В прошлый четверг в Нью-Йорке перед журналистами со всего мира по кругу прошли атлеты четырех сборных — Германии, США, Китая и Бразилии. «Афиша Daily» рассказывает о том, как Nike презентовали олимпийскую форму, аэродинамические носки и кроссовки из фильма «Назад в будущее».

Униформу от Nike других стран — участниц Олимпийских игр в Рио и чемпионата Европы по футболу во Франции — в том числе Украины и Катара — представили на манекенах. Презентацию профессиональной экипировки — по сути, спецодежды — обставили максимально торжественно. Под фанфары и пульсирующий свет в центре Нью-Йорка представители разных наций собрались ради красоты и благих идеалов. Например, на футболке французской команды вышит девиз «Наши различия нас объединяют». Американские атлеты в Рио будут одеты во все оттенки синего, между лопатками на спине орел. А на выездную формуСовершенно кондитерский цвет португальских футболок португальской сборной можно смотреть бесконечно — она такого истошно-мятного цвета, что кажется, будто жуешь холодок.

Российский флаг в Нью-Йорке не мелькал, потому что участие наших легкоатлетов в Олимпиаде повисло из-за допинговых скандалов, а футболом Россия заживет только через два года (вообще российскую сборную спонсирует не Nike). Да, за страну, которая столько сил и средств вкладывает в спорт в последние годы, стало немного обидно. Хотя достаточно познакомиться с русскими комментариями под новостями об экипировке европейских команд («сборная Африки», «кто-то из них точно ЛГБТ»), чтобы поумерить национальную гордость и сосредоточиться на патриотически нейтральной одежде.

Спортивную форму для обычных людей — легинсы, топы, — а также несколько моделей кроссовок и обновленное приложение Nike презентовали за день до того здесь же, в Moynihan Station — ангаре, где проходят показы Нью-Йоркской недели моды. Оформляло оба события Bureau Betak — французское продакшен-агентство, работающее со всеми гигантами фэшн-индустрии (в Москве делали показ Dior на Красной площади в 2013 году). После презентации The New York Times написала, что «найки» дрейфуют в сторону подиумов и глянцевых журналов. Что компания, известная спортивной экипировкой, тянется в мир, где спрос зависит от смены сезонов и инстаграма Ким Кардашьян, а кроссовки не зазорно носить с платьем и пиджаком. То есть идет в моду.

Марк Паркер — глава компании и практикующий дизайнер обуви (проект Nike NTM)

© NIKE 1 / 8

Стенд кроссовок HyperAdapt

© NIKE 2 / 8

Может показаться, что с модой Nike запаздывают, если вспомнить, каких успехов тут добилась, например, New Balance, фактически разделившая свое спортивное и лайфстайл-направление. Или поглядеть на Adidas, которая вместе с Канье Уэстом вывела жанр кроссовок на уровень массовой культуры, граничащий с помешательством. У Nike нет отдельной линии, посвященной переизданиям, как Classics у Reebok или Onitsuka Tiger у Asics, хотя свое наследие они берегут. В коллаборациях с дизайнерами Nike очень осторожничают: в Нью-Йорке также презентовали их второй релиз с Риккардо Тиши, креативным директором Givenchy, в то время как Puma уже 10 лет сотрудничает с Alexander McQueen (дизайнер успел за это время повеситься). Да, у Nike есть суб-бренд Air Jordan, построенный на культовом баскетбольном силуэте, но он развивается во вселенной уличной моды, параллельной обычной, и слишком уж ассоциируется с хип-хопом.

На самом деле вклад в фэшн-индустрию компании Nike с капитализацией в 105 млрд долларов, в четыре раза превышающей стоимость их ближайшего конкурента Adidas, трудно переоценить. Тренировочные клубы, приложение Nike+, спонсирование марафонов, евангелизм вроде того, которым от их имени занимается наша бывшая коллега Саша Боярская, — Nike в первую очередь пропагандирует спорт и только потом старается продавать вам побольше кроссовок. Как в свое время Apple открыла рынок мобильных стартапов, так и найковский маркетинг привел к тому, что бегать стало модно, а беговую одежду делают все — от H& M до старомодного американского бренда Old Navy. Глава компании Марк Паркер пару лет назад заявил, что легинсы стали новым денимом — настолько этот утилитарный предмет вписался в гардероб.

Сейчас на Nike интереснее смотреть как на технологическую, а не фэшн-компанию. На сравнение с Apple наталкивает и формат нью-йоркских презентаций с Паркером в луче света, и разнесенные с ними сроки релизов, и даже завышенные ожидания.

И вот, собственно, что там показали.

Nike Air VaporMax

Продолжение истории легендарных Air Max

Рендер подошвы VaporMax

Серии Air Max в следующем году исполняется 20 лет, и это продолжение очень похоже на финальную точку. Развитие модели строилось на том, что прозрачная воздушная подушка постепенно открывалась. В первом образце от 1987 года видно всего несколько сантиметров, она расширилась в кроссовке Air Max BW (то есть Big Window — «большое окно»). Потом были экземпляры с прозрачной вставкой на задней части на 270 градусов и по всей площади подошвы, но всегда она была запаяна в резину. В Vapormax никакой резины уже нет — остался только воздух в прозрачном пластике. Если сравнивать с автомобильными шинами, то получается, что у кроссовки нет покрышки — вы ступаете по земле голой воздушной камерой.

Кроссовки Nike Air VaporMax появятся в продаже везде, в том числе и в России весной 2017 г.

Униформа Nike Vapor

Делает бегуна еще быстрее — хотя бы на миллисекунды

© NIKE

Тут можно свихнуться от страсти Nike к номенклатуре. Итак, комплекты Vapor включают себя шорты и топы, выполненные из легкой эластичной ткани AeroSwift, а также компрессионные носки, сделанные по технологии NikeGRIP, и нарукавники. Все предметы оснащены микроскопическими резиновыми заусенцами AeroBlades для улучшения аэродинамики бегуна. В большом спорте Vapor дебютировал c легкоатлетическими федерациями США, Германии, Китая и Бразилии — в этой форме они поедут в Рио. Но, вообще-то, эти AeroBlades четыре года назад начали адресно разрабатывать для спринта — дисциплины, где от малейших усовершенствований формы может зависеть результат. Возможно, все эти многочисленные названия тоже работают на ускорение?

Мартин Лотти
вице-президент, креативный директор Nike, дизайнер олимпийской формы

«Вы, наверное, думаете, что гладкая поверхность обладает лучшими аэродинамическими качествами? Это не так. Посмотрите на мячик для гольфа: текстура обеспечивает ему дальность полета. Или вам кажется, что тело в беге перемещается с равной скоростью — на самом деле ваши руки и ноги двигаются в два раза быстрее, чем корпус; у разных частей тела разная аэродинамика. Поэтому в комплекте Vapor на голенях и руках мы расставили больше элементов AeroBlades.

Надо сказать, что мы, дизайнеры, живем в будущем. Сейчас, например, плотно занимаемся проектами, связанными с футбольным чемпионатом 2018 года в России. Основное направление технологической мысли в спортивной одежде простирается в области продуктов, подогнанных под ваши персональные нужды. Ведь, если, скажем, у нас обоих 9-й размер ноги, то это не значит, что у нас ступни одинаковой формы. Будущее — в максимальной персонализации».

Комплекты Nike Vapor пока доступны только профессиональным спортсменам.

HyperAdapt 1.0

Главный новостной хит найковских презентаций — самозашнуровывающиеся кроссовки

© NIKE

Их разработала группа дизайнеров под руководством Тинкера Хэтфилда, автора Air Max, который также нарисовал кроссовки Nike Mag из фильма «Назад в будущее». Кроме того что у шнурующего моторчика довольно приятный жужжащий звук, не до конца понятно, в чем, собственно, преимущества зашнуровывания кнопкой. В компании предполагают такой сценарий: вы бегун, крепко затянувший шнурки перед пробежкой, и вдруг спустя пару километров вам нужно немного расслабить обхват. С HyperAdapt вы сделаете это вмиг! Мотор заряжается без проводов, заряда хватает на пару недель, в подошву вмонтированы синие светодиоды. В общем, работает аргумент из еврейского анекдота: во-первых, это красиво.

Тиффани Бирс
старший инженер

«Мы начали заниматься этим проектом вместе с Тинкером в 2005 году, поставив задачу реализовать технологию, которая была показана в фильме Земекиса. 10 лет назад механизм получался слишком массивным и тяжелым, были вопросы к тому, как он будет взаимодействовать с грязью и реагировать на вибрацию. Прорыв произошел в 2012 году — тогда, можно сказать, технологии доросли, чтобы позволить нам сделать мотор достаточно миниатюрным и выносливым. HyperAdapt 1.0 устроены гораздо лучше, чем тот Nike Mag, что был в ролике у Майкла Джей Фокса. Мы на самом деле сейчас уже не знаем, будем ли мы выпускать Nike Mag в массовое производство. А вот HyperAdapt, очевидно, станут первыми в линейке самых разных моделей — и спортивных, и для повседневной жизни».

Лимитированный релиз, доступный через Nike+, состоится зимой 2016 г.

Flyknit

Вязаные кроссовки, похожие на носок, не новинка, но предмет особой гордости

© NIKE

После обвинений в неэтичном производстве в 1990-х и попадания в учебник антиглобализма — книжку «No Logo» Наоми Кляйн, — Nike полностью пересмотрели свой подход к социальной ответственности и экологии. Теперь они страшно гордятся тем, что плетение Flyknit позволяет им использовать ровно столько материала, сколько нужно для одной пары обуви. Эта технология уже известна: она дебютировала в 2012 году в ультралегком кроссовке Flyknit Racer. Спустя четыре года Nike использует плетеную ткань, сделанную из переработанных пластиковых бутылок, в массе своих моделей — вплоть до довольно массивных Air Force. Их главные флайнит-кроссовки этого года — LunarEpic, первая высокая беговая модель, которая сейчас продается везде. В Нью-Йорке из них собрали инсталляцию, похожую на волну, выставив перед роботами-станками, которые заплетают нити Flyknit на заводах.

Обувь с этой технологией доступна во всех магазинах Nike.

Anti-Clog Traction

Бутсы против грязи

По этому ролику может создаться впечатление, что у бутс есть какая-то волшебная кнопка, но это не так — просто к ним не липнет всякая гадость

Это решение особенно актуально для российских футболистов, которым большую часть сезона приходится играть на нелучших полях и при плохой погоде. Идея пришла из мира промышленной химии: подошва с технологией Anti-Clog содержит адаптивные полимеры, которые не дают дерну прилипать к стопе и забиваться между шипов.

Макс Блау
вице-президент футбольного направления Nike

«Мы используем специальный гидрофильный пластик. Гидрофильный — то есть ему нравится вода, он способен впитать ее на 3–4% от собственного веса, становится влажным, и в этот момент включаются его грязеотталкивающие функции. Чистая химия! Мы сделали бутсы, однако Anti-Clog ждет большое будущее в экипировке для регби, бейсбола, даже гольфа и бега по пересеченной местности».

Лимитированный выпуск состоится 15 апреля, будет доступен через Nike Football App в Северной Америке и Западной Европе.

Коллекция Рикардо Тиши

Аккуратный заход Nike на территорию моды

© NIKE

В Nike любят рассказывать, что в их компании работает 600 дизайнеров, главный источник вдохновения которых спортсмены (а спортсмен — это каждый, у кого есть тело). Речь, разумеется, идет о промышленных дизайнерах, ремесленниках и скромнягах. Другое дело Тиши — дизайнер модного дома Givenchy, один из провозвестников готического стиля, несколько более вычурного в его версии. От его партнерства со спортивным брендом можно было бы ждать какого-то кромешного мрака, однако он выступает крайне целомудренно. В 2014 году сделал серию «аэрфорсов» бежевого цвета с черными вставками. В этом феврале по цене 300 $ стали доступны его высокие Nike Dunk. В марте во время нью-йоркских презентаций он показал два лаконичных комплекта спортивной одежды — черно-белый и с цветочным принтом. Его коллекция NikeLab x RT предназначена для тренировок, это не лайфстайл, хотя такое легко можно напялить и на вечеринку. Майки, шорты, тайтсы — ничего радикального. Но вот в ч/б варианте есть юбка, которую по замыслу Тиши надо носить в тренажерный зал. А в цветочной версии имеются шорты, комбинированные с легинсами, — опять-таки не изобретение Рикардо. Для оригинальности назовем их «шортинсами».

Черно-белая коллекция будет выпущена в июле, а цветная — в августе. Продавать ее будут в магазинах Nike Lab — в Москве такого пока нет.

Новый Nike+

Фитнес-фейсбук

Летом Nike собирается перезагрузить свои приложения Training Club и Running. В последний добавится новостная лента, опция по организации и поиску коллективных тренировок (включая найковские клубы), трекер, который анализирует достижения пользователей и дает им персональные рекомендации. Если Nike+ получится удачным, то, вполне возможно туда перенесут из инстаграма и фейсбука свои статусы утренние бегуны, которые сильно раздражают неспортивных людей. Также появится Sneaker App с сервисом под названием Golden Pass, позволяющим бронировать место в очереди или резервировать для себя редкие модели кроссовок (в том числе и Air Jordan). Зависит ли доступ к ним от скорости или километража, который вы наработали в Nike+, неизвестно.

Никки Нойбергер
вице-президент, бренд-директор Nike+

«Самое существенное обновление в Nike+ коснулось системы мотиваций. Мы усовершенствовали интеграцию музыкальных плейлистов Spotify, потому что все спортсмены говорили нам, какую духоподъемную роль играет музыка, а также разработали мотивирующие стикер-пэки. Недавно мы посчитали, что в Nike+ регистрируют порядка 11 млн тренировочных сессий каждый месяц, и эта цифра продолжает расти. А за год через различные цифровые платформы — сайт, интернет-магазин, клубы — с Nike взаимодействует больше 1 млрд человек. Потенциал для привлечения новой аудитории к спорту огромен, и наше приложение позволяет объединить в одну соцсеть людей, которые занимаются спортом, и тех, кто просто любит кроссовки».

Обновленные приложения Training Club и Running в русском App Store будут доступны летом 2016 г.

Подробнее news.nike.com