Одна из самых громыхающих серий сезона начинается с очень тихого момента: мы видим Вариса, который пишет на клочках бумаги, кажется, рекап на прошлую серию (упоминает происхождение Джона и его права на Железный трон; наверняка это письма в Цитадель). Он уже боится каждого стука — и, видимо, не зря. Из контекста разговора с его «маленькой пташкой» мы узнаем, что мастер над шептунами уже перешел к активному плану предательства королевы и, кажется, пытался отравить Дейнерис при помощи кухарки.
Однако Дейнерис ничего не ест и только смотрит в окно с Драконьего Камня, гнезда Таргариенов. После смертей Джораха, дракона и Миссандеи она действительно поплохела и стала похожа на болезненную пациентку одиночной палаты с типичными для тиранов симптомами — видит вокруг только предателей и врагов. Она считает предателем Джона Сноу, растрепавшего правду о их родстве, хотя, по сути, Джон ничего ей не обещал, а сразу говорил о намерении рассказать все сестрам. Подкравшийся на цыпочках Тирион (на фоне барельефа разинутой пасти дракона) тоже пытается осторожно доказать, что такую правду так или иначе стоило узнать и деснице, и Варису. Хотя признает недочет, что оба узнали это втайне от королевы. Дейнерис объявляет евнуха предателем.
Лорд Варис еще на берегу успевает в последний раз признаться Джону, что хочет видеть на Железном троне именно его, так как понимает, куда катится Дейнерис. Перед своей неминуемой гибелью, которую ему предсказала еще Мелисандра, Варис снова предстает эдаким заступником народа и всего доброго и вечного, хотя, в принципе, Вестерос для него, уроженца Эссоса, не родная земля, да и скольким подлецам ему уже приходилось служить. И вот в финальной попытке все исправить мастер над шептунами предается казни через «дракарис». Этого стоило ожидать, ведь еще в серии «Бурерожденная» Варис пообещал Дейнерис, что если он предаст ее, то драконы могут сжечь его. Так и вышло: Вариса сожгли заживо, первым в этой серии. Обреченные лица Джона и Тириона в этот момент, их понимание, что творится явно что‑то неправильное, и невозможность остановить неминуемое — это отражения именно тех ощущений, с которыми зрители сериала будут досматривать эти финальные серии.
Чем ближе к завершению сериал, тем больше авторы настаивают на том, что никому не убежать от своей судьбы: пророчества сбываются одно за другим, все истории обнуляются и закольцовываются, герои остаются заложниками своего кровного предназначения. Мелисандра и Варис умирают по расписанию. Миссандея родилась рабыней и умерла в кандалах. Судьба Сандора Клигана была заранее написана на его лице: ему суждено было встретится и умереть в огненной схватке со своим теперь уже дважды мертвым братом (наконец-то Гора показал свое лицо: оцените оммаж на монстра Франкенштейна, который убивает своего создателя). Как бы Бриенна своими поцелуями или Эурон своими ранениями ни пытались остановить Джейме, ему все равно суждено умереть в объятьях своей Серсеи. Потому что они близнецы — вместе пришли в этот мир и вместе ушли. Как бы Арья ни хотела убить Серсею, все-таки согласно пророчеству ее свергла более молодая королева Дейнерис, а дело закончили обломки замка.
В книгах Джорджа Мартина ведьма предсказывала смерть Серсеи так: «Когда ты утонешь в слезах, придет валонкар и сомкнет руки на твоем белом горле, и выдавит из тебя жизнь». Валонкар — это «младший брат». Многие фанаты думали, что так Джейме задушит Серсею. Хотя в сериале эту часть пророчества вовсе не произносили, в итоге это сбылось в ином ключе: в последние секунды жизни Серсея была в слезах и в объятиях Джейме с его рукой на шее. Их жизнь действительно «выдавило».
Трансформация героини Эмилии Кларк тоже вопрос семейного рока: в ее жилах течет кровь Безумного короля, а также других тиранов по драконьей линии. Очевидно, создатели сериала давно уже были в курсе, чем закончится путь Дейнерис Бурерожденной, и последовательно расшатывали ее разум от истории с рабами Миэрина до встречи с Джоном Сноу. Редкая удача встретить своего живого родственника приводит к финальному становлению Безумной королевы. Причем Дейнерис еще раз предлагает Джону — Эйгану Таргариену свой поцелуй, и когда он не отвечает взаимностью, королева решается: что ж, если не победила любовь, тогда победит страх. Как говорит Варис в этой серии: «Каждый раз, когда рождаются Таргариены, боги подбрасывают монетку и задерживают дыхание». В этот раз монетка приземлилась на Королевскую Гавань и сожгла ее дотла. Напомним, что предок Дейнерис и тезка Джона Сноу Эйгон Таргариен, первый король Вестероса, был родом с Драконьего Камня и точно так же на драконе сжег целый Харренхолл вместе с королем в его замке. Так что история повторяется.
В пятой серии мы ожидали новую битву в исполнении режиссера «Долгой ночи» Мигеля Сапочника, но совершенно неожиданно получили фильм-катастрофу, настоящий апокалипсис, экранизацию «Последнего дня Помпеи» (кстати, Джон Сноу уже оказывался в фильме «Помпеи»). После горькой потери дракона в прошлой серии (тогда драконы летели ровным строем, а Рейгаль без управления), в этот раз Дейнерис на Дрогоне превратилась в неуловимую машину для массового уничтожения и в три счета расправилась со всеми козырями Серсеи: раз — и нет флота Эурона, два — прощайте, баллисты, три — нет хваленой армии «Золотых мечей». Но Дени не смогла на этом остановиться и пошла уничтожать всю столицу с ее мирным населением. Несмотря на громогласные колокола, возвещающие о капитуляции, о чем несколько раз напоминал Тирион. Но Дейнерис уже не слушает свою десницу. Королева уже говорила, что любая следующая ошибка Тириона станет для него последней. А в этой серии он в последний раз помог бежать Джейме из плена. Понятно, чем это аукнется Тириону в финале.
В начале серии Дейнерис вместе с Серым Червем символически сожгли в костере кандалы Миссандеи: раньше она освобождала невинных людей от рабства, а теперь убивает невинных людей без причины. В этом эпизоде режиссер Сапочник фактически низводит образ Дейнерис до обезличенной природной стихии, которая не жалеет никого. Она поливает и поливает город пламенем, словно у Дрогона нет никаких ограничений по количеству залпов. В какой‑то момент даже показалось, что она сейчас сожжет и Джона Сноу с его северной армией.
Весь фокус внимания переместился на простых жителей, которые в ужасе пытались уберечься от небесного огня. Как и в «Долгой ночи», Сапочник снова берет Арью в качестве зрительского проводника в этом хаосе людей, похожем то на Хиросиму, то на картины из соседнего сериала HBO «Чернобыль». Арья местами снова становится похожа на маленькую испуганную девочку, но, покрываясь белесой маской из пепла, как будто снова возрождается той безликой убийцей по прозвищу Никто. Белая лошадь — ее путь стать последним всадником этого апокалипсиса.
Что ж, победил страх, но осталось последнее предсказание о любви: сказано, что некто предаст Дейнерис из‑за этих самых высоких чувств. И сколько бы раз Джон Сноу ни преклонял колено перед своей тетей — королевой, после такого геноцида ему сама судьба велит совершить неизбежное по праву рождения.
Превью заключительной серии «Игры престолов», где Дейнерис похожа на марширующего лидера нации.
Прощальная фраза Эурона Грейнджоя «Я убил Джейме Ланнистера» должна войти в золотой фонд предсмертных цитат «Игры престолов».
Камера, выплывающая из‑за спины главы «Золотых мечей» (его звали Гарри Стрикленд, если что) на общий план войска врага, копирует такой же фрагмент с Джоном Сноу на коне в «Битве бастардов» . Только с той разницей, что тогда он был среди обороняющихся, а теперь Джон среди варваров-захватчиков.
Пыпытки Тириона объясниться с Безупречными на валирийском — кажется, единственный комический момент за всю серию хронометражом больше 70 минут.
Upd: Помните, в девятой серии второго сезона у Дейнерис были видения с Железным троном в снегу? Тогда в 2012 году все подумали, что это будет исход битвы с белыми ходоками, а теперь можно додумать, что это было предсказание белого пепла от сгоревшей Королевской гавани.