Уилсон, Фабр, Някрошюс, суматоха в грязи и апокалипсис в спичечном коробке: «Афиша Daily» рассказывает, чего ждать от главных театральных фестивалей осени в Москве и Петербурге.

1–8 сентября. «Любимовка»

Новые лучшие пьесы на русском языке

Самый авторитетный и знаменитый российский фестиваль современной драматургии открывает фестивальную осень в Москве. Из 646 присланных на конкурс пьес ридеры отобрали 24. Эти тексты в формате читок за восемь дней в режиме нон-стоп будут представлены в «Театр.doc». Среди участников — авторы из России, Украины, Болгарии, Израиля и Белоруссии. Кроме основной программы, есть еще несколько параллельных: Fringe (самые странные тексты), образовательная (лекции и семинары) и внеконкурсная (новые пьесы состоявшихся авторов).

Вот несколько интригующих названий: «Похитители аккумуляторов», «Пол это лава, а Маша шалава», «… [Член] моего старшего брата». Главный интерес посещения читок — стать первым свидетелем обнародования пьес, многие из которых в скором времени будут ставить по всей стране. На все мероприятия «Любимовки» вход свободный по регистрации на сайте.

Кроме того, «Любимовка» и «Афиша Daily» прямо сейчас проводят конкурс пьес-скриншотов, в котором еще можно успеть поучаствовать!

Подробности по теме
Весь мир — скриншот: конкурс «Афиши Daily» и «Любимовки» на лучшую пьесу в смартфоне
Весь мир — скриншот: конкурс «Афиши Daily» и «Любимовки» на лучшую пьесу в смартфоне

14–30 сентября. «Александринский»

Московские прогрессисты и много локальных экспериментаторов

«Я свободен. Частично»

Обычно на фестивале «Александринский» в Петербурге показывают новый европейский театр, но в этот раз по случаю пятилетия экспериментальной Новой сцены Александринки программу составили из гастролей прогрессивных московских премьер «Электротеатра Станиславский» («Галилео», «Сверлийцы») и продукций импресарио Федора Елютина («£¥€$», «Этикет») и здешних камерных экспериментальных постановок.

Есть, например, редкая возможность практически разом увидеть диптих театра Post — два спектакля по одной пьесе Павла Пряжко в постановке двух самых радикальных минималистов российского театра: «Я свободен» Дмитрия Волкострелова и «Я свободен. Частично» Всеволода Лисовского. Здесь же — две вещи панков-концептуалистов Театра «Тру» — «Молодость жива» и премьерная «Российская А.Азбука». Также не рекомендуем упустить псковскую «Реку Потудань» в постановке Сергея Чехова, одного из самых интересных режиссеров-формалистов нового поколения.

Подробности по теме
Психолог, дизайнер и космический инженер смотрят секретный спектакль «Etiquette»
Психолог, дизайнер и космический инженер смотрят секретный спектакль «Etiquette»

21–30 сентября. «Гаврош»

Высококлассные детские спектакли из Германии

«Механический балет»

Каждый год фестиваль детского театра «Гаврош» привозит в Москву спектакли из какой-нибудь одной страны — например, Израиля или Голландии. В этом году все спектакли — из Германии. Самых требовательных зрителей (от двух лет) нужно вести на трепетную «Маленькую историю» берлинского «Театра o.N.»; младшеклассникам должен особенно понравиться супрематический «Механический балет» дюссельдорфского Theater Der Klänge; а тинейджеры оценят инди-перформанс «Платформа» Theater Strahl. Полное расписание — здесь.

1–11 октября. Solo

Моноспектакли всех сортов

«Последний клоун на Земле»

Октябрь в Москве начнется с международного фестиваля моноспектаклей, базирующегося в театральном центре «На Страстном». В программе — спектакли из Италии, Германии, Франции, Люксембурга и России. В первую очередь идти нужно на премьеру Евгения Гришковца «Предисловие» (спектакль по случаю выхода книги «Театр отчаяния»), чувственный гимн красоте «Песнь песней» итальянца Роберто Латини и эксцентричное прощание со вселенной «Последний клоун на Земле» Антона Адасинского.

Подробности по теме
«Не актер так выпучить глаза не сможет»: отрывок из нового романа Гришковца
«Не актер так выпучить глаза не сможет»: отрывок из нового романа Гришковца

2–13 октября. «Балтийский дом»

Новые работы мэтров европейского театра

«Цинк»

На «Балтийский дом» в Петербург в этом году нужно ехать как минимум ради трех спектаклей. Два из них — литовские. Сумрачный гений Эймунтас Някрошюс едет с премьерой по «Цинковым мальчикам» и «Чернобыльской молитве» Светланы Алексиевич. Тем временем эксцентрик-экзистенциалист Оскарас Коршуновас, многажды восхищавший европейскую публику свихнувшимися буффонадами по обэриутам, а потом сдержанными посиделками по Чехову и Горькому, на этот раз приглашен с камерным спектаклем «Сумасшедший» по «Запискам сумасшедшего» Гоголя. Третий хедлайнер — голландский маэстро душераздирающего театрального эстетизма Иво ван Хове с инсценировкой романа Луиса Куперуса, эпической семейной саги «То, что проходит мимо».

5–14 октября. «Образцовфест»

Удивительные кукольные спектакли

«Степной ноктюрн, или Между закатом и рассветом»

В программу главного кукольного фестиваля Москвы вошли в этом году спектакли театров, которые практически никогда до Москвы не добираются: из Испании, Киргизии, Азербайджана, Эстонии, Армении, Молдавии, Белоруссии — и даже из Донецка и Луганска. Больше всего интригуют аккуратный «Степной ноктюрн, или Между закатом и рассветом» из Петропавловска и неоново-наскальный «Петя и волк» из Гранады. А один из самых интересных кукольников постсоветского пространства Александр Янушкевич едет на «Образцовфест» с изобретательным брестским спектаклем «Мой папа — птиц».

15 октября — 6 ноября. Context. Diana Vishneva

Современная хореография в лучшем виде

«Венесуэла»

Фестиваль современной хореографии Context проходит параллельно в Москве и Петербурге. В программе — смотр работ молодых российских хореографов и гастрольные показы самых интересных мировых команд современного балета.

Главные события этого года — спектакль «Венесуэла» знаменитой израильской танцевальной компании «Батшева» (хореограф Охад Наарин) и три одноактных балета в одном «Вечере национального балета Канады»: «Emergence» Кристал Пайт, «Paz de la Jolla» Джастина Пека и «Being and Nothingness» («Бытие и ничто», по Сартру) Гийома Коте.

12–24 октября. «Территория»

Танцы, смерть и виртуальная реальность

«Лекция о ничто»

На «Территории» надо смотреть примерно все. «Show» британского хореографа Хофеша Шехтера обещает предъявить «пульсирующий ритм с головокружительной языческой хореографией» на пересечении «танца, театра и рок-концерта». «Ангел смерти» Яна Фабра — не «Гора Олимп», но тоже интересно: актриса ведет диалог с видеозаписью, на которой показывают напряженного классика современной хореографии Уильяма Форсайта, размышляющего о смерти в Музее анатомии.

Обязательно надо посмотреть, до чего доводят поиски пересечений современного искусства и технологий дополненной реальности; этим занимается британская танцевальная компания AФE, которая покажет мультижанровый «Whist» в галерее ММОМА на Гоголевском. Если попытаться выделить из лайнапа одного хедлайнера, им, пожалуй, окажется ветеран американского авангарда Роберт Уилсон с моноспектаклем по «Лекции о ничто» Джона Кейджа. Полное расписание — здесь.

Подробности по теме
«Горло перерезают, кишки валяются — но обхохочешься»: критики о «Горе Олимп»
«Горло перерезают, кишки валяются — но обхохочешься»: критики о «Горе Олимп»

2–6 ноября. «БТК-фест»

Кукольный концлагерь и апокалипсис в спичечном коробке

«Темная комната»

Чтобы окончательно развеять представление о том, что театр кукол — это зайчики с белочками на палках, разговаривающие писклявыми голосами, — нужно съездить в Петербург на «БТК-фест» и посмотреть там завораживающую «Темную комнату» французского театра Plexus Polaire или детский «H.G.» швейцарцев Trickster для пяти зрителей. Главное — не пропустить «KAMP» голландской команды Hotel Modern — они выстраивают макет концлагеря, снимают его на камеру, и получается кино, в котором кукольники оказываются великанами-смотрителями среди крохотных хрупких кукол-заключенных. А еще специально для фестиваля московский театр «Тень» восстанавливает свой легендарный крошечный «Апокалипсис» в спичечном коробке.

27 ноября — 23 декабря. «NET — Новый европейский театр»

Новый Марталер и танцы в грязи

«Мы возьмем на себя»

Благодаря фестивалю NET каждый год мы узнаем новые имена актуального европейского театра. Поэтому всегда трудно предугадать, кто на сей раз выстрелит, как некогда немец Кристоф Марталер или эстонцы «Театр № 99».

Марталер и эстонцы, кстати, участвуют и в этом году. Первый едет со спектаклем «Мы возьмем на себя», в котором почтенные дамы и господа убивают время на борту бороздящего космические просторы звездолета. Вторые — со взвинченной вечеринкой в грязищи; спектакль так и называется — «Грязь». Еще сообщается об участии по крайней мере трех значительных европейских коллектива, но пока без подробностей.