Современные классики

«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»: Пелевин возвращается

9 сентября 2016 в 14:08
Прочитав последнюю книгу автора «Омона Ра» и «Ананасной воды для прекрасной дамы», Игорь Кириенков считает, что у поклонников писателя наконец есть повод для оптимизма.

Писательская траектория Пелевина последних десяти лет так исчерпывающе описывалась словом «пике», что большие надежды на его новую вещь — попытку «большого полифонического нарратива» в четырех частях с, как никогда, возмутительной обложкой — возлагали, вероятно, только самые нетребовательные фанаты автора. Прозаик приучил публику к тому, что раз в год ее с большим («Empire V») или меньшим («S.N.U.F.F.») артистизмом высекают при полном аншлаге, но когда подошел срок очередной экзекуции, в некогда стройных рядах, кажется (тираж «Лампы Мафусаила» — 55 000 экземпляров), наметились прогалины.

Тем временем Пелевин выпустил свою самую удачную вещь со времен «Ананасной воды для прекрасной дамы»: первую и лучшую ее часть, повесть «Золотой жук», эдакую «Игру на понижение» с более зубастыми шутками и радикальными выводами, незазорно поставить рядом с «Операцией «Burning Bush», а ее рассказчика, сметливого трейдера Кримпая Можайского, потерявшего на биржевых спекуляциях чекистский общак, поместить около Семена Левитана, А Хули или Омона Кривомазова — пожалуй, самых осязаемых и уязвимых протагонистов пелевинских текстов. Тематический узел цикла — диктатура доллара и обслуживающей его культуры — также возвращает читателя к произведениям, несправедливо располагающимся на обочине писательского канона, — «Числам» и «Пространству Фридмана». Памятуя о брезгливости, с которой автор стал относиться к беллетристике, разговор об архитектонике сборника можно было бы свести на нет, но устройство «Лампы», ее покосившееся, но хранящее память о былой гармонии здание взыскует о несколько более серьезном, чем обычно, прочтении.

Книга предлагает читателю обоих Пелевиных, которых он когда-то полюбил: реинтерпретатора советских и российских мемов, раз за разом выдергивающего из-под новостной ленты конспирологическую подкладку, и меланхолика, за усталыми колкостями в адрес либералов и ваты, попов и геев, банкиров и феминисток прячущего душу, истосковавшуюся по золотым бронзовкам и желтому небу, гудящему, как бесконечное поле цикад. Оптимальный баланс между сатирой и элегией, найденный когда-то в «Священной книге оборотня», едва ли можно обрести вновь (сказывается немилосердный рабочий график), но активизировавшиеся — после сомнабулических «Бэтмена Аполло» и «Смотрителя» — попытки его нащупать выдают в авторе все еще амбициозного писателя, не вполне равнодушного к текущей отечественной словесности: сколько курсовых будет посвящено сопоставлению прилепинской «Обители» и квазиисторического очерка «Храмлаг», увязывающего сталинские репрессии, масонов и хиппующие 1960-е.

Пелевин запаздывает: герои «Лампы» обсуждают Павленского, последние «Звездные войны» и Сирию, но промахиваются мимо вейпа, покемонов и допингового скандала. Писательский монокль, безусловно, замутнен, а его скальпель, исправно вскрывавший реальность на протяжении многих лет, почти затуплен, но Пелевин, пусть бочком и приволакивая, определенно возвращается — и может быть, именно так звучит главная новость русской литературы 2016 года.

Издательство
«Эксмо», Москва, 2016
Купить
Читать
Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия