1–8 сентября. «Любимовка»
Новые лучшие пьесы на русском языке
Самый авторитетный и знаменитый российский фестиваль современной драматургии открывает фестивальную осень в Москве. Из 646 присланных на конкурс пьес ридеры отобрали 24. Эти тексты в формате читок за восемь дней в режиме нон-стоп будут представлены в «Театр.doc». Среди участников — авторы из России, Украины, Болгарии, Израиля и Белоруссии. Кроме основной программы, есть еще несколько параллельных: Fringe (самые странные тексты), образовательная (лекции и семинары) и внеконкурсная (новые пьесы состоявшихся авторов).
Вот несколько интригующих названий: «Похитители аккумуляторов», «Пол это лава, а Маша шалава», «… [Член] моего старшего брата». Главный интерес посещения читок — стать первым свидетелем обнародования пьес, многие из которых в скором времени будут ставить по всей стране. На все мероприятия «Любимовки» вход свободный по регистрации на сайте.
Кроме того, «Любимовка» и «Афиша Daily» прямо сейчас проводят конкурс пьес-скриншотов, в котором еще можно успеть поучаствовать!
14–30 сентября. «Александринский»
Московские прогрессисты и много локальных экспериментаторов
Обычно на фестивале «Александринский» в Петербурге показывают новый европейский театр, но в этот раз по случаю пятилетия экспериментальной Новой сцены Александринки программу составили из гастролей прогрессивных московских премьер «Электротеатра Станиславский» («Галилео», «Сверлийцы») и продукций импресарио Федора Елютина («£¥€$», «Этикет») и здешних камерных экспериментальных постановок.
Есть, например, редкая возможность практически разом увидеть диптих театра Post — два спектакля по одной пьесе Павла Пряжко в постановке двух самых радикальных минималистов российского театра: «Я свободен» Дмитрия Волкострелова и «Я свободен. Частично» Всеволода Лисовского. Здесь же — две вещи панков-концептуалистов Театра «Тру» — «Молодость жива» и премьерная «Российская А.Азбука». Также не рекомендуем упустить псковскую «Реку Потудань» в постановке Сергея Чехова, одного из самых интересных режиссеров-формалистов нового поколения.
21–30 сентября. «Гаврош»
Высококлассные детские спектакли из Германии
Каждый год фестиваль детского театра «Гаврош» привозит в Москву спектакли из какой-нибудь одной страны — например, Израиля или Голландии. В этом году все спектакли — из Германии. Самых требовательных зрителей (от двух лет) нужно вести на трепетную «Маленькую историю» берлинского «Театра o.N.»; младшеклассникам должен особенно понравиться супрематический «Механический балет» дюссельдорфского Theater Der Klänge; а тинейджеры оценят инди-перформанс «Платформа» Theater Strahl. Полное расписание — здесь.
1–11 октября. Solo
Моноспектакли всех сортов
Октябрь в Москве начнется с международного фестиваля моноспектаклей, базирующегося в театральном центре «На Страстном». В программе — спектакли из Италии, Германии, Франции, Люксембурга и России. В первую очередь идти нужно на премьеру Евгения Гришковца «Предисловие» (спектакль по случаю выхода книги «Театр отчаяния»), чувственный гимн красоте «Песнь песней» итальянца Роберто Латини и эксцентричное прощание со вселенной «Последний клоун на Земле» Антона Адасинского.
2–13 октября. «Балтийский дом»
Новые работы мэтров европейского театра
На «Балтийский дом» в Петербург в этом году нужно ехать как минимум ради трех спектаклей. Два из них — литовские. Сумрачный гений Эймунтас Някрошюс едет с премьерой по «Цинковым мальчикам» и «Чернобыльской молитве» Светланы Алексиевич. Тем временем эксцентрик-экзистенциалист Оскарас Коршуновас, многажды восхищавший европейскую публику свихнувшимися буффонадами по обэриутам, а потом сдержанными посиделками по Чехову и Горькому, на этот раз приглашен с камерным спектаклем «Сумасшедший» по «Запискам сумасшедшего» Гоголя. Третий хедлайнер — голландский маэстро душераздирающего театрального эстетизма Иво ван Хове с инсценировкой романа Луиса Куперуса, эпической семейной саги «То, что проходит мимо».
5–14 октября. «Образцовфест»
Удивительные кукольные спектакли
В программу главного кукольного фестиваля Москвы вошли в этом году спектакли театров, которые практически никогда до Москвы не добираются: из Испании, Киргизии, Азербайджана, Эстонии, Армении, Молдавии, Белоруссии — и даже из Донецка и Луганска. Больше всего интригуют аккуратный «Степной ноктюрн, или Между закатом и рассветом» из Петропавловска и неоново-наскальный «Петя и волк» из Гранады. А один из самых интересных кукольников постсоветского пространства Александр Янушкевич едет на «Образцовфест» с изобретательным брестским спектаклем «Мой папа — птиц».
15 октября — 6 ноября. Context. Diana Vishneva
Современная хореография в лучшем виде
Фестиваль современной хореографии Context проходит параллельно в Москве и Петербурге. В программе — смотр работ молодых российских хореографов и гастрольные показы самых интересных мировых команд современного балета.
Главные события этого года — спектакль «Венесуэла» знаменитой израильской танцевальной компании «Батшева» (хореограф Охад Наарин) и три одноактных балета в одном «Вечере национального балета Канады»: «Emergence» Кристал Пайт, «Paz de la Jolla» Джастина Пека и «Being and Nothingness» («Бытие и ничто», по Сартру) Гийома Коте.
12–24 октября. «Территория»
Танцы, смерть и виртуальная реальность
На «Территории» надо смотреть примерно все. «Show» британского хореографа Хофеша Шехтера обещает предъявить «пульсирующий ритм с головокружительной языческой хореографией» на пересечении «танца, театра и рок-концерта». «Ангел смерти» Яна Фабра — не «Гора Олимп», но тоже интересно: актриса ведет диалог с видеозаписью, на которой показывают напряженного классика современной хореографии Уильяма Форсайта, размышляющего о смерти в Музее анатомии.
Обязательно надо посмотреть, до чего доводят поиски пересечений современного искусства и технологий дополненной реальности; этим занимается британская танцевальная компания AФE, которая покажет мультижанровый «Whist» в галерее ММОМА на Гоголевском. Если попытаться выделить из лайнапа одного хедлайнера, им, пожалуй, окажется ветеран американского авангарда Роберт Уилсон с моноспектаклем по «Лекции о ничто» Джона Кейджа. Полное расписание — здесь.
2–6 ноября. «БТК-фест»
Кукольный концлагерь и апокалипсис в спичечном коробке
Чтобы окончательно развеять представление о том, что театр кукол — это зайчики с белочками на палках, разговаривающие писклявыми голосами, — нужно съездить в Петербург на «БТК-фест» и посмотреть там завораживающую «Темную комнату» французского театра Plexus Polaire или детский «H.G.» швейцарцев Trickster для пяти зрителей. Главное — не пропустить «KAMP» голландской команды Hotel Modern — они выстраивают макет концлагеря, снимают его на камеру, и получается кино, в котором кукольники оказываются великанами-смотрителями среди крохотных хрупких кукол-заключенных. А еще специально для фестиваля московский театр «Тень» восстанавливает свой легендарный крошечный «Апокалипсис» в спичечном коробке.
27 ноября — 23 декабря. «NET — Новый европейский театр»
Новый Марталер и танцы в грязи
Благодаря фестивалю NET каждый год мы узнаем новые имена актуального европейского театра. Поэтому всегда трудно предугадать, кто на сей раз выстрелит, как некогда немец Кристоф Марталер или эстонцы «Театр № 99».
Марталер и эстонцы, кстати, участвуют и в этом году. Первый едет со спектаклем «Мы возьмем на себя», в котором почтенные дамы и господа убивают время на борту бороздящего космические просторы звездолета. Вторые — со взвинченной вечеринкой в грязищи; спектакль так и называется — «Грязь». Еще сообщается об участии по крайней мере трех значительных европейских коллектива, но пока без подробностей.