перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина, «Русский» Александра Проханова, «Физика будущего» Митио Каку, «Иностранец Ее Величества» Андрея Остальского

Архив

«S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина

Да, опять сатира, и опять мрачная; Пелевин вообще давно уже превратился из писателя условно веселого в безусловно мрачного. Никакой свободы, — а вообще-то, Пелевин, если определить его двумя словами, то он писатель про свободу, — нет и не предвидится. Смешно надеяться, что «там», «в Лондоне», свободы больше, чем «здесь», «в Украине», — разница лишь в уровне технологий и дискурсивной изощренности: «Верхние люди обходятся с материей как с женщиной. Они ее ублажают и убеждают. Заинтересовывают. А орки пытаются ее нае...ать или отпидорасить. Причем даже этого не умеют — начинают пидорасить, не успев нае...ать. Или сначала отпидорасят, а потом зачем-то нае...ывают. Орут на нее, как в тюрьме: изменись, сука! Ща как дам». Из «Снаффа», как всегда, можно выудить двадцать-тридцать очень остроумных афоризмов, однако все равно текст к ним не сводится. Что из «Снаффа» на самом деле любопытно экстрагировать — так это не смысл, а нечто еще, не то мораль, не то «ощущение», не то «истину». Поскольку в тотально ненастоящем мире идея свободы скомпрометирована (это всего лишь рыночный идеологический продукт, в маркетинге которого участвуют люди поумнее нас с вами), то, вместо того чтобы быть одержимым свободой, интереснее быть одержимым зависимостью от какого-то существа (хотя бы даже и от куклы). Внутренняя жизнь честнее, чем «общественная»: хотя и тут тоже приходится играть по чужим правилам, — но по крайней мере играешь по правилам человека, которого любишь, а не того, кто тебе отвратителен. Понятно, что такого рода «истины» очень плохо расходятся — и что Пелевин продал бы гораздо больше экземпляров, если бы написал революционный манифест, ну или наоборот, веселую апологию кровавого режима. И то и другое он, разумеется, в состоянии накатать, что называется, на коленке, но ни то ни другое ему не интересно.

 

«Русский» Александра Проханова

Тридцатидвухлетнего Сергея похищают агенты могущественного олигарха Керима Вагипова, смысл разносторонней деятельности которого состоит в поругании всего русского. В пересказе бред сивой кобылы, однако «Русский» не совсем фантасмагория, как «Крейсерова соната» или «Теплоход «Иосиф Бродский»; в романе соблюдено если не правдоподобие, то некий баланс между чистой галлюцинацией и традиционным «реализмом». Ни имитация реальности, ни ее подрыв не входили на этот раз в художественную задачу. Задача, по-видимому, состояла в том, чтобы осуществить ревизию: в каких формах, в каких условиях пребывает сейчас «русское» (чувство общей судьбы, некая родная эстетика… сами можете вложить в это понятие то, что захотите). Это «русское» можно искать в разговорах с уличными мистиками, в маршах фашистов, в подпольных тюрьмах, в молодежных митингах протеста; дело не в том, в какие сосуды оно налито, а какое будущее есть у этого «русского», чем оно беременно. Сложная художественная задача, для реализации которой Проханов еще в юности изобрел оригинальный жанр — литературный лубок; наивное, но далеко не примитивное искусство.

 

«Физика будущего» Митио Каку

Кто бы мог подумать — на пятом айфоне прогресс не остановится; так, по крайней мере, обещает Митио Каку, который решил не останавливаться на «Физике невозможного» и написал еще одну книгу — про то, что будет изобретено в ближайшие сто лет. Нас ждут космический лифт, интернет прямо в глазах и интеллектуальный капитализм с человеческим лицом, а также мир без нефти, без электричества и без закона Мура. Книга сделана на основе интервью с тремястами учеными.

 

«Иностранец Ее Величества» Андрея Остальского

Отчасти этнографические заметки, отчасти журналистский очерк, отчасти мемуары... Проницательное, с историческими экскурсами и примерами из литературной классики исследование английской жизни вообще и современной английской жизни в частности — от бывшего главного редактора Русской службы Би-би-си, спецкора коммерсанта в Лондоне, автора книг «Нефть, сокровище и чудовище» и «История денег».

Ошибка в тексте
Отправить