«Кандид»: спектакль-трип с восьмибитным оформлением от выпускников «Британки»

4 октября 2016 в 15:00
Фотография: Ольга Алексеенко
Новый спектакль «Мастерской Брусникина» — мультимедийный мюзикл по карикатурной повести Вольтера, оформленный выпускниками Британской высшей школы дизайна. Премьера выпущена под лейблом «Практики» и идет на сцене театра «Градский-холл».

«Кандид» — это постмодернистский мюзикл по повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Это история про наивного парня по имени Кандид, путешествующего по всему миру середины XVIII века. Герой посещает Болгарию, Голландию, Англию, Францию, Аргентину, Италию и даже сказочную страну Эльдорадо, постоянно попадая в абсурдистские передряги.

Поэтический текст переписан поэтами-драматургами Андреем Родионовым и Екатериной Троепольской в их авторской манере: бодро, брутально и с почти довлатовским юмором.

Интриги в повествовании нет никакой, зато есть лейтмотив. Кандид тщетно старается убедиться в том, что абсолютно все происходящее — к лучшему. Так учил его наставник Панглосс, прокаженный священник. Еще у героя имеется возлюбленная Кунигунда, которую он то теряет, то находит, которую постоянно лишают чести все подряд.

С актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина» работают самые видные прогрессивные режиссеры: Юрий Квятковский, Максим Диденко, Юрий Муравицкий. Новый спектакль с самой популярной труппой города поставила Елизавета Бондарь, дипломированный режиссер музыкального театра. За художественное оформление отвечают выпускники Британской высшей школы дизайна Юлия Староверова и Павла Никитина. Волей коллективного авторства персонажи Вольтера оказались внутри восьмибитной видеоигры.

Притом что «Кандид» выпускается под лейблом театра «Практика», играют его на высокотехнологичной сцене театра «Градский-холл». Просто потому, что в «Практику» мультимедийный мюзикл с мини-оркестром, танцами и бесчисленным количеством смен костюмов не влезает физически.

«Градский-холл» — это государственный музыкальный театр Александра Градского, находится в здании бывшего кинотеатра «Буревестник» на Коровьем Валу рядом с метро «Добрынинская». В репертуаре главным образом концерты Александра Градского.

Для того чтобы хотя бы примерно понять, что происходит, и во всей полноте оценить авторскую иронию Андрея Родионова и Катерины Троепольской, лучше перед просмотром перечитать оригинал. И рифма «клитор-инквизитор» покажется как минимум небеспочвенной.

Первую версию спектакля показывали в «Боярских палатах», где низкие кирпичные своды и сумасшедшая акустика. В новой версии — масса технических сложностей, главная из которых — два десятка активных микрофонов. Технической команде камерной «Практики» приходится осваивать навыки стадионно-мюзикловых звукорежиссеров.

В спектакле участвует ансамбль «Студия новой музыки». Несмотря на название, исполняют музыканты сплошь стилизации под классицизм, приближаясь в плане общей эстетики к форме сентиментальной оперетты. Впрочем, в программе также имеются «старушечий рэп», «песня негра» и аргентинская сальса. Автор партитуры — Андрей Бесогонов.

Всего в спектакле заняты 14 артистов, все танцуют, поют, доводя себя до диснеевского комического исступления. Над движениями работала хореограф Ира Га.

Главную роль — противоестественно лучезарного Кандида — играет Игорь Титов, выходящий также в центральной партии в «Сване» в Центре им. Мейерхольда и известный фанатам брусникинцев еще и в качестве фронтмена группы Post-a-Nova.

Вся эпопея Вольтера умещена брусникинцами в два бешеных часа. Если все понять и разглядеть с первого раза не получится, не беда — спектакль заряжен на долгий прокат.

Если принять расхлябанную манеру вокального исполнения номеров за осмысленную концепцию, неслаженность света со звуком списать на допустимую предпремьерную погрешность, а полное отсутствие саспенса оправдать стремлением драматургов и режиссера сбросить с театра литературные оковы — то получится достоверная картина радужного хаоса внутри коллективного бессознательного в настоящий момент.