Новые рецензии «Афиши» «S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина, «Русский» Александра Проханова, «Физика будущего» Митио Каку, «Иностранец Ее Величества» Андрея Остальского
«S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина
Да, опять сатира, и опять мрачная; Пелевин вообще давно уже превратился из писателя условно веселого в безусловно мрачного. Никакой свободы, — а вообще-то, Пелевин, если определить его двумя словами, то он писатель про свободу, — нет и не предвидится. Смешно надеяться, что «там», «в Лондоне», свободы больше, чем «здесь», «в Украине», — разница лишь в уровне технологий и дискурсивной изощренности: «Верхние люди обходятся с материей как с женщиной. Они ее ублажают и убеждают. Заинтересовывают. А орки пытаются ее нае...ать или отпидорасить. Причем даже этого не умеют — начинают пидорасить, не успев нае...ать. Или сначала отпидорасят, а потом зачем-то нае...ывают. Орут на нее, как в тюрьме: изменись, сука! Ща как дам». Из «Снаффа», как всегда, можно выудить двадцать-тридцать очень остроумных афоризмов, однако все равно текст к ним не сводится. Что из «Снаффа» на самом деле любопытно экстрагировать — так это не смысл, а нечто еще, не то мораль, не то «ощущение», не то «истину». Поскольку в тотально ненастоящем мире идея свободы скомпрометирована (это всего лишь рыночный идеологический продукт, в маркетинге которого участвуют люди поумнее нас с вами), то, вместо того чтобы быть одержимым свободой, интереснее быть одержимым зависимостью от какого-то существа (хотя бы даже и от куклы). Внутренняя жизнь честнее, чем «общественная»: хотя и тут тоже приходится играть по чужим правилам, — но по крайней мере играешь по правилам человека, которого любишь, а не того, кто тебе отвратителен. Понятно, что такого рода «истины» очень плохо расходятся — и что Пелевин продал бы гораздо больше экземпляров, если бы написал революционный манифест, ну или наоборот, веселую апологию кровавого режима. И то и другое он, разумеется, в состоянии накатать, что называется, на коленке, но ни то ни другое ему не интересно.
«Русский» Александра Проханова
Тридцатидвухлетнего Сергея похищают агенты могущественного олигарха Керима Вагипова, смысл разносторонней деятельности которого состоит в поругании всего русского. В пересказе бред сивой кобылы, однако «Русский» не совсем фантасмагория, как «Крейсерова соната» или «Теплоход «Иосиф Бродский»; в романе соблюдено если не правдоподобие, то некий баланс между чистой галлюцинацией и традиционным «реализмом». Ни имитация реальности, ни ее подрыв не входили на этот раз в художественную задачу. Задача, по-видимому, состояла в том, чтобы осуществить ревизию: в каких формах, в каких условиях пребывает сейчас «русское» (чувство общей судьбы, некая родная эстетика… сами можете вложить в это понятие то, что захотите). Это «русское» можно искать в разговорах с уличными мистиками, в маршах фашистов, в подпольных тюрьмах, в молодежных митингах протеста; дело не в том, в какие сосуды оно налито, а какое будущее есть у этого «русского», чем оно беременно. Сложная художественная задача, для реализации которой Проханов еще в юности изобрел оригинальный жанр — литературный лубок; наивное, но далеко не примитивное искусство.
«Физика будущего» Митио Каку
Кто бы мог подумать — на пятом айфоне прогресс не остановится; так, по крайней мере, обещает Митио Каку, который решил не останавливаться на «Физике невозможного» и написал еще одну книгу — про то, что будет изобретено в ближайшие сто лет. Нас ждут космический лифт, интернет прямо в глазах и интеллектуальный капитализм с человеческим лицом, а также мир без нефти, без электричества и без закона Мура. Книга сделана на основе интервью с тремястами учеными.
«Иностранец Ее Величества» Андрея Остальского
Отчасти этнографические заметки, отчасти журналистский очерк, отчасти мемуары... Проницательное, с историческими экскурсами и примерами из литературной классики исследование английской жизни вообще и современной английской жизни в частности — от бывшего главного редактора Русской службы Би-би-си, спецкора коммерсанта в Лондоне, автора книг «Нефть, сокровище и чудовище» и «История денег».