«Лавочка закрывается, пора откешиться»: банкир смотрит спектакль «£¥€$»

29 июня 2018 в 18:36
Фотография: Дарья Нестеровская
Импресарио Федор Елютин и компания Ontroerend Goed создали московскую версию бельгийского проекта «£¥€$ (ложь)» — интерактивный спектакль пополам с настольной игрой про банки и кризис. Чтобы узнать, насколько достоверно представлено устройство современной экономики, «Афиша Daily» привела на премьеру банкира и преподавателя МГУ Александра Куличкова.

Бельгийская команда Ontroerend Goed уже четвертый раз заступает на территорию московского театра. До этого были «Твоя_игра», «Smile_Off» и «Кандидат» — все перенесены на рельсы отечественной прокатной индустрии импресарио Федором Елютиным. В «£¥€$ (ложь)» зрители сидят за игорными столами, игру ведут крупье, ставки превращаются в инвестиции, фишки постепенно заменяются облигациями, облигации — займами. Напряжение нарастает, и вдруг кредитный рейтинг вашего региона становится для вас жизненно важным.

Александр Куличков

банкир, бизнес-тренер, преподаватель МГУ

«Я видел [другой спектакль этой же компании] «Кандидата». Прослеживается определенная технология. Задействованы молодые актеры, которые имеют даже какое-то пространство для импровизации. По-моему, это замечательно. И вообще направление интересное. Единственное — когда актеры говорят про институциональную экономику, транзакционные издержки и вот это все, и я заглядывал им в лица, меня не покидало сомнение: понимают ли они действительно, о чем говорят.

В целом же спектакль иллюстрирует механизмы, которые на самом деле есть. Это, естестественно, подается в доступной форме для человека с улицы — и все будет понятно даже подростку. Спектакль похож на иллюстративный материал для школьников, изучающих экономику в одиннадцатом классе. Можно всем классом сходить, перед этим послушать лекцию преподавателя о том, как работает межбанковский рынок, в чем причины кризисов, как на рынке складывается кризис доверия. Дети погрузятся в эту иммерсивную историю и в дальнейшем могут уже сами выйти на интересную дискуссию.

То есть спектакль, конечно, не детский, он отлично подойдет для неофитов в экономике любого возраста. Но и как учебная иллюстрация, по-моему, тоже мог бы быть интересен. Огромное количество людей вообще не представляет, как работает денежный рынок. Формировать понимание всего этого можно и нужно, и почему бы не делать это таким интересным иммерсивным способом.

Они специально так сделали, что все происходит в душном помещении, и люди начинают подугорать? Я прям взмок. Это специально сделано? Ого, классно, на самом деле. Абсолютно natural. Становится жарко не только в переносном смысле, но и буквально.

[С точки зрения банковского дела] все вполне корректно. В спектакле нет никакой дидактики, нет никакого осуждения — мол, кто-то что-то плохо делает, кто-то кого-то обманывает. Там нет ничего и про так называемый «эффект люцифера», когда кто-то впадает в раж, и из-за этого потом все страдают. Такого дидактического месседжа там нет. И это хорошо!

Ведь экономические кризисы случаются потому, что таков механизм, а не потому, что кто-то кого-то обманывает
Александр Куличков
банкир, бизнес-тренер, преподаватель МГУ

Другого механизма пока не придумали. К сожалению, чем больше мы взаимодействуем друг с другом, тем более взаимозависимыми становимся. А парадокс в том, что чем больше мы взаимозависимы, тем больше риска в нашей деятельности — в данном случае экономической. Но и в личных контактах то же самое. Чем вы ближе с человеком, тем больше вы рискуете. Если по каким-то независящим от вас причинам он начинает проявлять оппортунистическое поведение, тем больше вы начинаете от него страдать. В это есть даже определенный философский смысл, не только экономический.

Интересно, что недавно всплыло: самые известные эксперименты в социальной психологии, включая милгрэмовский эксперимент и Стэнфордский тюремный эксперимент, оказались подделками. Сейчас это широко обсуждается. Как преподаватель, который годами рассказывает об этих экспериментах на лекциях, я нахожусь в некотором шоке. Оба эксперимента проводились для того, чтобы доказать очень простую вещь: наши социальные роли активизируют некий негатив в человеке. Поставь человека надзирателем, и он действительно превратится в надзирателя. Общество так устроено, что социальные роли активизируют в нас негатив, нашего внутреннего люцифера. То же самое и на рынке. Если вы трейдер на рынке, то по-любому в вас активируется некая жадность, стервозность и тому подобное.

А нет! Человек немножко сложнее. Участники спектакля в принципе поставлены в обстоятельства, когда нужно проявлять жадность и хищническое поведение. Но когда у меня не оказалось ни одной фишки, соседи по столу совершенно запросто со мной делились своими: «На, возьми». Абсолютно спокойно. Как будто мы не в казино, а в поход вместе пошли. «Ой, ты ложку забыл? Держи мою».

Можно было бы, конечно, заострить этот момент. Придумать некий приз, за который бы все боролись в условиях жесткой конкуренции. И тогда, возможно, люди, как в стэнфордтском эксперименте, выпустили бы своих люциферов. Но, возможно, это отсутствие остроты — необходимое условие, для того чтобы спектакль лучше продавался. Все были очень милы и расслаблены. И сделано все аккуратно и с юмором.

Самая обсуждаемая тема сегодня на рынке — два прогноза крупнейших управляющих хедж-фондами, [Грега Коффи и Луиса Бэкона]. Это люди, чье мнение на рынке действительно имеет значение. Оба прогнозируют повторение кризиса. С этого все и начинается: у кого-то появляется сомнение. Оба — независимо друг от друга — намекают, что, ребята, лавочка скоро закроется, пора откешиться. То есть выйти в кеш, сбросить все бумаги по максимуму. Поразительное совпадение: в игре все происходит точно так же. И наоборот, эксперты как бы говорят: «Игра подходит к финалу». Именно сегодня были опубликованы эти прогнозы, я пошел смотреть спектакль — и он оказался ровно об этом же. Чистая иллюстрация актуальных событий на рынке».

Расскажите друзьям