Музей исламского искусства
В Дохе находится один из лучших музеев исламского искусства; здесь собрана огромная коллекция манускриптов, ковров, скульптур и других артефактов, созданных за полторы тысячи лет. Географический диапазон — от Арабского залива до Испании. Отличительная черта экспозиции — непривычная рядом с ослепляющим арабским солнцем темнота: в залах нет окон, а каждый экспонат аккуратно подсвечен.
Здание музея спроектировал прицкеровский лауреат Бэй Юймин — это он тридцать лет назад поставил у входа в Лувр стеклянную пирамиду; музей в Дохе стал одним из его последних проектов. Дизайн галерей — заслуга Жан-Мишеля Вильмотта, который приложил руку и к голландскому Рейксмюсеуму, и к корпусам фабрики «Красный Октябрь». Отдельно нужно отметить вид на залив Доха: в городе много красивых пейзажей, но вид из гигантского окна высотой в пять этажей — один из лучших. И да, здесь же лучший музейный магазин, стоит отложить круглую сумму на сувениры.
«Удивительное путешествие» Дэмьена Херста
Дэмьен Херст — один из самых известных современных художников: говорим «современное искусство» — подразумеваем «чучело акулы в формальдегиде»Физическая невозможность смерти в сознании живущего. Одна из самых эффектных его работ находится в Катаре — только не в музее, а возле медицинского центра «Сидра», где занимаются вопросами женского здоровья и педиатрии.
«Удивительное путешествие» — это 14 огромных бронзовых скульптур, каждая из которых изображает человека на разных стадиях развития, от слияния сперматозоида с яйцеклеткой до новорожденного младенца. Работа вызвала много споров (сам Херст отмечает, что это «первая обнаженная скульптура на Ближнем Востоке») — но многие катарцы отмечают, что скульптуры исключительно научны, и не противоречат Корану, чему тут оскорбляться.
В десяти минутах ходьбы от «Сидры» находится Катарский национальный конференц-центр, где посетителей встречает не что‑нибудь, а «Мама» — одна из знаменитых скульптур-пауков Луизы Буржуа.
Национальный музей Катара
Даже если вам безразличны музеи и вы отправляетесь в Катар только искупаться, пройтись по рынку Сук-Вакиф и увезти домой чемодан специй, Национальный музей Катара все равно грех пропустить. Это огромный музейный комплекс (заложите на его посещение полдня, не пожалеете: 40 000 м² — не шутки) с 11 галереями, которые рассказывают об истории, географии и фауне катарского полуострова. Музей открылся весной 2019 года, и в нем используются чуть ли не все достижения музейного искусства: видеопроекция, звуковые инсталляции, даже запахи. Не пропустите перед самым началом экспозиции маленькую дверь с надписью «Making of NMoQ»: туда можно заглянуть и подсмотреть, как музейные работники создают экспозицию у вас на глазах.
Но снаружи музей впечатляет еще больше: француз Жан Нувель, создатель Лувра в Абу-Даби, вдохновлялся «розами пустыни», кристаллическими образованиями, которые создаются взаимодействием песка и ветра. В итоге получилась конструкция, которая одновременно сливается с пейзажем и выделяется почти хаотической красотой. Все это так ошарашивает, что несложно не заметить «Жемчужный фонтан», который для музея создал Ай Вэйвэй.
Education City
Рядом с Дохой, в Эр-Райяне, находится «Город образования» — здесь расположены Катарская академия, кампусы американских и европейских университетов и несколько исследовательских институтов.
Обратить внимание тут стоит на два футуристических здания. Первое — мечеть c двумя 90-метровыми минаретами, похожая больше на «Энтерпрайз» из «Стар трека», чем на религиозное сооружение. Ее инопланетный вид сочетается с глубокой укорененностью в традиции (например, пять колонн символизируют пять столпов ислама) — в этом, в общем-то, выражено и все обаяние Катара.
Второе — Национальная библиотека Катара, которую проектировал Рем Колхас (павильон «Гаража» в парке Горького): помимо внушительной коллекции и читального зала там проходят выставочные проекты, экспозиция «Раскрывая арабскую историю» отлично дополняет коллекции Национального музея и Музея исламского искусства, а раз в месяц в здании библиотеки выступает местный филармонический оркестр.
«Запад — Восток/Восток — Запад»
Отправляясь в Доху, стоит выделить хотя бы полдня на поездку в пустыню. Во-первых, это красиво: здесь одни из самых высоких дюн на Ближнем Востоке, мягкий песок и приятная жара (из‑за сильного ветра и открытого пространства в пустыне немного прохладнее, чем в городе). Во-вторых, это песчаное пространство не так безжизненно, как кажется на первый взгляд: в пустыню проникают воды Арабского залива, и сухой песок соседствует с настоящим внутренним морем поразительного бирюзового оттенка. Вместе с водами в пустыню приплывают губки и множество мелких ракушек — берегите босые ноги.
И в-третьих, в пустыне располагается одна из самых масштабных скульптурных работ минималиста-гигантомана Ричарда Серры — четыре стальных пластины, установленных в километре друг от друга. Если хотите почувствовать себя очень-очень маленьким, поезжайте туда, только учтите — дорог и тропинок в пустыне нет, есть только координаты: N25o 31.019’E050o51.948’.