В конце этой недели в Лос-Анджелесе раздадут «Оскары». Наш кинокритик Станислав Зельвенский подсказывает, на какие фильмы ставить в основных номинациях.

В прошлом году мы угадали 17 номинаций из 19-ти.

Лучший фильм

Кто получит: «Рома»

Может показаться, что впервые за последние несколько лет интрига в главной номинации едва теплится, и все вроде бы идет к тому, что фильм Альфонсо Куарона станет победителем, обозначив несколько противоречивых исторических достижений. Ладно бы он был только черно-белым и на испанском языке. Важнее даже, что это будет первая победа фильма, дистрибуцией которого занимается стриминговый сервис («Нетфликс»): главным кинособытием года рискует быть объявлена картина, которую в кино видели совсем немногие (хотя символический театральный прокат у нее был).

Это один из факторов, который может сыграть против «Ромы». Есть и другие; на самом деле в этом году ни о каком единодушии речь не идет. Если посмотреть на призы гильдий, то окажется, что если режиссерам нравится «Рома», то продюсерам — «Зеленая книга», актерам — «Черная Пантера», монтажерам — «Фаворитка» и «Богемская рапсодия», а сценаристам и операторам — вообще фильмы, не попавшие в оскаровскую итоговую восьмерку. У «Черного клановца», «Звезда родилась» и даже «Власти» тоже полно поклонников.

Киноакадемия отказалась от отдельной номинации для «популярных фильмов», но с популярными фильмами тут все в порядке: «Пантера», «Рапсодия» и «Звезда» на троих заработали два с половиной миллиарда долларов. У «Фаворитки» Лантимоса — 10 номинаций, столько же, сколько у «Ромы». «Клановец» купается в любви с каннской премьеры. Впрочем, самым реальным конкурентом, способным сокрушить «Рому», выглядит «Зеленая книга» — фильм, несомненно, в разы менее искусный, но славный и в хорошем смысле народный. Вокруг него были какие‑то смехотворные скандальчики — режиссер когда‑то в шутку показал кому‑то пенис, сценарист когда‑то написал спорный твит — но вообще, именно для такого кино традиционно существует «Оскар».

Сказав все это, мы все-таки поставим на «Рому» — но с ожиданием неожиданностей.

Подробности по теме
«Рома», я люблю тебя: рецензия Алексея Васильева на триумф Альфонсо Куарона
«Рома», я люблю тебя: рецензия Алексея Васильева на триумф Альфонсо Куарона

Лучшая режиссура

Кто получит: Альфонсо Куарон («Рома»)

Тут нет автора «Зеленой книги» Питера Фаррелли, вместо него в компанию к Куарону, Лантимосу, Спайку Ли и Адаму МакКею («Власть») попал Павел Павликовский с «Холодной войной». Вот ему бы и выиграть, но победит, конечно, Куарон. Мексиканская гегемония в области режиссуры становится устрашающей: в предыдущие пять лет нарушить ее удалось только Дэмиену Шазеллу (которого в этом году крупно и несправедливо прокатили с «Первым человеком»), а так побеждали по разу Куарон и дель Торо, и дважды — Иньярриту.

Лучший актер

Кто получит: Рами Малек («Богемская рапсодия»)

Страстное перевоплощение Малека во Фредди Меркьюри, на которого он, в общем-то, совсем не похож, и наверняка изнурительные занятия с тренерами по пению и хореографии не могут остаться без поощрения. Правда, тут еще есть Кристиан Бейл, который тоже немало пострадал, чтобы стать Диком Чейни. А также извращенный нарциссизм Брэдли Купера в его собственном «Звезда родилась», плюс двадцать килограммов Вигго Мортенсена в «Зеленой книге» и Уиллем Дефо (второй раз подряд) с самоотверженной ролью Ван Гога в претенциозном байопике.

Лучшая актриса

Кто получит: Гленн Клоуз («Жена»)

Гленн Клоуз без толку номинировалась на «Оскар» шесть раз (пять из них — в 1980-е), пора уже наконец получить награду. Хотя неуспех с «Роковым влечением» и «Опасными связями» и успех с заурядной, неубедительной «Женой» — справедливость сомнительная. Конкуренцию ей может составить англичанка Оливия Колман, сыгравшая любвеобильную королеву Анну в «Фаворитке» (она опередила Клоуз на премии BAFTA, то есть на домашней территории). Также в этой номинации — Леди Гага в своем репертуаре, дебютантка коренных мексиканских кровей Ялитца Апарисио, натурально сыгравшая служанку в «Роме», и Мелисса МакКарти в трагикомической роли в «Сможете ли вы меня простить?», которая по-хорошему и заслуживает эту награду.

Лучший актер второго плана

Кто получит: Махершала Али («Зеленая книга»)

Али, сыгравший гордого пианиста, очень уверенно идет к своему второму «Оскару» за три года; он, несомненно, одно из главных актерских открытий последнего времени. Среди вероятных неудачников в этой категории: Адам Драйвер (почему‑то) за роль симпатичного еврея-детектива в «Клановце», Сэм Эллиотт за чудовищно приторную роль в «Звезда родилась», Ричард Э.Грант за выигрышную в других обстоятельствах роль стареющего хаслера в «Сможете ли вы меня простить?» и, наконец, Сэм Рокуэлл, очень смешно играющий Джорджа Буша во «Власти».

Подробности по теме
«Зеленая книга» Питера Фаррелли: самый симпатичный из фаворитов «Оскара»
«Зеленая книга» Питера Фаррелли: самый симпатичный из фаворитов «Оскара»

Лучшая актриса второго плана

Кто получит: Реджина Кинг («Если Бил-стрит могла бы заговорить»)

Оскаровский завсегдатай Эми Адамс, сыгравшая суровую жену Дика Чейни, похоже, опять пролетит. Мексиканка Марина де Тавира — мать семейства в «Роме» — тут скорее для порядка. Остаются две фаворитки из «Фаворитки» — Эмма Стоун и Рэйчел Вайс (не совсем понятно, правда, почему они — актрисы второго плана, а Колман — первого) и Кинг, которая считается фавориткой в этой категории. Она играет мать главной героини в манерной «Бил-стрит» — не то чтобы незабываемо, но с одной надрывной сценой, и у нее уже есть «Золотой глобус» за эту роль. Правда, Гильдия киноактеров и BAFTA ее даже не номинировали, первые наградили Эмили Блант, тут отсутствующую, а вторые — Рэйчел Вайс, так что возможны варианты (победа Вайс, иначе говоря).

Подробности по теме
«Если Бил-стрит могла бы заговорить»: новый фаворит «Оскара» от режиссера «Лунного света»
«Если Бил-стрит могла бы заговорить»: новый фаворит «Оскара» от режиссера «Лунного света»

Лучший оригинальный сценарий

Кто получит: Дебора Дэвис и Тони МакНамара («Фаворитка»)

Вероятно, это будет утешительный приз для фильма Лантимоса, в котором сценарий, шедший, кстати, к экрану двадцать лет, явно среди сильных сторон. Также здесь «Рома», «Зеленая книга», «Власть» и — неожиданно — великолепный фильм Пола Шрейдера «Первая реформатская церковь» (бывший в нашем топ-листе за 2017 год) про умирающего священника.

Подробности по теме
«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса: люди, кролики, лобстеры и куропатки
«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса: люди, кролики, лобстеры и куропатки

Лучший адаптированный сценарий

Кто получит: Чарли Вахтел, Дэвид Рабинович, Кевин Уиллмотт, Спайк Ли («Черный клановец»)

Вероятно, это будет утешительный приз для «Клановца», который победил на премии BAFTA в примерно такой же компании: «Звезда родилась», «Сможете ли вы меня простить?» (возможно, темная лошадка этой категории, призер Гильдии сценаристов), «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Плюс «Баллада о Бастере Скраггсе», седьмая сценарная номинация братьев Коэн.

Подробности по теме
Это Америка: «Черный клановец» как самая серьезная и важная комедия Спайка Ли
Это Америка: «Черный клановец» как самая серьезная и важная комедия Спайка Ли

Лучшая операторская работа

Кто получит: Альфонсо Куарон («Рома»)

Одна из номинаций, которые Академия скандально собиралась засунуть в рекламные паузы. Самим операторам больше всего нравится «Холодная война», но победит, скорее всего, другой черно-белый фильм: Куарон с успехом заменяет в «Роме» Эмманюэля Любецки, недавно бравшего «Оскар» три года подряд. Также номинированы оператор «Фаворитки», в совершенстве владеющий «рыбьим глазом», оператор «Звезда родилась», умеющий включать и выключать камеру (любимец Даррена Аронофски, кстати), и папа Зои Дешанель, снявший худший фильм года «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка.

Лучший фильм на иностранном языке

Кто получит: «Рома»

Смешно, но факт — в этом шизофреническом забеге «Рома» тоже очевидный фаворит. Также в шорт-лист пробились три фильма из каннского конкурса: японские «Магазинные воришки» (победитель фестиваля), «Холодная война» и ливанский «Капернаум» про несчастных детишек. Плюс худший фильм года «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка.

Лучший полнометражный анимационный фильм

Кто получит: «Человек-паук: Через вселенные»

Анимационный «Человек-паук», в отличие от игровых, нравится, кажется, решительно всем — и, вероятно, обгонит даже пиксаровскую «Суперсемейку-2». И уж тем более диснеевский «Ральф против интернета», «Остров собак» Уэса Андерсона и японского «Мирая из будущего».

Подробности по теме
Сразу две рецензии на «Человека-паука: Через вселенные» (со спойлерами и без)
Сразу две рецензии на «Человека-паука: Через вселенные» (со спойлерами и без)

Лучший полнометражный документальный фильм

Кто получит: «Свободный подъем в одиночку»

Фаворитом видится воодушевляющий и сложно технически сделанный фильм про отважного альпиниста (в оригинале он называется более изящно, «Free Solo»), победивший на премии BAFTA при более яркой конкуренции. Остальные документалки тут посвящены сирийским джихадистам, скейтерам, чернокожим в Алабаме и популярной судье Гинсбург.

А также:

Лучший саундтрек: Людвиг Горанссон («Черная Пантера»)

Тут три «черных» фильма — «Черная Пантера», «Черный клановец» и «Если Бил-стрит могла бы заговорить» — а также обязательный Александр Деспла (за «Остров собак») плюс мюзикл «Мэри Поппинс возвращается». Фаворита определить трудно, вероятно, шла борьба между «Пантерой» и «Бил-стрит», поставим на более крупного.

Лучшая песня: «Shallow» («Звезда родилась»)

Железобетонный утешительный приз для картины «Звезда родилась»: баллада в исполнении Леди Гаги и Брэдли Купера, которую всем нам придется еще раз послушать во время церемонии. Из интересных соперников — чудесная композиция «Когда ковбой меняет свои шпоры на крылья» из фильма братьев Коэн, естественно.

Лучший монтаж: Хэнк Корвин («Власть»)

Мелко и по возможности весело нарезанный байопик Дика Чейни получил премию BAFTA, поставим на него, хотя определенные шансы есть и у «Богемской рапсодии».

Лучшая работа художника-постановщика: Фиона Кромби («Фаворитка»)

Тут костюмная «Фаворитка» борется с футуристической «Черной Пантерой». Академия молодеет и меняется, но пока будем держаться корней.

Лучший дизайн костюма: Сэнди Пауэлл («Фаворитка»)

См. выше: «Фаворитка» против «Пантеры». Ставим так же. К тому же Сэнди Пауэлл — богиня костюмерного дела, которая в этом году борется сама с собой в «Фаворитке» и «Мэри Поппинс».

Лучший грим: Грег Кэнном, Кейт Биско, Патриша Диэйни («Власть»)

Победить должны килограммы грима на лице Кристиана Бейла, который из красивого артиста превращается в вице-президента. У «Власти» всего два конкурента: «Две королевы» и шведский хоррор «На границе миров», за который, конечно, болеет все свободное человечество.

Лучшие спецэффекты: «Мстители: Война бесконечности»

Здесь почему‑то нет «Черной Пантеры», зато нашли свое скромное место и «Мстители», и последний Спилберг, и диснеевский «Кристофер Робин», и даже провальный фильм про Хана Соло. Плюс «Первый человек» Шазелла, изгнанный во второстепенные номинации. Он, наверное, в идеальном мире мог бы и выиграть, но в космическом сражении у Таноса все же больше шансов, чем у Нила Армстронга.

В ночь с 24 на 25 февраля Станислав Зельвенский и Максим Сухагузов проведут текстовую трансляцию итогов «Оскара» на «Афише Daily».