Карантин Daily

«Искусство еще нас всех переживет»: галеристы о коронавирусе и карантине

16 апреля 2020 в 14:03
Фотография: галерея Сцена/Szena
«Афиша Daily» попросила людей, которые занимаются организацией выставок, рассказать, как изменилась их жизнь с введением карантина и чего они ждут от будущего.

Сергей Гущин

основатель галереи Fragment

Сейчас все взяли паузу, но в целом чувствуется нервозность. Первый раз на моей памяти галереи в Москве пытаются объединиться и найти сообща пути выхода из кризиса. Прежде всего путем создания ассоциации по взаимодействию с правительством города, а также за счет новых форматов коммуникации. Как это повлияет в целом на рынок или жизнь той или иной галереи — покажет время. Мы, к примеру, первыми из российских галерей запустили Viewing Room. Используя международный опыт, мы доработали привычный для галерей США и Европы формат онлайн-шоурума с работами художников, трансформировав его в платформу, на которой зритель получает прежде всего новый эмоциональный опыт, а не просто магазин с пространным описанием работ. Начали с художницы Данини. В первые две недели зрителя ждет ряд домашних перформансов, также художница в прямом эфире будет создавать новые работы. Подобные «просмотровые комнаты» будут открыты для всех художников галереи с периодичностью раз в три недели.

В целом продажи упали на 80%, и для нас это критично. Плюс в том, что мы в рамках образовательного клуба Fragment Art Club, который делаем вместе с Ириной Вольской и который до этого существовал в офлайн-режиме, перешли в онлайн. Мы запустили курс по искусству, а в конце апреля появится еще один. Что касается галерейной деятельности, то мы смогли договориться с пространством «Красной стрелы», где находится наша галерея, на льготные условия. Все идут навстречу, и это внушает оптимизм.

Игорь Маркин

основатель музея «Арт4»

Продаж очень мало, но есть — на зарплату хватало. Но сейчас, наверное, остановятся. Время подумать, но голова занята бытом, детьми и любовью, вообще не до новых идей.

Мне неважно, когда [ситуация] восстановится, если осенью — это хорошо. Важнее, чтоб страна перестала деградировать; может, кризис поможет — тогда жертвы не напрасны.

Анастасия Шавлохова

основатель галереи «Сцена/Szena»

Поначалу, в январе, эта новая карантинная реальность казалась вопросом нескольких месяцев. Но уже смотря на то, что происходило в Европе, внутри галереи мы понимали, что это мировая катастрофа, которая глубоко изменит многие процессы. Если говорить о бизнесе, то мы перенесли на неопределенный срок несколько сделок. Также подвисли выставочные проекты. 7 апреля мы собирались открывать выставку немецкого художника Фабиана Кнехта. Над этим проектом мы работали больше года.

С другой стороны, я стараюсь работать над собственной оптикой восприятия событий и отношения к ним. Мы не стремимся делать бесконечные лайвстримы, но воспринимаем это время как возможность оценить проделанную работу, наметить ключевые задачи на будущее. Конечно, нас ждут финансовый кризис и перестройка систем, и мы будем к этому адаптироваться.

Искусство останется, и в той или иной степени запрос на искусство будет.

Сейчас мне видится важным поддерживать художников, говорить об их практике, не замыкать это только на локальное комьюнити, расширять круги заинтересованных потенциальных клиентов галереи. Я все больше склоняюсь к видению галереи как проводника, дающего возможность интересующемуся человеку вплотную соприкоснуться с живым творческим процессом. В свою очередь для художников галерея является партнером, создающим возможности для работы и финансовой независимости.

Мы планируем и в дальнейшем делать все возможное, чтобы этот баланс работал. В ближайших планах создание своего собственного магазина, участие в нескольких международных ярмарках, коллаборации с дружественными институциями и показ на их площадках художников галереи. За месяц количество подписчиков галереи [в инстаграме] перевалило за две тысячи, и большая часть — это иностранцы. Мы получаем позитивный отклик мирового сообщества, о нас пишут на международных сайтах, и есть запросы от коллекционеров. Конечно, важным фактором нашего внутреннего спокойствия является то, что галерея находится в уникальном месте — пространстве «Рихтер». Настя Ефимова создала уникальный проект про единомышленников. Именно сейчас люди все больше возвращаются к важности таких проектов и глубинного посыла, заложенного в них. Онлайн-реальность не эмпатична, она не может заменить важность человеческого общения, встреч, живого обмена идеями.

Александра Лекомцева

соучредитель онлайн-галереи и аукциона Sample

В начале пандемии, в марте, до реальных запретов продажи выросли, и был активный момент с ежедневными продажами. С началом ввода правил самоизоляции активность затихла.

Во-первых, людям стало не до шопинга: кто‑то запасался необходимым, кто‑то паниковал, мы следовали советам не выходить из дома и проинформировали подписчиков и клиентов о прекращении работы.

Во-вторых, Sample работает с аудиторией, которая сейчас в группе риска по банкротству, и сокращениям доходов: предприниматели, менеджеры крупного бизнеса, креативный класс.

Но Sample в любом случае в более выгодном положении, чем многие другие галереи, — мы изначально онлайн-проект, работаем без офиса и постоянного пространства, у нас небольшая эффективная команда. Мы вкладывались в технологии со дня основания: хороший сайт-магазин, платформа для проведения онлайн-аукционов.

Именно сейчас у нас есть возможность использовать эти преимущества: 12 апреля мы открыли онлайн-выставку и аукцион, которые будут работать до 3 мая. И хотя они только открылись, мы видим продажи на сайте, то есть активность помогает продажам даже в такое непростое время. Сейчас оформление и доставка работ проходят в чуть замедленном режиме, с соблюдением всех необходимых мер безопасности.

Что касается бизнес-составляющей и прогноза, то с галерейным бизнесом так же, как и с любым другим: выживут сильнейшие, те, у кого есть «подушка безопасности» — средства к существованию, не зависящие напрямую от результатов продаж галереи.

Мы стараемся не унывать и развивать наш проект с новыми силами и работаем над созданием совместных выставок с дружественными галереями, у которых нет онлайн-ресурса.

Анна Гвасалия-Овчаренко

партнер группы компаний Ovcharenko

С искусством было, есть и будет все в порядке. Можем не сомневаться. Оно еще нас всех переживет.

Что касается арт-рынка, то он имеет большую живучесть и неоднократно менял инструменты работы в своей истории. Так и будет в этот раз. Наверняка будет больше диджитал-контактов, причем перестройка идет на ходу. Но вся работа не уйдет в онлайн, искусство не двухмерно и сложно для этого.

Мы в [аукционе] Vladey инициировали серию торгов «Все по 100 на карантине» (стартовая цена каждого лота — €100. — Прим. ред.) и проводим торги каждую субботу. Все идет успешно, коллекционерам интересно, и они поддерживают наши усилия.

Кто и что выиграет в результате изменений, трудно предсказать. Надеемся, что художники в этот период будут радовать новыми работами, тогда и арт-рынок останется в победителях.

Алина Крюкова

основатель галерейного проекта A-s-t-r-a

Сегодня сложно представить, что всего месяц назад я была в Нью-Йорке и участвовала со специальным проектом в Spring/Break Art Show, где очередь на вход была на многие сотни метров по Мэдисон-авеню.

Я вспоминаю, как мираж из прошлой жизни, арт-сцену оживленной, бурлящей, полной людей, ожиданий, планов и продаж: Armory Show, Independent, Art on Paper и несколько других ярмарок этого марта были пропитаны оптимизмом, и это читалось на лицах как галеристов, кураторов, посетителей, так и художников, с большим количеством которых я успела пообщаться во время Spring/Break. Я застала момент закрытия галерей-гигантов в Челси и успела на одном из последних самолетов вернуться из закрывающей границы Америки.

Сегодня вся реальность офлайн-площадок обнулилась. С одной стороны, это срывает планы, отменяет выставки, ставит большой вопрос о формате продвижения художников на значимых международных ярмарочных площадках и заставляет сокращать все, что возможно, из расходов. Но, с другой стороны, открывает очень большие возможности — начиная от разговоров о поддержке галеристов со стороны государства, продолжая реальными мерами, которые сейчас активно предоставляются. Это начало большого пути диалога частных инициатив в сфере культуры и государства.

Плюс интернет давно был наиболее удобной площадкой для подбора искусства, о чем несколько последних лет свидетельствуют отчеты глобальных лидеров онлайн-торговли предметами искусства. Плюс клиент, за которым сегодня так все охотятся, ставший уже нарицательным «новый коллекционер» в силу возраста привык использовать онлайн-платформы для совершения покупки или формирования запроса.

Открытый доступ к огромному числу музеев, галерей, мастерских и выставочных залов, мигом возникшая с началом пандемии мода на интеллектуальный досуг неизбежно повышают интерес, осведомленность и насмотренность и в современном искусстве.


Плюс надо учитывать, что время, проведенное дома, заставляет пересмотреть дизайн, образ и наполненность своего жилища — у многих на стенах либо ничего, либо случайность, а чаще что‑то, с чем «не о чем поговорить». И вот это как раз и дает мне надежду.

Многие видят, что коллекция туфель и платьев без возможности демонстрации и при скоротечности сезонов — не самое удобное вложение в самопозиционирование. А собственная уникальная коллекция искусства, которая максимально оригинальным путем раскрывает индивидуальность владельца и дает безграничные возможности для саморазвития и роста, — это что‑то сообразное изменившемуся духу времени.

Относительно продаж я оптимистична — у нас достаточное количество запросов как от постоянных клиентов, так и от тех, кто нашел нас в процессе изучения искусства, есть продажи. Здесь срабатывает еще то, что некоторые из художников, которых я представляю, дали специальные «карантинные условия» на цены на свои работы, что также дает возможность использовать ситуацию пандемии с выгодой для обеих сторон.

Относительно планов — сейчас в процессе подготовки много интересного контента от художников, и, конечно, с оптимизмом готовимся к осени и новым офлайн-проектам как в России, так и на международных площадках. Искусство необходимо человеку как воздух, как звезда, которая выведет из любого шторма, поэтому я не вижу поводов для упаднических настроений. Кризис — это всегда точка роста.

Расскажите друзьям