Что произошло
Президент Владимир Путин 2 октября внес в Государственную думу проект поправок для уголовной статьи о «возбуждении ненависти либо вражды». В пояснительной записке к закону говорится, что по этой статье людей не всегда обоснованно привлекали к уголовной ответственности, а также что проект закона «направлен на гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации». Правительство и Верховный суд поддержали проект поправок, скорее всего, их примут.
Это важно, потому что речь идет именно о той статье, по которой чаще всего судят за репосты, лайки, картинки и мемы в социальных сетях.
Что говорится в поправках к статье о возбуждении ненависти
Первый раз за возбуждение ненависти в интернете на человека заводят не уголовное, а административное дело. Для этого в административный кодекс тоже вносятся поправки.
В первый раз для граждан за возбуждение ненависти будет такое наказание: или штраф 10–20 тысяч рублей, или работы до 100 часов, или арест до 15 суток.
Уголовное дело заводится, если это второе дело о возбуждении ненависти за год и если человек уже понес наказание за первый раз.
Во втором случае для граждан предлагается такое наказание: или штраф 300–500 тысяч рублей, или зарплата за два-три года, или работы от года до четырех лет, или лишение права занимать некоторые должности и заниматься какой-то деятельностью до трех лет, или заключение на два-пять лет.
Теперь людей не смогут так часто судить за лайки?
«Эти [поправки] — вообще не смягчение. Часть 1 статьи 282 УК РФ по-прежнему предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет и допускает заключение под стражу до суда, так как остается преступлением средней тяжести.
Единственные люди, которые в безусловном выигрыше, — это те, кто сейчас подозревается или обвиняется по части 1 статьи 282, и осужденные по этой статье. Уголовные дела должны быть прекращены, а приговоры отменены по реабилитирующему основанию — в связи с отсутствием состава преступления. Их также должны исключить из списка экстремистов Росфинмониторинга (людям в реестре экстремистов блокируют карты, запрещают открывать счета, оформлять доверенность. — Прим. ред.)».
Например, активистов можно вообще периодически привлекать к административной ответственности, чтобы обнулять годичный срок, предусмотренный в новой редакции части 1 статьи 282 УК, и иметь возможность при необходимости завести уголовное дело. Запугивание — тоже способ цензуры.
Процессов станет больше. Очевидно, пойдет волна дел по новой статье 20.3.1 КоАП, отчетность и палочная система по-прежнему влияют на практику, теперь в дело включатся еще и прокуроры, которым нужно будет отчитываться по новой статье. Будут работать в связке с эшниками (сотрудниками центра «Э», которые занимаются поиском экстремистов. — Прим. ред.). Ну а после них следующим шагом уже [статья] 282».
Что еще говорят о поправках в статью 282
Глава «Роскомсвободы» Артем Козлюк предположил, что десятикратно возрастет количество административных дел и штрафов за публикации в интернете. «Ну а что, тоже своего рода «цифровая экономика», — написал он в фейсбуке.
Глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков считает, что сотрудникам Центра по противодействию экстремизму будет сложнее работать. «Сидеть у компьютера и штамповать уголовные дела по статье 282 будет невозможно», — написал он в своем телеграм-канале.
Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов назвал декриминализацию части 1 статьи 282 УК РФ «позитивным изменением», но предположил, что для активистов ничего не поменяется, потому что осталась статья за экстремистскую деятельность. «Жаль, что по аналогии с 282-й не декриминализовали частично статью 148 УК (о чувствах верующих), просто есть теперь опасение, что эшники будут на мемы заходить с этой стороны», — написал он в телеграм-канале.
По каким еще статьям можно осудить за лайки
В Уголовном кодексе есть статьи 128.1, 148, 280 и 319: за клевету, за оскорбление чувств верующих, за экстремистскую деятельность и за оскорбление представителя власти. «Статьи 148, 280, 280.1 и 205.2Первая предусматривает ответственность за призывы к терроризму и его оправдание, вторая — за призывы разрушить территориальную целостность страны. никуда не делись и не изменились, — говорит Гайнутдинов. — По ним наверняка будет рост. Причем три последних подследственны ФСБ, и это будет еще один способ для них нарастить влияние и перетянуть на себя следствие». В разное время эти статьи применялись, чтобы обвинить людей за статьи в медиа с критикой чиновников, за карикатуры с Иисусом Христом, за посты в «ВКонтакте», которые оправдывают терроризм, и за критику мэра города в WhatsApp.
«Я пока не вижу сигнала [для полиции, что следует перестать заводить такое большое количество дел за картинки в интернете], — считает Гайнутдинов. — Наоборот, появляется еще один инструмент репрессий. Поэтому расслабляться никому не стоит».