Научно-популярный фильм 1961 года, дающий полное представление о том, сколько романтизма вокруг покорения космоса было в то время. Милые детали вроде родителей Гагарина, его училища, игра в волейбол, тренировка в бассейне, сурдобарокамере и центрифуге.
После полета Гагарин стал звездным послом мира и ушел в гастроли по десяткам стран. Вот симпатичный репортаж о его визите в Японию, где ему устроили тур по нескольким городам, кормили суши, показывали гейш, а также много и двусмысленно шутили про ракеты и мирное разоружение («Палочки — лучшее оружие!»).
Мало кто знает, что до «Соляриса» Тарковского существовала еще более раняя советская двухсерийная телепостановка по Станиславу Лему, которая вышла на Центральном телевидении в год смерти Гагарина. Василий Лановой играл Криса Кельвина, Владимир Этуш — доктора Снаута, а Антонина Пилюс — Хари. Главный герой снят в почти гагаринских ракурсах, но уже без улыбки. Получился камерный советский хоррор, в котором уже гораздо больше страха и растерянности, чем романтизма по поводу космоса. Гагарин не дожил до эфира этого «Соляриса». Однако фильм все равно настаивает на том, что без потерь, без трудностей не будет и прогресса. «Время ужасных чудес еще не прошло», — подытоживает герой Ланового.
Если ваша вполне гагаринская любовь к высокой фантастике просит чего‑то более современного, то ко Дню космонавтики в прокат вышел единственный фильм про полеты к звездам — «Высшее общество» Клер Дени. Фильм, в каком‑то смысле тоже инспирированный «Солярисом», то есть это такое же тяжеловесное кино, где космос вполне отрезвляюще рифмуется то ли с тюрьмой, то ли с психдиспансером. Учитывая, что речь идет о папе с дочкой, летящих к черной дыре, то это еще и похоже на трансгрессивную порноверсию «Интерстеллара». Подробнее о фильме читайте в рецензии Станислава Зельвенского.
Что читать
«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери
Известно, что перед самым полетом Гагарин в очередной раз перечитывал книгу Экзюпери. Пожалуй, ему понравилась бы и новая версия книги: графическое переложение «Маленького принца», сделанное Жоанном Сфаром, режиссером фильма «Генсбур. Любовь хулигана». В русском издании текст книги для комикса адаптировал поэт Дмитрий Кузьмин — внук переводчицы Норы Галь.
«Звездный замок» Алекса Алиса
Один из любимых писателей Гагарина (да и всех советских детей) — Жюль Верн, отправлявший своих героев на Луну, к центру Земли и даже в Иркутск. По мере изучения Земли и космоса эти наивные книги немного устарели, но в последние годы подоспела новая смена. К примеру, комиксы Алекса Алиса, написанные так, будто XX века вовсе не было, а мир все еще полон отваги, безрассудства и механизмов на паровой тяге.
«Юрий Гагарин» Льва Данилкина
Гагарин запоем читал биографии знаменитых летчиков — пожалуй, оценил бы и книгу Данилкина, вышедшую к полувековому юбилею полета. Это даже не совсем биография, а коллаж, собранный из писем, воспоминаний, уже опубликованных советских и несоветских жизнеописаний, цитат из Солженицына, Экзюпери и даже Пелевина.
«Марсианин» Энди Вейера
Еще одна страсть Гагарина — приключенческая фантастика, которую он поглощал целыми томами. История простого парня, который остался один на чужой планете и пытается выжить там с помощью изоленты и чувства юмора, наверняка ему понравилась бы: неунывающий Марк Уотни чем‑то очень похож на первого космонавта в истории.
«Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите» Криса Хэдфилда
Полет Гагарина длился 108 минут. Первому космонавту было бы приятно узнать, что его последователи отправляются в космос уже на долгие месяцы, возят с собой на орбиту гитары и по-прежнему чтут странноватые и милые традиции, которые складываются еще с 1961 года.
Что слушать
Иосиф Кобзон «Знаете, каким он парнем был»
Посмертный гимн космонавту, известный по строчке «Он сказал: «Поехали!», он взмахнул рукой» — лучший трек сборника «Созведие Гагарина» и одна из главных частиц гагаринского канона, наряду с картиной «Сын родины» и, собственно, каноничной фразой, ушедшей из космоса в мемы. Песню Пахмутовой и Добронравова большинство знает в исполнении Иосифа Кобзона, но куда более эмоциональное и искреннее, что ли, — у Юрия Гуляева.
The Human League «The Dignity of Labour»
На обложке EP британской синтипоп-группы был Гагарин, идущий навстречу Хрущеву. Две из трех частей мини-альбома были посвящены тому, как добывают сырье для стали, из которой сделают корабль «Восток-1», и тому, как его строили. А «The Dignity of Labour, part 3», синтезаторный инструментал с напряженным арпеджио — посвящение самому Гагарину.
«Ундервуд» «Гагарин, я вас любила»
Советское ретро образца начала нулевых. Смешливый серф с подмигиваниями о том, что «в спину била его струя, и жал он молча свои педали». Народный хит, единственный у группы «Ундервуд».
Public Service Broadcasting «Gagarin»
Британская инструментальная группа Public Service Broadcasting для альбома под названием «Космическая гонка» выбрала трек «Gagarin», похожий на главную тему старинного фильма то ли о шпионах, то ли о супергероях. Из всех иностранных посвящений Гагарину это — самое веселое, особенно вкупе с клипом.
Oi Va Voi «Yuri»
Разбитной хит от лондонских любителей клезмера с протяжным рефреном: «Мы двигаемся в космос!» В трек встроены записи радио от 12 апреля 1961 года.
Что надеть
В цвет скафандра
Или просто космически
Куда сходить
Посмотреть на звезды
Почувствовать безграничность Вселенной и увидеть звезды в любое время можно в Большом зале Планетария. С 1960 года в течение 15 лет здесь проводились занятия по астронавигации с будущими космонавтами и стажировались штурманы полярной и дальней авиации. С помощью телескопа в обсерватории можно наблюдать шаровые скопления, планеты и галактики, а после — перекусить в местном кафе.
В Музее космонавтики есть тренажер стыковки космического корабля «Союз-ТМА» — такой же используют в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина для отработки сближения и стыковки с Международной космической станцией. Научиться управлять кораблем можно как одному, так и в компании из четырех человек.