В наши дни в Мехико из электрических разрядов на пустом месте материализуются два голых человека. Один из них — терминатор модели Rev-9 (Гэбриел Луна), другая — модифицированная в суперсолдата женщина по имени Грейс (Макензи Дэвис). Оба прибыли из недалекого будущего, чтобы в случае первого уничтожить, а в случае второй, соответственно, защитить молодую мексиканку Даниеллу (Наталия Рейс). Вскоре к Грейс и Даниелле присоединяется ветеран борьбы с роботами, терминатор терминаторов Сара Коннор (Линда Гамильтон), находящаяся в розыске в США и поэтому предпочитающая хранить телефон в пакете из‑под чипсов.
Если сюжет звучит знакомо, это потому что фильм называется «Терминатор», и да, мы его видели уже несколько раз. Но что, если у нас остались лишние деньги? Или у владельцев франшизы появились свежие идеи? На последнее ответ, впрочем, отрицательный. Наконец возвратившийся в проект в качестве продюсера Джеймс Кэмерон и армия высокооплачиваемых сценаристов (включающая одиозного Дэвида С.Гойера) не смогла придумать ничего лучше, как в очередной — который уже? — раз перезапустить несчастного «Терминатора», ограничившись косметическим ремонтом и новыми батарейками.
Последние три серии забыты (это было несложно), закадровая смерть Сары Коннор отменена, а Джон, наоборот, все-таки погибает в 90-е от руки одного из T-800 — о чем нам сообщает в начале коротенький флешбэк с использованием модных омолаживающих технологий. Почему терминатор продолжал работать киллером у больше не существовавшего в этой реальности Скайнета — один из многочисленных парадоксов, о которых тут лучше не задумываться. Так или иначе, Судный день не состоялся, но как свидетельствует появление Грейс и Rev-9, война людей и роботов все-таки случится. Поскольку высокооплачиваемые сценаристы заменили Скайнет на, внимание, точно такой же Скайнет, только под названием Легион.
Иначе говоря, буквально единственное новшество — этнический и гендерный состав участников. Робот теперь гоняется не за белым американским мальчиком или его мамой, а за мексиканкой, которая, стало быть, будет как‑то жизненно необходима миру. Кроме того, силы добра — хочется сказать, носят юбки, но юбки они, разумеется, не носят — в общем, силы добра главным образом женщины. Но новшество это, конечно, относительное: трудно сделать еще более феминистской франшизу, которая дала миру Сару Коннор. Да и девушка-робот — вспомним на секунду третью часть, а потом опять забудем — там уже была.
Шварценеггер появляется лишь в середине фильма, и это можно было бы считать сюрпризом, если бы хоть один зритель не знал о нем заранее. Не будем распространяться о его персонаже — там зарыты почти все немногочисленные удачные шутки картины, — отметим лишь, что его зовут Карл (Карл!). Шварценеггер успевает слегка растопить сердца прежде, чем в его актерскую работу и патриархальный облик активно вмешается CGI. Приятно вновь встретить и Гамильтон, которую мы за эти почти тридцать лет видели, прямо скажем, гораздо меньше; ее героиня не таит никаких неожиданностей, но то, что есть, она играет с подобающим случаю азартом.
Только этого, как говорится, мало. Режиссер Тим Миллер, бывший специалист по визуальным эффектам, дебютировавший спорной картиной «Дэдпул», ни в едином кадре не дает заподозрить в себе индивидуальность. Нескончаемая завязка — с элементами латиноамериканской мыльной оперы — на другом конце фильма уравновешена такой же бесконечной развязкой с дюжиной прощаний и возвращений. В оставшееся время героини переругиваются и тупо, упорно убивают плохого терминатора. Дефолтная внешность у него мексиканская, но он с легкостью переходит с испанского на английский с южным акцентом, а также, понятно, принимает разные формы, растекается черной жижей, похожей на нефть, и даже раздваивается. Он никак не хочет умирать, хотя они его уже и так, и этак, и вот так еще.
Принципиальное отличие нового «Терминатора» от его предшественника 1991 года не в том, что тогда удалось склеить человеческую историю, а сейчас нет, и не в том, что тогдашние спецэффекты выглядели революцией, а сегодняшние, куда более развитые — утомительной рутиной (хотя и то и другое — правда). В новом фильме, по-своему сносно написанном и очень качественно, разумеется, сделанном, совершенно отсутствует fun, пьянящее чувство какого‑то легкомысленного развлечения, без которого все это просто монотонное фантастическое мочилово. Можно вернуть Шварценеггера, Кэмерона, Сару Коннор и жидкий металл, но этот проект все равно принадлежит другой, давно минувшей эпохе. У нынешней — другие нервные окончания, и чтобы почувствовать их, понадобится что‑то более сложное, чем путешествие во времени.
Станислава Зельвенского