«Афиша Daily» встретилась с режиссером «Аутло» Ксенией Ратушной и продюсером Вероникой Чибис и узнала, насколько сложно снимать ЛГБТ-кино в стране, где сообщества помощи подросткам-гомосексуалам блокируют по решению суда, а «мужеложство» в недавнем прошлом было уголовным преступлением.

В СССР не было секса, а в современной России нет подростковой гомосексуальности. Авторы фильма «Аутло» решили опровергнуть оба этих тезиса. В их картине есть как любовный треугольник, где гомосексуальный старшеклассник и оторванная девица сражаются за внимание гетеросексуального юноши, так и провокационная история любви советского генерала и танцовщицы-трансгендера.

Так выглядит первый тизер «Аутло»

Кто придумал «Аутло»

Режиссером (и инвестором) «Аутло» стала Ксения Ратушная — генеральный директор PR-агентства Irony Production. В 2014-м Irony прославилось спецпроектом «Кокаин» — креативщики создали дзен-сайт, который позволял следить за растущими курсами валют и ценами на, собственно, кокс. Через полгода после запуска его заметил и заблокировал Роскомнадзор.

Продюсировать фильм взялись Вероника Чибис и Алексей Пащенко (Chibis Production). В 2016-м они выступили сопродюсерами фильма «Источник» с Иваном Янковским. Картина была примечательна сопутствующим социальным проектом «Ты — главный герой. Современная легенда», который состоял из серии мотивационных роликов.

Ксения Ратушная
Режиссер

В 23 года я основала PR-агентство. У меня всегда была тяга к риску, а именно к тому, чего другие опасаются из имиджевых соображений. Пять лет назад мы предлагали клиентам услугу по ведению соцсетей после смерти. Рекламное агентство и смерть — это плохие ассоциации, и едва ли кто-то из моих коллег решился бы на такое. При этом крупных клиентов это не смущает — им в первую очередь хочется хайпануть.

Дебютировать в кино — это скорее внутренний порыв. Я начала с учебной работы — короткометражки «Магнетизм» (в ней тоже фигурирует любовный треугольник — между девушкой-атеисткой, священником и криминальным авторитетом. — Прим. ред.). Я была не очень довольна отснятым материалом. Однако на постпродакшене мы познакомились с Вероникой.

Вероника Чибис
Продюсер

Ксюша прислала нам сценарий, и сначала я, честно говоря, расстроилась. История мне не понравилась с драматургической точки зрения, дело было не в теме — оправданный эпатаж я как раз люблю. Я поехала отказываться, но через несколько минут общения с Ксенией я поняла, что это любовь. Мы очень удачно совпали. Если мы снимаем секс, то без «О боже мой, мы снимаем секс!», а честно, смело и откровенно.

Мы доработали сценарий и рано начали кастинг — на главную роль мы искали кого-то вроде Тимоте Шаламе из «Зови меня своим именем». Этот фильм вообще очень вовремя вышел (мировая премьера прошла на американском кинофестивале «Сандэнс» в январе 2017-го. В России состоялся ряд показов в январе 2018-го, но в широкий прокат фильм не выходил. — Прим. ред.).

В целом хочу сказать, что факт того, что Ксюша не из киноиндустрии, — это огромная удача. По моему опыту, у молодых российских режиссеров очень низкая работоспособность, они сразу мнят себя Тарковскими и не умеют вести диалог с продюсерами. Борьба с махровым непрофессионализмом и амбициями жутко выматывает. В результате мы получаем то, что получаем. У Ксюши такого нет — она в первую очередь руководствуется интересами кино, а не своими собственными. В итоге нам удалось уложиться даже в меньшую сумму, чем мы планировали.

© Пресс-материалы

Где можно будет посмотреть фильм

Важно понимать, что снимать кино в России с префиксом «ЛГБТ» — дело заранее гиблое. Уже сама тема почти наверняка убивает перспективу на госфинансирование — от Министерства культуры и «Фонда кино». Частные инвесторы тоже не горят желанием вкладываться в фильм, у которого будут очевидные проблемы с получением прокатного удостоверения. По сути, такое кино снимают с прицелом на зарубежные и российские фестивали, то есть мимо проката. И на личные средства.

Ксения Ратушная
Режиссер

Мы сразу поняли, что фильм будет ориентирован на западные фестивали и на зарубежный прокат. К «Аутло» уже проявили интерес Франция, Великобритания и Германия — сейчас мы ведем переговоры с продюсерами. В России мы, скорее всего, не получим прокатное удостоверение из-за закона о пропаганде гомосексуализма. У нас, конечно, фильм не пропагандистский, но государство, как всегда, все понимает по-своему.

На самом деле я рада, что мы обошлись без сторонних инвестиций. Мало кто из режиссеров может себе позволить полностью контролировать процесс и реально участвовать в принятии решений. По сути, одна из главных задач дебютанта — контроль над финальным монтажом. Все его хотят, но не все получают. В остальном я не хотела бы заработать на фильме — будет хорошо, если он просто окупится. Или хотя бы вернет чуть-чуть. С финансовой точки зрения я буду довольна.

Вероника Чибис
Продюсер

Во-первых, мы в любом случае попробуем получить прокатное удостоверение и посмотрим, какой будет реакция государства. Во-вторых, мы покажем фильм отборщикам — у российских зрителей должен быть шанс увидеть «Аутло» хотя бы на фестивалях. Мы надеемся успеть сделать это до принятия нового закона о фестивалях — в ином случае мы не сможем устроить даже закрытый показ для друзей. В-третьих, у нас будет онлайн-релиз.

У нас нет цели отбить производство фильма в прокате, поскольку съемки проходят на личные средства Ксении. Это скорее морально-этический вопрос — мы просто хотим, чтобы картина нашла своего зрителя. Если с прокатом у нас совсем не сложится, мы просто выложим фильм в сеть после фестивалей.

Хотя изначально мы искали финансирование, подавали фильм на питчинги. Когда закончатся съемки, мы покажем материал европейским продюсерам в расчете на копродукцию в ходе постпродакшена. Мы безуспешно пытались связаться с частными инвесторами у нас.

© Пресс-материалы

О чем фильм и так ли он скандален

Само словосочетание «ЛГБТ-кино» привлекает к фильму негативное внимание. В августе 2017-го художественный руководитель Московского концептуального театра Кирилл Ганин пустил слух, что в фильме Кирилла Серебренникова «Лето» Виктор Цой представлен «гомосексуалистом». Авторы фильма опровергли Ганина, однако в эпоху фейк-ньюс опровержения читают только самые дотошные. В материале «Новой газеты» среди причин низких сборов «Лета» был назван и «негативный сарафан».

Вероника Чибис
Продюсер

На ранних этапах мы много общались с ЛГБТ-сообществом и с психологами — нам было важно понять, насколько наша история жизненна. По сюжету старшеклассник-гей влюбляется в своего гетеросексуального одноклассника, которого также пытается завоевать девушка по кличке Аутло. Возникает любовный треугольник, где замешаны гомосексуал, первый красавец класса и слегка психопатичная школьница. Мы показываем типичную подростковую среду, где в ходу шутки про «пидоров». Узнав про влюбленность своего одноклассника, наш гетеросексуальный герой сначала реагирует агрессивно, однако неожиданно для самого себя задумывается и перестает мыслить стереотипами.

Ксения Ратушная
Режиссер

Советская линия рассказывает о танцовщице-трансгендере Нине, которая влюбляется в женатого генерала. Любовь оказывается взаимной, но они, разумеется, вынуждены ее скрывать. Такие истории в СССР были, несмотря на то что гомосексуальные связи были запрещены, особенно военным. Трансгендеры были и вовсе за гранью разумного. В исходном сценарии события разворачивались в 1975-м, однако в итоге мы перенесли их на десять лет позже — в канун перестройки, когда, казалось бы, все могло разрешиться совершенно иначе.

Многие члены съемочной группы сначала восприняли сюжет как бытовой — в духе Дарденнов, когда камера снимает все как есть. У нас же все очень метафорично и максимально художественно — такой поэтический сюрреализм. Герои видят сюжеты из «Декамерона», вписки рифмуются с картинами Босха, а учительница отсылает школьников (и зрителей) к диалогу «Пир» Платона (диалог о любви, пронизанный множеством гомосексуальных мотивов. — Прим. ред.).

И хотя мы заявляем «Аутло» как ЛГБТ-драму, я считаю, что наша история шире и богаче. Мы все же ориентировались на общехудожественные вещи, а не на определенное направление в кино. Даже «Зови меня своим именем» нельзя в полном смысле назвать ЛГБТ-кино — это фильм про первую любовь.

© Пресс-материалы

С чем столкнулись авторы фильма

В России, например, есть целый международный фестиваль ЛГБТ-кино «Бок о бок», но и ему приходится выживать. В 2011-м в ходе региональных показов националисты и православные активисты угрожали его организаторам и зрителям, из-за чего сеансы в Новосибирске и Кемерове были сорваны. В 2012-м прокуратура обвинила кинофестиваль в нарушении закона об иностранных агентах — после длительного процесса суд вынес штраф в 500 тысяч рублей. Отдельный штраф в 300 тысяч вынесли директору фестиваля Гюльнаре Султановой. Однако в 2013-м Городской суд Санкт-Петербурга обнаружил в деле серьезные процессуальные нарушения и отменил оба штрафа.

«Мы просто делаем свое дело и стараемся не афишировать, о чем наш фильм. Под каждое место съемок у нас есть адаптированная легенда. В отеле «Советский» мы якобы снимали обычное ретро про танцы»
Ксения Ратушная
Режиссер фильма «Аутло»

Возникали проблемы и внутри съемочной группы. Изначально на роль молодой Нины был утвержден другой актер. С ним сразу оговорили, что ему придется серьезно изменить внешность. Репетиции продолжались полгода, но в итоге он отказался. Его агента смутило выщипывание бровей — он заявил, что будет похож на гея и ему больше не дадут другие роли. В последний момент его заменил актер Евгений Окороков.

Вероника Чибис
Продюсер

Подобные ситуации часто возникали еще на пробах — агенты просто отказывались предлагать актерам роль в «Аутло». Наш кастинг-директор звонит, спрашивает, удалось ли показать сценарий актеру, и в ответ получает: «Зачем я ему буду такое показывать? Ну живут там себе геи — и пусть живут». Многие актеры отказывались, даже несмотря на свою гомосексуальность, поскольку боялись, что роль гея может сойти за официальный каминг-аут.

В итоге «Аутло» неожиданно для нас самих оказался просветительским проектом. На каждой смене кто-то открывает для себя нечто новое. Наш ведущий актер после эпиляции и коррекции бровей узнал многое о женском мире. Когда мы отсняли сцену оргии (довольно метафорическую), съемочная группа разъезжалась с самыми разными впечатлениями — одни в дичайшем восторге, другие с трясущимися руками. Лично я посчитала, что мы сняли все слишком эстетично и недостаточно трэшево.

Премьера фильма «Аутло» назначена на 2019 год.

Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!