«Другая сторона ветра»: новый (старый) фильм Орсона Уэллса, который ждали больше 30 лет

2 ноября 2018 в 16:57
Спустя 33 года после смерти Орсона Уэллса, 2 ноября 2018-го, на Netflix вышел его последний незавершенный фильм «Другая сторона ветра» — настоящий раритет для всех киноманов, который долгие годы был скрыт от глаз. Рассказываем историю создания этой картины и в чем ее уникальность.

Текст был впервые опубликован в киноблоге Станислава Зельвенского сразу после премьеры фильма на Венецианском кинофестивале.

«Другая сторона ветра» Орсона Уэллса — не «потерянный шедевр», к сожалению, скорее диковина, но все равно, разумеется, отраслевая сенсация года (как минимум), невероятно любопытная штука и must-see для людей, хоть немного интересующихся кинематографом.

История создания и воссоздания фильма — очень длинная, совсем в двух словах — Уэллс задумал его в 60-е, снимал кусочками несколько лет в начале 70-х, не закончил монтаж, потому что не нашел на это денег, а потом и вовсе умер. Но осталась куча материала, и сейчас «Нетфликс» заплатил, и разные уважаемые люди собрали кино, по-видимому, очень близкое к оригинальному замыслу. Отсутствовавшую музыку написал Мишель Легран.

50-летний путь фильма от идеи фикс до Netflix

Ирония в том, что это фильм про незаконченный фильм (он, фильм в фильме, называется, как и сам фильм, «Другая сторона ветра»). Джон Хьюстон и Питер Богданович играют пародийные версии самих себя образца 1970 года: герой первого, Джек Ханнафорд (излишне говорить, что это и автошарж) — великий в прошлом режиссер, окруженный мачистскими легендами, второй — его апостол, молодой друг и конфидент заслуженных стариков (Богданович был таковым, в частности, для Уэллса), сам вдруг пошедший в режиссуру, и с успехом.

Ханнафорд, пытающийся найти общий язык с молодежью, снимает фильм, в котором красивая голая женщина (хорватка Кодар, многолетняя возлюбленная Уэллса) загадочно ходит на фоне красивых ландшафтов и иногда пересекается с красивым юношей. Это пародия на контркультурные хиты тех лет вообще и, наверное, «Забриски-Пойнт» в частности.

Но главный актер на самом интересном месте сбежал со съемок (и его можно понять!), фильм не закончен, деньги тоже кончились. В честь Ханнафорда — и с тайной надеждой очаровать инвесторов — устраивают вечеринку с показом того, что есть (после вечеринки, как нам сообщают в самом начале, режиссер погибает). Приглашены модные кинематографисты, журналисты, какие-то синефилы и прочие презренные существа плюс колоритная свита Ханнафорда, плюс съемочная группа. В последней важное место занимают карлики, которые быстро напиваются и начинают безобразничать — в частности, пускать с крыши фейерверки.

Трейлер «Другой стороны ветра»

Фильм смонтирован очень причудливо — он как бы мелко склеен из разных источников (на ранчо полно людей с камерами и микрофонами), переходит из ч/б в цвет и так далее. Одного просмотра категорически недостаточно, но это чрезвычайно остроумно (но не всегда смешно), очень несовременно, довольно монотонно. Когда проходит первый шок от того, что вообще все это видишь, впадаешь в транс, приятного, впрочем, толка. Хьюстон своим знаменитым голосом произносит ужасные вещи, Богданович мерзко ухмыляется, много голых женщин, какие-то старички что-то втолковывают в камеру, бегают неприятные кинокритикессы, периодически начинается «фильм в фильме» — шутка, затянувшаяся настолько, что стала жить какой-то своей жизнью.

В общем, опыт не самый простой, но поразительный.

Одновременно с «Другой стороной ветра» на Netflix вышел сопроводительный документальный фильм «Они меня полюбят, когда я умру» о последней работе Орсона Уэллса

«Другая сторона ветра»

на Netflix

«Они меня полюбят, когда я умру»

на Netflix