В финале четвертого сезона человек многих талантов (юрист, тренер, режиссер, продавец, шоумен) Джимми МакГилл (Боб Оденкерк) наконец-то доходит до решения взять псевдоним и стать тем самым адвокатом Солом Гудманом. Хотя сам спин-офф «Во все тяжкие» давно уже ответил для себя на главный вопрос, который мы сформулировали еще после первого сезона: что лучше — стать частью успешной франшизы или же найти себя под новым именем? Когда‑то отпочковавшийся от основного хита Винса Гиллигана «Лучше звоните Солу» нащупал-таки под ногами почву, разработал собственный язык и заново влюбил зрителей в обитателей Альбукерке. Это давно уже свой микрокосмос, в котором теперь кажется, что Джимми и Майк существовали всегда — и это не они эпизодически разбавляли «Во все тяжкие», а, наоборот, Уолтер Уайт и Джесси потом вплелись в мир «Лучше звоните Солу».
В первом сезоне шоу еще искало собственную идентичность, выстраивая особый уют вокруг сюжетной прокрастинации и интуитивно следуя за своим главным героем. А также поведало предысторию Майка (Джонатан Бэнкс), который был копом в Филадельфии, воспитал честного сына-полицейского, но того до смерти загнобили коллеги на работе, за что Майку пришлось отомстить обидчикам и затихариться в Альбукерке, работая на платной парковке, пока его уголовно непредсказуемые навыки снова не пригодились. Во втором сезоне нам раскрыли глаза на бэкграунд самого Джимми, который с юности промышлял с подельниками хитрейшими разводами населения и даже чуть не загремел за решетку. Пока ему не помог старший брат Чак, адвокат высшей пробы, пристроивший его в свою именную контору «Хэмлин, Хэмлин и МакГилл» разносчиком документов, где тот подружился с Ким Векслер (Риа Сихорн) и задумался об адвокатской деятельности. Вскоре выяснилось, что Джимми всегда страдал от комплекса неудачника, чувствовал себя уродом в семье, где может быть только один великий старший брат МакГилл.
Подробнее о природе их чужеродных отношений с братом Чаком рассказывал блестящий третий сезон, в котором некоторая параноидальная неприязнь и недоверие старшего брата к младшему подчеркивалась странной болезнью Чака — психосоматической боязнью электромагнитных волн. Боб Оденкерк, рожденный для роли утопающего во лжи юриста, все это филигранно отыгрывает и каждый год справедливо номинируется на премию «Эмми», но, видимо, получит ее только в финале за выслугу лет, как Джон Хэмм за Дона Дрейпера, когда выйдут все сезоны.
Создатель сериала Винс Гиллиган с соратниками за это время, кажется, уже отточил до совершенства свое умение выстраивать микромир больших драм из судеб маленьких людей, незаметных мелочей и мелкого шрифта, в который всегда советуют вчитываться адвокаты. Напомним, что перед нами сериал, где по сюжету целая человеческая жизнь сломалась из‑за двух выцарапанных циферок на бумаге.
Подобно этому отсылки к «Во все тяжкие», без которых, конечно, не обойтись, рассыпаны тут аккуратными дозами. Мы уже узнали, за что бандит Туко загремел в тюрьму, — ведь в сериале «Во все тяжкие» сообщалось, что он отсидел несколько лет в тюрьме, прежде чем снова взять власть на улицах Альбукерке. Увидели, как легендарный мафиози Гектор Саламанка оказался в инвалидном кресле. Даже услышали предысторию его знаменитого звоночка. В четвертом сезоне нам поведали производственную драму строительства той самой мет-лаборатории в подвале прачечной — с невероятными приключениями немцев в Америке. Чудно выписанная сюжетная линия с инженером Вернером ЦиглеромКстати, полный тезка немецкого офицера СС. Забавно, что сыгравший его актер Райнер Бок по случайному совпадению играл в 5-м сезоне «Родины» в серии под названием «Лучше звоните Солу»., конечно же, выглядит как репетиция будущей смерти Майка и той роковой ошибки, которую бизнесмен Гас Фринг вскоре совершит с Уолтером Уайтом. Впрочем, эти реверберации двух сериалов улавливать увлекательно, но вовсе не обязательно — «Лучше звоните Солу» хорошо звучит и сольно.
В четвертом сезоне Джимми МакГилл продолжил расхлебывать последствия своего поступка из второго сезона — из‑за подделки документов Чака он вынужден целый год провести в отставке от адвокатской деятельности. Джимми устроился на скучную легальную работу в магазин мобильных телефонов, но даже из нее он умудрился вырастить такую обманную схему, что диву даешься. Несмотря на то что Чака больше нет, и младший МакГилл вроде как смирился с этим еще в стартовой серии, на протяжении всего четвертого сезона тень Чака все равно преследует Джимми, как бы он ни пытался этого не замечать. До тех пор, пока в финале письмо Чака не сыграет ключевую роль в битве за адвокатскую лицензию. После первого провального слушания (шокирующий сюжетный поворот предпоследней серии, которую снял сам Гиллиган) он решает использовать в качестве главного оружия прощальное письмо брата, чтобы выбить слезу из комиссии. Все идет по плану, плачет даже боевая подруга Ким, Джимми клянется с гордостью нести фамилию МакГилл. Но тут же, победоносно выходя с заседания, заявляет ошарашенной Ким, что все это было мелодраматической уловкой и дальше он будет действовать под именем Сол Гудман. В этот момент происходит финальный крах всех идеалов.
В отличие от «Во все тяжкие», который рассказывал историю о том, как простак смог стать гангстером и нашел свое место, «Лучше звоните Солу» подводит две сюжетные дорожки к тому, что Джимми и Майк тоже постоянно чувствуют себя не на своем месте, но они очень не хотят становиться негодяями, хотя события приквела их к этому подталкивают. Джимми МакГилл действительно стремился быть честным, трудолюбивым юристом, каким был его брат Чак.
В ключевой сцене последней серии Джимми предлагает вручить юридическую стипендию студентке по имени Кристи Эспозито, но в лучших традициях «12 разгневанных мужчин» на заседании его голос остается единственным, так как другие члены комитета посчитали ее недостойной из‑за кражи в магазине по молодости. В тот момент Джимми узнает в ней себя и окончательно осознает, что это сообщество никогда уже не примет за своего кого‑то с грехом в прошлом. Джимми всегда будут принимать за урода в адвокатской системе, даже если он будет исправляться. Точно так же к нему все время относился его родной брат Чак. Может быть, если бы он больше понимал и любил Джимми, все бы пошло бы иначе. Но все сложилось так, как сложилось — теперь герой Оденкерка назло возвращает себе адвокатскую лицензию и дальше будет действовать уже по своим законам, превращаясь в самого зловещего адвоката Альбукерке. Отсюда полезла его адвокатская любовь к другим отщепенцам общества, которым стоит давать второй шанс, хотя это может обернуться против дающего. «Хэмлин, Хэмлин и МакГилл» никогда бы не опустился до того, чтобы защищать кого‑то похожего на Джесси, Барсука и Уолтера Уайта, а Сол Гудман будет.
Тем интереснее узнать, как эта сюжетная линия будет складываться в пятом сезоне (наверняка, не последнем). Мы уже видели намеки на то, что отношения Джимми и Ким постепенно изнашиваются (грустный пролог 7-й серии «Что‑то глупое»), поэтому новый виток карьеры под личиной Сола Гудмана может стать для них последней каплей. Учитывая, что Ким ни разу не упоминалось в сюжете «Во все тяжкие». Уже ясно, что новой большой проблемой для бизнеса картеля станет введенный в сюжет Лало Саламанка, и Сол Гудман примет в этом непосредственное участие. Ведь когда персонаж Оденкерка впервые столкнулся с Уолтером и Джесси, он как раз в панике кричал «вас подослал Лало». Не будем забывать и про редкие порции черно-белых отрывков из будущего, которые заглядывают в события уже после «Во все тяжкие» и в конце концов должны подвести к какому‑то важному завершению. Пока мы видели только, что в Омахе он проживает под именем Джин Таковик, работает в кафе Cinnabon, до обморока боится слежки, но очень скучает по временам Сола Гудмана. Кстати, в четвертом сезоне зрителям явили и новый вид флэшфорворда — тот, что разворачивается непосредственно прямо во время событий «Во все тяжкие» (сцена, где Сол пакует вещи в офисе для побега в Омаху). Так что в этом направлении тоже возможны сюрпризы.
В целом складывается ощущение, что только сейчас «Лучше звоните Солу» вместе со своим главным героем отправляется в по-настоящему большое плавание. Казалось бы, чем ближе шоу подбирается к событиям «Во все тяжкие», тем больше его должны сковывать сюжетные рамки предшественника, но здесь все наоборот — как будто перед сериалом открываются новые большие возможности, чтобы задышать полной грудью.
Австралийской группировке друзей-киношников Blue-Tongue Films, откуда вышли братья Нэш и Джоэл Эдгертон, а также фильмы «Ровер», «По волчьим законам» и «Опасный бизнес», доверили сделать для американского телеканала FX убийственный сериал с убийственной улыбкой про скромную личную жизнь лютого киллера, который внешними данными и повадками напоминает Майка и Уолтера Уайта. Первый сезон содержит шесть прекрасных эпизодов по 25 минут. Будет и второй.
Тоже спин-офф известного сериала — латиноамериканское продолжение «Сынов анархии» про маянский мотоклуб, куда спустя два года после смерти Джекса Теллера из тюрьмы возвращается один из персонажей оригинального сериала. Теперь это американская сага Курта Саттера на двух колесах разворачивается в сторону проблем на границе с Мексикой.
Неизбежно притягивающий сравнения с «Во все тяжкие» сериал Netflix про финансового консультанта (Джейсон Бейтман), который вместе с семьей в маленьком городке отмывает деньги для мексиканского наркокартеля, скатываясь в бездну аморальных поступков. Сериал уже прошел проверку на вшивость отличным вторым сезоном. Третьему быть.