Через 10 лет Америка по-прежнему — страна зомби, а Колумбус (Джесси Айзенберг), Вичита (Эмма Стоун), Таллахасси (Вуди Харрельсон) и Литл-Рок (Абигейл Бреслин) все еще держатся вместе. В этой странной семье с именами в честь городов первые двое как бы молодая пара, третий выполняет функции ворчливого деда, а последняя — условный ребенок, хотя она уже давным-давно не ребенок. Однажды утром Литл-Рок отправляется на поиски сверстников, а вместе с ней убегает и Вичита, испуганная тем, что Колумбус сделал ей предложение.
Никаких специальных резонов, чтобы так тянуть с продолжением «Зомбиленда», довольно успешной, но не то чтобы эпохальной хоррор-комедии 2009 года, не было — в таких случаях принято ковать железо, пока горячо (равно как и вливать тех же щей пожиже). Но сразу на студии что‑то не сложилось, время шло, идея сиквела, уже вроде бы похороненная, восстала из мертвых, и вот «Контрольный выстрел» красиво появляется к юбилею, который никто не собирался праздновать. Съемочная группа, в отличие от героев, провела это десятилетие с толком: Айзенберг и Стоун стали большими звездами, сценаристы написали два «Дэдпула», режиссер Рубен Флейшер снял «Венома», каким‑то непостижимым образом заработавшего миллиард.
Если бы не линия с выросшей Литл-Рок, можно было бы подумать, что сценарий был полностью написан еще тогда, десять лет назад: фильм во многом выглядит старомодным или, если угодно, устаревшим. Впечатляет, в частности, полное отсутствие политических шуток при том, что первый акт разворачивается не где‑нибудь, а в поросшем сорняками Белом доме, где герои нашли приют. Они ходят по Овальному кабинету и при этом шутят про президента Линкольна и президента Тафта, поразительно (Трампа из‑за апокалипсиса не избрали, но кого это останавливало).
Тему зомби, и до того, мягко говоря, неплохо разработанную, как раз за эти десять лет сносили уже совсем до дыр «Ходячие мертвецы». Авторы «Выстрела», разумеется, в курсе (на этот счет есть специальная шутка), но ничего нового они все равно придумать не смогли — кроме разумно брошенной на полпути идеи про эволюционировавших суперзомби. Так что в этом департаменте все по-прежнему: зомби иногда прибегают, Таллахасси и остальные методично их кромсают в рапидах на фоне выплывающих правил Колумбуса (золотое правило номер два, собственно, дало название сиквелу).
Герои тоже изменились не сильно — Айзенберг бормочет, Харрельсон крякает, Стоун басит — но динамика их отношений слегка меняется благодаря новым участникам. Лучшая новинка, без сомнения, героиня Зои Дойч, приветливая блондинка в розовом, которая провела зомби-апокалипсис в холодильнике и выжила, как отмечает Таллахасси, потому что зомби питаются мозгами. Сохранившийся в холоде затяжной номер про глупую блондинку выглядит, опять же, старомодно и по преимуществу, надо признаться, смешно.
Также среди новых персонажей — хиппи с гитарой, который пытается соблазнить Литл-Рок, присваивая песни Боба Дилана (его, к слову, играет экс-бойфренд Зои Дойч), решительная женщина с обрезом, которая по возрасту больше других подходит Харрельсону (Роcарио Доусон), и, наконец, пара охотников на зомби, которых играют Люк Уилсон и парень из «Кремниевой долины»; они часть отличного гэга, который мы не будем портить пересказом. Помимо Белого дома, в фильме всего две большие локации: мотель возле Грейсленда, усадьбы Элвиса Пресли, и место под названием «Вавилон» (с башней, естественно), где обосновалась коммуна молодых пацифистов — то ли хиппи, то ли хипстеров.
Была ли какая‑то острая необходимость в этой картине? Несомненно, нет. Но если вам нравится первый фильм, нет ни единой причины пропускать новый — он как минимум не хуже, а пожалуй, что и посмешнее. Едва ли этот несколько стариковский юморок с обилием поп-культурных аллюзий будет пользоваться у поколения Z (термин, которому «Zомбилэнд» дает новое значение) такой же популярностью, как тот же «Дэдпул», зато «Марвел» приучил всех досматривать до конца титры, что здесь тоже будет не лишним.
Станислава Зельвенского