Мобильные приложения

Что такое Dispo — фотоприложение, которое возвращает старый добрый Instagram

17 марта 2021 в 10:39
Одно из самых обсуждаемых приложений последнего времени (разумеется, после Clubhouse) — Dispo. Это социальная сеть, куда выкладывают фотографии без обработки. Рассказываем, кто ее придумал и чем она привлекает пользователей.

Анти-Instagram

Dispo — это сокращение от Disposable Camera, то есть от английского названия одноразового пленочного фотоаппарата. Это небольшая пластиковая камера, стоящая 10–30 долларов и способная отснять только одну пленку или картридж. Очевидно, что одноразовая камера не обладает богатым набором функций: у нее есть только кнопка спуска и вспышка.

Приложение пытается повторить такой лаконичный подход к съемке. В нем нет инструментов редактирования, фильтров (только один — встроенный), нет даже подписей и хештегов. Снимки делаются не с помощью большого экрана телефона, а через маленькое окошко, в котором с трудом можно разглядеть фотографируемые объекты. Вероятно, таким интерфейсом Dispo имитирует съемку через маленький видоискатель одноразовой камеры.

Все это делает Dispo похожим на Instagram в самом начале прошлого десятилетия, когда он еще было фотоприложением с фильтрами, куда выкладывали все подряд.

Недавно доступ в Dispo был только по инвайтам, но 9 марта их отменили — воспользоваться приложением может любой, но только на айфоне.

9 утра

Еще одно ограничение Dispo, которое оказалось самой необычной особенностью приложения: фотографии публикуются не сразу, а на следующий день, в 9.00. Только что сделанную фотографию нельзя даже посмотреть — только отправить в публикацию, а увидеть уже на следующее утро. Таким образом, Dispo снова имитирует съемку на пленочную камеру — пользователи как бы ждут, пока фотографии проявятся.

Основатель приложения — 24-летний блогер Дэвид Добрик, который получил первую популярность в Vine, — говорил, что идея публиковать снимки только на следующее утро появилась благодаря вечеринкам его друзей.

«Каждое утро было похожим на финальную сцену «Мальчишника в Вегасе».
Дэвид Добрик
Основатель Dispo (в интервью The New York Times)

«На вечеринках моих друзей по всему дому были расставлены одноразовые камеры, и они просили гостей снимать на них в течение всей ночи, — объяснял Добрик в интервью The New York Times. — Утром они собирали все камеры, просматривали отснятый материал и задавались вопросом: «Какого *** [черта] творилось прошедшей ночью?»

В декабре 2019 года под его руководством вышла первая версия приложения под названием David’s Disposable, а через год его перезапустили под новым названием — Dispo. В команде работает всего восемь человек, но стартап уже получил 4 млн долларов инвестиций от фонда сооснователя Reddit Алексиса Оганяна и оценку в 200 млн долларов.

Dispo-бойс

Летом 2019 года Добрик и сам стал делать фотографии в стиле пленочных камер и выкладывать их в отдельный «одноразовый» инстаграм @davidsdisposable. Примерно в то же время другие блогеры и знаменитости тоже открыли секретные инстаграмы, куда публиковали спонтанные, необработанные фотографии, снятые будто бы на пленку или через «пленочное» приложение Huji Cam. Такие аккаунты появились у моделей Джиджи Хадид и Таны Манго, актрисы Дианы Силверс и певца Джо Джонаса.

Пример творчества Dispo-боя, который в своей статье привдит журналист Джозеф Лонго

Рост интереса к фотографиям, сделанным будто на пленку, можно было заметить в инстаграме и App Store в последние годы: пользователи часто выкладывали снимки из Huji Cam, которое стилизовало их под пленочные мыльницы из 1990–2000-х годов, разработчики выпустили множество клонов этого успешного приложения, продавцы фототехники заметили рост продаж пленочных камер, Polaroid возобновила производство.

реклама

К 2019 году массовый интерес к пленочной картинке решили зафиксировать с помощью новой субкультуры — Dispo-бойс, которую назвали в честь приложения — по аналогии с VSCO-герлс. Типичный Dispo-бой — это человек 20–30 лет, но не обязательно мужчина. В инстаграме он не показывает лицо, а выкладывает пустынные пейзажи родного провинциального города. «Их эстетика — фотографии на старый айфон в низком разрешении», — говорил один из авторов термина и журналист Mel Magazine Джозеф Лонго.

Альтернативная ностальгия

В Dispo нет многих традиционных для современных соцсетей элементов: ленты обновлений, репостов, возможности загрузить скриншот из твиттера. Главный социальный инструмент в Dispo — общие пленки. Все фотографии публикуются в тематических папках: в одну можно выложить снимки из поездки по Подмосковью, в другую пригласить друзей, чтобы собрать фотографии с вечеринки, а третью сделать открытой для всех и призвать, например, показывать свою карантинную рутину.

В твиттере люди делятся своими открытыми пленками и приглашают посмотреть, например, котов — собственных и своих друзей

На главном экране появляются именно обновления пленок, на которые вы подписаны, а не новые посты от людей. Журналист Мэтт Кляйн, освещающий влияние технологий на культуру, считает, что Dispo появилось в удачное время: из‑за карантинных ограничений у многих людей до сих пор нет возможности собраться вместе и сфотографироваться, но теперь такую возможность им дало новое приложение.

Автор книги о ностальгии «The Hours Have Lost Their Clock: The Politics of Nostalgia» предложил в интервью с Кляйном еще одну догадку — Dispo создало ностальгию по событиям, которые из‑за карантина так и не произошли, но как бы случились в альтернативной реальности.

Тем не менее многие новые пользователи не поняли концепцию приложения и поставили ей низкие оценки в App Store: «бессмысленное», «сбивающее с толку», «нелепый интерфейс», «у меня нет времени ждать до девяти утра», «лучше пользоваться Huji Cam».

Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия