В год Иеронима Босха по всей Европе открываются выставки — но музеев много, а Босх один. Поэтому на помощь приходят разные «интерактивные» проекты. Вот лишь несколько:
Интерактивный проект позволяет в мельчайших деталях исследовать триптих «Сад земных наслаждений».
Приложение для смартфона помогает сделать фотоснимок в духе Босха, добавив на любую фотографию предметы и героев с его картин.
В Хертогенбосе уже открылась крупнейшая ретроспектива Босха. А в главной кузнице Хертогенбоса можно поучаствовать в изготовлении нового символа города — трехликой совы, которую художник часто изображал.
Испанский дизайнер Начо Карбонелл делает выставку предметов интерьера, «сошедших» с картин Босха.
На тему Босха в этом году выскажутся режиссер Питер Гринуэй и братья Чепмен. Макабрические перформансы группы Hieronymus B. многие уже видели
В России выставка Босха проходит не в Пушкинском (его немножко показывали по случаю столетия музея 4 года назад), не в Эрмитаже, и не в Третьяковке. Да и вообще это не выставка картин. Полотна мастера проплывают по огромным экранам в виде замысловатого слайдшоу на Artplay: используются десятки проекторов, играет музыка.
Российскими первопроходцами в организации таких шоу были iVision, — в 2013-м эта российская компания купила у австралийской Grande Exhibitions франшизу на показ мультимедийных выставок и арендовала для этого помещение на Artplay. Первая выставка iVision «Ожившие полотна Ван Гога» стала настоящим блокбастером — только в Москве ее посетило около 200 тысяч человек. Для сравнения — выставка работ знаменитой русской художницы Натальи Гончаровой в Третьяковской галерее привлекла 140 тысяч зрителей, а выставка из коллекции Костаки всего 70 тысяч.
Входной билет на «выставку Ван Гога» стоил 500 рублей: кто-то решил, что платить столько за «картинки, которые показывает проектор» дорого, но сотни тысяч человек денег не пожалели. По некоторым источникам, только в столице организаторы заработали на билетах около 50 млн руб. Представители iVision в разговоре с «Афишей Daily» эту цифру комментировать отказались.
Что говорили посетители
«Это первое мое посещение выставки в 3D измерении, поэтому все было свежо и интересно. Понравилось, что можно лечь на кресла, и лежа наблюдать, как одна картина сменяет другую», — Катерина Солнечная, afisha.ru
«Ван Гог в гробу ворочается. Ни к искусству живописи ни к искусству кино отношения это не имеет. Реклама Ван Гога, не более того», — Лида Лиднева, afisha.ru
«Ходила с сыном 11-ти лет, он в восторге — и от полотен, и от световых инсталляций и от музыки. Все в совокупности производит неизгладимое впечатление — расслабляет, уходить не хочется», — Ирина, afisha.ru
На подъеме интереса к мультимедийным проектам в 2014 году на Artplay образовалось собственное подразделение, занимающееся выставками, Artplay Media. Их первым собственным проектом стала выставка «Великие модернисты. Революция в искусстве», в сентябре 2015 года переехавшая в торговый центр «Авиапарк», а затем «Микеланджело. Сотворение мира», далее полетевшая в Екатеринбург. Посетители хором хвалили три вещи: наличие пуфиков, хорошую музыку и то, что детям все нравится: «Дочь смотрела картины в 3D-очках, фотографировалась внутри картин, танцевала под музыку»; «удобные кресла позволяют полностью раствориться в происходящем», «грамотно подобранные работы, мягкие пуфики», «анимации легендарных картин Малевича мгновенно заставляют бегать мурашки по всему телу!», «Микеланджело — хорошая выставка. Не уснул, не заскучал. Музыка хорошая, хотя в принципе такую не очень люблю».
В Петербурге на Ван Гога-онлайн тоже сходили 200 тысяч человек, бешеным успехом пользовались и проекции французских импрессионистов в суровом комплексе «Ленэкспо». Это притом, что в «Эрмитаже» имеется богатейшая их коллекция, из-за которой в свое время Ирина Александровна Антонова почти поссорилась с Михаилом Борисовичем Пиотровским. «Хочется, чтобы Петербург как наиболее близкий к Европе российский город вбирал в себя и транслировал инновационные течения и подходы к искусству», — говорили кураторы выставки.
Artplay Media и iVision — конкурирующие компании, занимающиеся мультимедийными проектами в одном и том же пространстве Artplay. Но если iVision лишь привозит выставки по франшизе, то Artplay Media отвечает за весь цикл создания выставки: от идеи до ее реализации, и «Босх» — третья сделанная ими выставка.
Удивительно, но гастроли выставок iVision и Artplay Media по России организует одна и та же компания — Volkov Pro, привозившая в страну крупных музыкантов: Jamiroquai, The Chemical Brothers, Эннио Морриконе. Подобное расслоение компании iVision и появление Volkov Pro запутало идеологов австралийского Grande Exhibitions, которые обвинили Volkov Pro в краже выставки «От Моне до Сезанна: Французские импрессионисты»: «Мы настоятельно просим россиян не становиться жертвами этих мошеннических мероприятий и не поддерживать людей, которые зарабатывают деньги путем обмана публики». На популярности выставок этот скандал не сказался.
«Когда мы начинали, было непонятно, как это делать технически и будет ли это пользоваться спросом. Поэтому мы купили франшизу — обратились к представителям компании Grande Exhibitions и приобрели у них права на показ проекта «Ван Гог. Ожившие полотна». Все оборудование и контент компания предоставила нам под ключ. Заплатили большой аванс и огромные роялти. Контракт заключили на три года.
В итоге проработали мы вместе только год. Сейчас с компанией Grande Exhibitions судимся: мы крупно поссорились, потому что вывезли одну выставку на гастроли в Берлин, хоть изначально с ними речь шла о России. Но когда в декабре 2014 года, рубль упал, мы решили, что попробуем зарабатывать и евро. Поэтому сейчас с австралийцами у нас контракт фактически не действует и идет судебный процесс в Берлине. Когда мы больше не могли показывать австралийского Ван Гога, то сделали своего, и назвали проект «Ван Гог 2.0».
Окупаться и выходить в плюс мы начинаем только сейчас. Благодаря акции про лабутены, у нас взорвалась посещаемость выставки «Ван Гог 2.0». Я поначалу сомневался: нас и так обвиняют в том, что мы — попса. А тут еще и лабутены, да еще и в штанах. А вообще интересно наблюдать за теми, кто стоит в очереди — многие путали Ван Гога с Гогеном и знали про Ван Гога только то, что он отрезал себе ухо. Все.
Безусловно, не все подобные проекты положительно воспринимают: «Нельзя так брать и играть с вечным! Это кощунство!». Но сколько людей, столько и мнений. Сейчас вообще делают полнометражный анимационный фильм, где в основе картины Ван Гога. Это тогда что? Кощунство в третьей степени? Вам это может не нравиться, но это лучше, чем ужастик.
Арт-критики могут сколько угодно ругаться, но лучше пусть сами попробуют искусство популяризровать. Вот как затащить молодежь в Пушкинский музей? А от нас зрители часто выходят с желанием сходить в музей!
Пусть зритель сам решает, что ему интереснее смотреть. То, что мы с Artplay Media находимся под одной крышей добавляет конкуренции. Ну а сейчас у нас «Sолярис», а у них «Босх» — это тематически совершенно разные выставки, так что не вижу в этом никаких проблем. Тем более наш «Sолярис» — это не совсем мультимедийный проект. Можно разукрасить фантастическое животное и поселить его на планету. Мы хотим погрузить посетителей в удивительную космическую атмосферу. Это Edutainment».
«Изначально переговоры с австралийцами о Van Gogh Alive вел наш музей — но я откровенно рада, что эта выставка не состоялась. Показывать живого Малевича и Кандинского гораздо важнее и интереснее.
Я считаю, что мультимедийные выставки — это фикция и бесполезная трата денег и времени. За одним большим исключением — это выставки, где показывается история, а не искусство. Есть такая штука, как артефакт. Если у организаторов нет достаточного количества артефактов, то мультимедиа очень помогают, но никак не заменяют сам контекст.
Насколько мне известно, выставка с Ван Гогом сдавалась в аренду за 300 тысяч долларов: это покупка лицензии, создание инсталляции, поездки команды. Естественно, в России появилось люди, которые делают это гораздо дешевле. Мультимедийные выставки рентабельнее, потому что один и тот же контент можно показывать много раз. Для выставки «живого» искусства нужно заново строить стенки, нужны ящики, нужна страховка и множество других элементов. В случае с мультимедиа главное — найти проектор».
«Мы понимаем, что Босх — это не Ван Гог. Все те художники, которых не напечатали на календарях, конфетах и майках, очень плохо знакомы широкой зрительской аудитории. Не все знают Босха, не все ходят в музеи и уж тем более не все ездят в Европу. Но такой мистический и задорный Босх очень подходит российской действительности, потому что время сейчас мрачноватое — наше русское веселое Средневековье.
Можно даже сказать, что для Босха проекции — это идеальный вариант. В оригинале его картины небольшие и требуют пристального разглядывания: «Что тут вообще происходит?». Глядя на его работы, я не всегда могу описать, что я вижу.
Общее настроение у выставки немного мистическое и немного шуточное. Если придерживаться классической традиции, то Босх — это очень библейская живопись, фиксирующаяся на человеческих грехах. Пытался ли Босх передать на картинах разложение Европы? Казалось ли ему его время аморальным? Хотел ли он сказать своим современникам «это мы с вами»? Хотел ли он сказать, что смертные грехи всегда присутствуют в жизни человека? А может, он был сумасшедшим содомитом, живущим в секте?
На самом деле Босх — это про религию и мистические чувства. Это тяжелые темы. А по сути его герои невероятно милые и очень забавные, они могут понравиться всем. Средневековье вообще эпоха очень забавных вещей.
Среднестатистический зритель в классическом музее зачастую чувствует себя неловко. Если все время говорить зрителю — «это чистой воды Бодрийяр», то он будет чувствовать себя идиотом, он и фамилии этой не знает. Когда мы объявили акцию «На Ван Гога на «лубутенах», к нам пришло очень много людей, но не все из них могли отличить Микеланджело от Ван Гога и заходили не в ту дверь. Не надо переоценивать нашего зрителя».
«К музейной экспозиции это имеет такое же отношение, как голливудский фильм «Мех» к творчеству великой Дианы Арбус. Этот формат должен честно признаться, что это такое же околокультурное развлечение, как, например, аттракцион «Киты в 3D».
Возможно, эти проекты хороши, чтобы хоть как-то привлечь аудиторию, которой вообще не интересна культура, а нравится аттракцион (например, дети). Но как эти «мультимедийные выставки-шоу» помогут этой аудитории начать интересоваться искусством? Да, возможно, они пойдут на ожившего Босха, на Айвазовского 2.0 или еще на какой-то искрящийся и звучащий варьете-суррогат. Но пойдут ли они после этого в музей? Осознают ли необходимость опыта контакта с оригинальными произведениями? Я очень сомневаюсь, ведь это куда сложнее и не так развлекательно.
«С одной стороны, популяризация искусства — всегда хорошо. С другой стороны, кто сказал, что для того чтобы повысить интерес широкой аудитории к искусству, необходимо превращать искусство в аттракцион? Как будто того, что создали художники, недостаточно: надо туда что-то добавить. Ван Гог создавал свои произведения в определенном медиуме — холст, масло, — и это вовсе не потому, что в его время не было компьютеров.
Помимо того, что это грубое разрушение авторского замысла, это еще и разрушение магии и ауры оригинального произведения. Смотреть на картину через десктоп — это вынужденная ситуация для тех, кто не может пойти на выставку. Но смотреть на картину через десктоп, будучи на выставке, — это немного абсурд.
Пойти и посмотреть работы импрессионистов в оригинале в Галерее искусства стран Европы и Америки, где можно разглядеть живой мазок и цвет художника, — в сто раз полезнее для развития эстетического опыта, чем смотреть на искаженные картинки на плазмах».
«Технологии должны не только создавать вау-эффект, но и доносить информацию в более интересном виде. Здесь все наоборот: контент нужен только для того, чтобы проиллюстрировать впечатляющую технологию.
Получается, что не важно, работы какого художника показывать (главное — знакомого, лучше известного и любимого). Срабатывает эффект узнавания, и одного этого достаточно: ничего нового, спорного или неожиданного человек не получает — он в полной безопасности, потребляет красивые картинки, музыку, информацию в «дружелюбном виде».
Проблема только лишь в том, что эти проекты не имеют ничего общего с выставкой как таковой. На сайте Artplay создатели выставки «Микеланджело. Сотворение мира» не скрывают, что это «яркое, эмоциональное шоу». Ничего в этом зазорного нет — изображения понятные и любимые, селфи можно красивое сделать. Всем моим знакомым, кто имел удовольствие выставки эти посетить, в целом понравилось. Все-таки сходить на такую выставку лучше, чем, провести выходной в торговом центре. Но в торговом центре как-то честнее, что ли».