Или (при неудачном раскладе) могильной плитой.

Это исправленная и дополненная версия материала, который впервые вышел на сайте «Афиша-Воздух».