Как интернет учит нас больше доверять, чаще делиться и реже покупать

Интервью:
Ксения Витюк
Фотография:
Westend61 / Gettyimages.ru
21 июня 2016 в 15:47
Почему люди все чаще пользуются Airbnb, а не бронируют привычные гостиницы? Зачем им BlaBlaCar вместо традиционного транспорта? Оказывается, дело не только в желании сэкономить. Профессор Арун Сундарараджан объяснил «Афише Daily», как сервисы совместного потребления гуманизируют экономику.
Арун Сундарараджан
Доцент кафедры информации, операций и управления науки, координатор докторантуры в Школе бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете

Почему мы стали чаще пользоваться услугами совместно

Цифровые технологии меняют наши жизни и те услуги, которыми мы привыкли пользоваться. Экономика совместного потребления стала переходить от исключительно виртуальных практик (просмотра видео, прослушивания музыки, установления социальных контактов) к реальным (поиск места для ночевки, машины, которой можно воспользоваться, человека, который присмотрит за собакой, и т. д.) Этот способ организации экономического поведения станет преобладать в XXI веке — во многих ситуациях будет проще заплатить за временное пользование, чем приобретать продукт.

Что в этом хорошего

Концепция совместного потребления привлекает людей благодаря низкой цене, качеству и новому опыту, который она предлагает. Вместо того чтобы привычным образом купить билет на поезд, вы покупаете место в чужой машине; вместо того чтобы забронировать комнату в отеле, вы бронируете чью-то квартиру.

Людей привлекают новые социальные связи, которые возникают во время такой «аренды». Мы привыкли думать о мире технологий и интернета как о чем-то, что нас разъединяет и заставляет сидеть в фейсбуке, вместо того чтобы общаться в реальности, но на самом деле интернет приводит к возникновению обратного эффекта — людям становится необходимо общаться с реальными людьми. Совместное потребление гуманизирует экономику и заставляет людей пересмотреть свои взгляды на капитализм XXI века.

Почему бы нам вообще не отказаться от личных вещей

Люди хотят обладать вещами. Им нравится, что у них есть машины, квартиры, предметы роскоши и престижа. Вещи становятся идентичностью человека и определяют, кем человек является: «Я тот человек, у которого есть BMW», «Я тот, кто может позволить себе роскошный загородный дом».

Мысль «У меня хорошая работа, значит, я могу купить машину» по-прежнему доминирует, но есть все предпосылки считать, что в будущем она отойдет на второй план. Сейчас наш образ во многом формируется благодаря соцсетям, а не благодаря вещам, которыми мы владеем. Появилось гораздо больше новых способов выразить себя не через вещи, а через новый опыт. Люди начинают задавать себе вопрос: «Зачем я владею этим? Что принесет мне обладание этим? Действительно ли мне нужна эта вещь?»

Как сервисы совместного потребления заставляют выбираться из зоны комфорта

Старшее поколение скорее забронирует номер в отеле на Booking, чем снимет квартиру на Airbnb, потому что люди старшего возраста привыкли к определенному способу потребления. Когда ты выбираешь отель, ты знаешь, чего ожидать. Ты знаешь, как общаться с людьми на ресепшене, как общаться с другими гостями в лобби, ты знаешь, как будет выглядеть твоя комната и что можно не брать с собой полотенца. Бронируя номер в отеле, ты получаешь безопасный и проверенный опыт. А когда ты решаешь снять чужую квартиру, то ты выбираешь более рискованный и нестабильный опыт. Тебе нужно самому выстраивать отношения со всеми участниками цепочки: как попасть внутрь квартиры? Нужно ли общаться с соседями? Могу ли я использовать посуду? Будут ли там полотенца? Сотни вопросов возникают при использовании таких сервисов, как BlaBlaCar: можно ли ехать молча? Надо ли разговаривать с водителем? Смогу ли я просто поспать в дороге? Это менее привычный опыт, чем поездка на электричке, но зачастую гораздо более удобный и привлекательный.

В этом и есть вся суть экономики совместного потребления — в общении и в выстраивании социальных сетей с нуля. К этому надо привыкнуть, но я предполагаю, что через 10 лет в мире будет действительно много людей, которые пользуются подобными сервисами, и никто не будет в них сомневаться. Пока же сервисы совместного потребления — скорее часть жизни миллениалов, а не старшего поколения.

Как люди заново учатся доверять друг другу

Раньше люди доверяли только тем, кого они действительно хорошо знают: молоко покупали у соседа слева, мясо у соседа справа. Доверие между людьми формировалось только путем личного общения. Потом вопросами доверия озадачилось государство. Так, например, была введена система сертификации продуктов питания. Люди теперь стали знать, что если у производителя есть сертификат, то ему можно доверять — потребители стали полагаться на закон в вопросах доверия. В последние десятилетия все больше доверия завоевывают крупные бренды. Если Coca-Cola выставляет на продажу какой-то продут, то мы знаем, что мы можем доверять его качеству. Сейчас же возникает новая модель доверия, основанная на формировании комьюнити. Именно цифровая среда помогает нам развивать эти сети доверия. Мы знаем людей благодаря их профайлам в социальных сетях.

Меняются не только тренды в человеческих взаимоотношениях, но и в способах организации экономики. В XX веке мы построили индустриальные системы, которые слишком сильно разобщили людей, а сейчас пришло время снова их соединить и вернуть миру социальную экономику. Людям нравится быть ближе друг к другу, они становятся от этого гораздо счастливее.

Как интернет помогает людям доверять друг другу

Доверие — это когда ты веришь кому-то, до того как узнаешь, что человек предпримет в той или иной ситуации. И неважно, в какой сфере это происходит: в романтических отношениях или в экономике. Поэтому главный принцип, на котором строится доверие, — это предсказуемость. Надо быть предсказуемым. Человек должен знать, что ты собираешься сделать и что от тебя можно ожидать. Социальные сети, например, помогают сформировать общий портрет человека, чтобы любой незнакомец, с которым вы никогда не встречались, мог дистанционно понять, стоит ли тебе доверять или нет.

Совместно с BlaBlaCar мы провели исследование в 11 странах Европы и выяснили, что людям больше не нужно иметь личную историю взаимоотношений с кем-то, прежде чем начать ему доверять. Два совершенно незнакомых человека могут начать доверять друг другу, если у обоих есть открытая история взаимоотношений с другими пользователями. По такому принципу и строятся все современные платформы «обмена» — на них всегда присутствует система отзывов и отслеживается каждое действие пользователя.

Почему многие против совместного потребления

Многим людям не нравится, что сервисы наподобие Airbnb размывают границы личного и публичного, и то, то раньше было частной квартирой, становится коммерческой территорией. Люди не понимают, зачем им незнакомцы в лифте. Так же в некоторых городах агрессия, направленная в сторону Airbnb, связана с отельными лобби. Но это нормальная ситуация, которая рано или поздно будет преодолена: наше восприятие пространства скоро изменится, и под него неизбежно подстроится и законодательство. Главное, что людям реально нравится этот сервис — у него более 70 миллионов пользователей и 2 миллиона арендодателей.

Что изменится в будущем

Вполне возможно, что в будущем каждый из нас будет обладать 100 самыми необходимыми вещами, а всем остальным мы будем делиться с другими. Это точно произойдет в сфере транспорта — очень мало людей будут пользоваться машиной единолично. А поскольку машины будут автономными и самоуправляемыми, можно будет без проблем отправлять их другим, чтобы транспорт не стоял без дела.

В будущем важно вовремя переосмыслить эти изменения, чтобы не потерять экономическую стабильность. Придется привыкать делиться и пытаться переосмыслить повседневные процессы. Например, в будущем мы будем по-другому воспринимать работу как таковую и рассчитывать свое рабочее время. Все меньше людей будут работать с полной занятостью, и все больше будет отдельных предпринимателей. Экономике придется к этому приспосабливаться.

Сейчас перспективно заниматься развитием платформ для фрилансеров — этот рынок будет только развиваться и становиться более разветвленным. Будут создаваться специальные ресурсы для поиска проектной работы для докторов, юристов, журналистов. Также крайне перспективной станет сфера энергетического обеспечения: люди будут делиться друг с другом энергией и станут еще ближе.

Расскажите друзьям