Начало XV века. Король Англии Генрих IV (Бен Менделсон), по общему мнению, выжил из ума, со всеми поссорился и всем надоел. Его старший сын, тоже Генрих, известный как принц Хэл (Тимоте Шаламе), предается угрюмому пьянству и разврату; за молодым человеком присматривает бывший знаменитый рыцарь Джон Фальстафф (Джоэл Эджертон), теперь тоже изрядно опустившийся.
Когда тяжело болевший король наконец умирает, Хэл восходит на трон под именем Генриха V. Он усмиряет доставшиеся ему в наследство восстания, проводит чистку двора, кому‑то отрубив голову, кого‑то (Шон Харрис) оставив, кого‑то — Фальстаффа — возвысив, и в целом ведет себя крайне благоразумно и миролюбиво. Но государственные интересы вкупе с неприкрытым хамством французов заставляют Генриха отправиться в поход через пролив.
Австралийский режиссер Дэвид Мишо, автор популярного сериала «Царство животных» о криминальном семействе, смешал в этом фильме пьесы Шекспира про Генриха IV и про Генриха V, но во-первых, весьма вольно обошелся с их содержанием, а во-вторых, переписал диалоги человеческим, не без анахронизмов языком. Иначе говоря, даже тем, у кого не сложились отношения с историческими хрониками Шекспира, не стоит бояться нафталина, театральщины и пространных монологов, это энергичная, довольно легкомысленная драма, сделанная в жанре, который теперь, как ни ужасно это признавать, вызывает ассоциации главным образом с «Игрой престолов».
Единственная серьезная проблема «Короля» — его же основной козырь: Тимоте Шаламе в роли, которую прежде играли Лоренс Оливье или хотя бы Том Хиддлстон. Генрих V вроде бы действительно был тощим брюнетом, но всерьез воспринимать здесь Шаламе все равно не получается. Его еще можно представить в какой‑нибудь эмо-постановке «Гамлета» — но Генрих? Принц в запое? Мудрый стратег? Король, разбрасывающий на поле боя десяток противников и чуть что вызывающий вражеского военачальника на бой один на один? Теоретически — почему бы нет, но по факту в этом кастинге весь фильм, несмотря на старания актера, чудится какая‑то изысканная насмешка.
Другое дело, например, Эджертон, давний друг Мишо, вместе с ним работавший над сценарием — он словно рожден играть Фальстаффа, который в этой версии превратился в плюшевого мишку с боевыми навыками. Или гипнотизирующие, как всегда, Шон Харрис и Бен Менделсон. Или даже Лили-Роуз Депп, появляющаяся в конце в паре сцен, чтобы продемонстрировать верность отменным генам.
Впрочем, в фильме всех одним махом убирает Роберт Паттинсон, очень азартно и смешно играющий французского дофина. У него тоже мало экранного времени, но он по полной использует каждую секунду: говорит по-английски с богомерзким французским акцентом, поправляет непослушную прядь крашеных волос и отчаянно нарывается на грубость. Она, разумеется, не заставит себя ждать в художественном пересказе знаковой для Столетней войны Битвы при Азенкуре, на которую тут приходится кульминация.
Мишо не пытается соревноваться с великими англичанами или, допустим, Орсоном Уэллсом в интерпретации Шекспира, он снимает броский, неглупый и увлекательный квазиисторический триллер про способного новичка во власти. Заодно кто‑то вспомнит — или узнает, — что до Ланнистеров еще были Ланкастеры.
Станислава Зельвенского
С 1 ноября