Униформу от Nike других стран — участниц Олимпийских игр в Рио и чемпионата Европы по футболу во Франции — в том числе Украины и Катара — представили на манекенах. Презентацию профессиональной экипировки — по сути, спецодежды — обставили максимально торжественно. Под фанфары и пульсирующий свет в центре Нью-Йорка представители разных наций собрались ради красоты и благих идеалов. Например, на футболке французской команды вышит девиз «Наши различия нас объединяют». Американские атлеты в Рио будут одеты во все оттенки синего, между лопатками на спине орел. А на выездную формуСовершенно кондитерский цвет португальских футболок португальской сборной можно смотреть бесконечно — она такого истошно-мятного цвета, что кажется, будто жуешь холодок.
Российский флаг в Нью-Йорке не мелькал, потому что участие наших легкоатлетов в Олимпиаде повисло из-за допинговых скандалов, а футболом Россия заживет только через два года (вообще российскую сборную спонсирует не Nike). Да, за страну, которая столько сил и средств вкладывает в спорт в последние годы, стало немного обидно. Хотя достаточно познакомиться с русскими комментариями под новостями об экипировке европейских команд («сборная Африки», «кто-то из них точно ЛГБТ»), чтобы поумерить национальную гордость и сосредоточиться на патриотически нейтральной одежде.
Спортивную форму для обычных людей — легинсы, топы, — а также несколько моделей кроссовок и обновленное приложение Nike презентовали за день до того здесь же, в Moynihan Station — ангаре, где проходят показы Нью-Йоркской недели моды. Оформляло оба события Bureau Betak — французское продакшен-агентство, работающее со всеми гигантами фэшн-индустрии (в Москве делали показ Dior на Красной площади в 2013 году). После презентации The New York Times написала, что «найки» дрейфуют в сторону подиумов и глянцевых журналов. Что компания, известная спортивной экипировкой, тянется в мир, где спрос зависит от смены сезонов и инстаграма Ким Кардашьян, а кроссовки не зазорно носить с платьем и пиджаком. То есть идет в моду.
Марк Паркер — глава компании и практикующий дизайнер обуви (проект Nike NTM)
Стенд кроссовок HyperAdapt
Инсталляция, посвященная технологии подошвы Free, напоминающей резанные соты
Спортивные комплекты
Одежда серии Vapor
Зал, посвященный перезапуску Nike+
Тут презентовали баскетбольные кроссовки Nike KD, где KD — инициалы баскетболиста Кевина Дюранта
Стенд с футбольными новинками Nike
Может показаться, что с модой Nike запаздывают, если вспомнить, каких успехов тут добилась, например, New Balance, фактически разделившая свое спортивное и лайфстайл-направление. Или поглядеть на Adidas, которая вместе с Канье Уэстом вывела жанр кроссовок на уровень массовой культуры, граничащий с помешательством. У Nike нет отдельной линии, посвященной переизданиям, как Classics у Reebok или Onitsuka Tiger у Asics, хотя свое наследие они берегут. В коллаборациях с дизайнерами Nike очень осторожничают: в Нью-Йорке также презентовали их второй релиз с Риккардо Тиши, креативным директором Givenchy, в то время как Puma уже 10 лет сотрудничает с Alexander McQueen (дизайнер успел за это время повеситься). Да, у Nike есть суб-бренд Air Jordan, построенный на культовом баскетбольном силуэте, но он развивается во вселенной уличной моды, параллельной обычной, и слишком уж ассоциируется с хип-хопом.
На самом деле вклад в фэшн-индустрию компании Nike с капитализацией в 105 млрд долларов, в четыре раза превышающей стоимость их ближайшего конкурента Adidas, трудно переоценить. Тренировочные клубы, приложение Nike+, спонсирование марафонов, евангелизм вроде того, которым от их имени занимается наша бывшая коллега Саша Боярская, — Nike в первую очередь пропагандирует спорт и только потом старается продавать вам побольше кроссовок. Как в свое время Apple открыла рынок мобильных стартапов, так и найковский маркетинг привел к тому, что бегать стало модно, а беговую одежду делают все — от H& M до старомодного американского бренда Old Navy. Глава компании Марк Паркер пару лет назад заявил, что легинсы стали новым денимом — настолько этот утилитарный предмет вписался в гардероб.
Сейчас на Nike интереснее смотреть как на технологическую, а не фэшн-компанию. На сравнение с Apple наталкивает и формат нью-йоркских презентаций с Паркером в луче света, и разнесенные с ними сроки релизов, и даже завышенные ожидания.
И вот, собственно, что там показали.
Nike Air VaporMax
Продолжение истории легендарных Air Max
Серии Air Max в следующем году исполняется 20 лет, и это продолжение очень похоже на финальную точку. Развитие модели строилось на том, что прозрачная воздушная подушка постепенно открывалась. В первом образце от 1987 года видно всего несколько сантиметров, она расширилась в кроссовке Air Max BW (то есть Big Window — «большое окно»). Потом были экземпляры с прозрачной вставкой на задней части на 270 градусов и по всей площади подошвы, но всегда она была запаяна в резину. В Vapormax никакой резины уже нет — остался только воздух в прозрачном пластике. Если сравнивать с автомобильными шинами, то получается, что у кроссовки нет покрышки — вы ступаете по земле голой воздушной камерой.
Кроссовки Nike Air VaporMax появятся в продаже везде, в том числе и в России весной 2017 г.
Униформа Nike Vapor
Делает бегуна еще быстрее — хотя бы на миллисекунды
Тут можно свихнуться от страсти Nike к номенклатуре. Итак, комплекты Vapor включают себя шорты и топы, выполненные из легкой эластичной ткани AeroSwift, а также компрессионные носки, сделанные по технологии NikeGRIP, и нарукавники. Все предметы оснащены микроскопическими резиновыми заусенцами AeroBlades для улучшения аэродинамики бегуна. В большом спорте Vapor дебютировал c легкоатлетическими федерациями США, Германии, Китая и Бразилии — в этой форме они поедут в Рио. Но, вообще-то, эти AeroBlades четыре года назад начали адресно разрабатывать для спринта — дисциплины, где от малейших усовершенствований формы может зависеть результат. Возможно, все эти многочисленные названия тоже работают на ускорение?
«Вы, наверное, думаете, что гладкая поверхность обладает лучшими аэродинамическими качествами? Это не так. Посмотрите на мячик для гольфа: текстура обеспечивает ему дальность полета. Или вам кажется, что тело в беге перемещается с равной скоростью — на самом деле ваши руки и ноги двигаются в два раза быстрее, чем корпус; у разных частей тела разная аэродинамика. Поэтому в комплекте Vapor на голенях и руках мы расставили больше элементов AeroBlades.
Надо сказать, что мы, дизайнеры, живем в будущем. Сейчас, например, плотно занимаемся проектами, связанными с футбольным чемпионатом 2018 года в России. Основное направление технологической мысли в спортивной одежде простирается в области продуктов, подогнанных под ваши персональные нужды. Ведь, если, скажем, у нас обоих 9-й размер ноги, то это не значит, что у нас ступни одинаковой формы. Будущее — в максимальной персонализации».
Комплекты Nike Vapor пока доступны только профессиональным спортсменам.
HyperAdapt 1.0
Главный новостной хит найковских презентаций — самозашнуровывающиеся кроссовки
Их разработала группа дизайнеров под руководством Тинкера Хэтфилда, автора Air Max, который также нарисовал кроссовки Nike Mag из фильма «Назад в будущее». Кроме того что у шнурующего моторчика довольно приятный жужжащий звук, не до конца понятно, в чем, собственно, преимущества зашнуровывания кнопкой. В компании предполагают такой сценарий: вы бегун, крепко затянувший шнурки перед пробежкой, и вдруг спустя пару километров вам нужно немного расслабить обхват. С HyperAdapt вы сделаете это вмиг! Мотор заряжается без проводов, заряда хватает на пару недель, в подошву вмонтированы синие светодиоды. В общем, работает аргумент из еврейского анекдота: во-первых, это красиво.
«Мы начали заниматься этим проектом вместе с Тинкером в 2005 году, поставив задачу реализовать технологию, которая была показана в фильме Земекиса. 10 лет назад механизм получался слишком массивным и тяжелым, были вопросы к тому, как он будет взаимодействовать с грязью и реагировать на вибрацию. Прорыв произошел в 2012 году — тогда, можно сказать, технологии доросли, чтобы позволить нам сделать мотор достаточно миниатюрным и выносливым. HyperAdapt 1.0 устроены гораздо лучше, чем тот Nike Mag, что был в ролике у Майкла Джей Фокса. Мы на самом деле сейчас уже не знаем, будем ли мы выпускать Nike Mag в массовое производство. А вот HyperAdapt, очевидно, станут первыми в линейке самых разных моделей — и спортивных, и для повседневной жизни».
Лимитированный релиз, доступный через Nike+, состоится зимой 2016 г.
Flyknit
Вязаные кроссовки, похожие на носок, не новинка, но предмет особой гордости
После обвинений в неэтичном производстве в 1990-х и попадания в учебник антиглобализма — книжку «No Logo» Наоми Кляйн, — Nike полностью пересмотрели свой подход к социальной ответственности и экологии. Теперь они страшно гордятся тем, что плетение Flyknit позволяет им использовать ровно столько материала, сколько нужно для одной пары обуви. Эта технология уже известна: она дебютировала в 2012 году в ультралегком кроссовке Flyknit Racer. Спустя четыре года Nike использует плетеную ткань, сделанную из переработанных пластиковых бутылок, в массе своих моделей — вплоть до довольно массивных Air Force. Их главные флайнит-кроссовки этого года — LunarEpic, первая высокая беговая модель, которая сейчас продается везде. В Нью-Йорке из них собрали инсталляцию, похожую на волну, выставив перед роботами-станками, которые заплетают нити Flyknit на заводах.
Обувь с этой технологией доступна во всех магазинах Nike.
Anti-Clog Traction
Бутсы против грязи
Это решение особенно актуально для российских футболистов, которым большую часть сезона приходится играть на нелучших полях и при плохой погоде. Идея пришла из мира промышленной химии: подошва с технологией Anti-Clog содержит адаптивные полимеры, которые не дают дерну прилипать к стопе и забиваться между шипов.
«Мы используем специальный гидрофильный пластик. Гидрофильный — то есть ему нравится вода, он способен впитать ее на 3–4% от собственного веса, становится влажным, и в этот момент включаются его грязеотталкивающие функции. Чистая химия! Мы сделали бутсы, однако Anti-Clog ждет большое будущее в экипировке для регби, бейсбола, даже гольфа и бега по пересеченной местности».
Лимитированный выпуск состоится 15 апреля, будет доступен через Nike Football App в Северной Америке и Западной Европе.
Коллекция Рикардо Тиши
Аккуратный заход Nike на территорию моды
В Nike любят рассказывать, что в их компании работает 600 дизайнеров, главный источник вдохновения которых спортсмены (а спортсмен — это каждый, у кого есть тело). Речь, разумеется, идет о промышленных дизайнерах, ремесленниках и скромнягах. Другое дело Тиши — дизайнер модного дома Givenchy, один из провозвестников готического стиля, несколько более вычурного в его версии. От его партнерства со спортивным брендом можно было бы ждать какого-то кромешного мрака, однако он выступает крайне целомудренно. В 2014 году сделал серию «аэрфорсов» бежевого цвета с черными вставками. В этом феврале по цене 300 $ стали доступны его высокие Nike Dunk. В марте во время нью-йоркских презентаций он показал два лаконичных комплекта спортивной одежды — черно-белый и с цветочным принтом. Его коллекция NikeLab x RT предназначена для тренировок, это не лайфстайл, хотя такое легко можно напялить и на вечеринку. Майки, шорты, тайтсы — ничего радикального. Но вот в ч/б варианте есть юбка, которую по замыслу Тиши надо носить в тренажерный зал. А в цветочной версии имеются шорты, комбинированные с легинсами, — опять-таки не изобретение Рикардо. Для оригинальности назовем их «шортинсами».
Черно-белая коллекция будет выпущена в июле, а цветная — в августе. Продавать ее будут в магазинах Nike Lab — в Москве такого пока нет.
Новый Nike+
Фитнес-фейсбук
Летом Nike собирается перезагрузить свои приложения Training Club и Running. В последний добавится новостная лента, опция по организации и поиску коллективных тренировок (включая найковские клубы), трекер, который анализирует достижения пользователей и дает им персональные рекомендации. Если Nike+ получится удачным, то, вполне возможно туда перенесут из инстаграма и фейсбука свои статусы утренние бегуны, которые сильно раздражают неспортивных людей. Также появится Sneaker App с сервисом под названием Golden Pass, позволяющим бронировать место в очереди или резервировать для себя редкие модели кроссовок (в том числе и Air Jordan). Зависит ли доступ к ним от скорости или километража, который вы наработали в Nike+, неизвестно.
«Самое существенное обновление в Nike+ коснулось системы мотиваций. Мы усовершенствовали интеграцию музыкальных плейлистов Spotify, потому что все спортсмены говорили нам, какую духоподъемную роль играет музыка, а также разработали мотивирующие стикер-пэки. Недавно мы посчитали, что в Nike+ регистрируют порядка 11 млн тренировочных сессий каждый месяц, и эта цифра продолжает расти. А за год через различные цифровые платформы — сайт, интернет-магазин, клубы — с Nike взаимодействует больше 1 млрд человек. Потенциал для привлечения новой аудитории к спорту огромен, и наше приложение позволяет объединить в одну соцсеть людей, которые занимаются спортом, и тех, кто просто любит кроссовки».
Обновленные приложения Training Club и Running в русском App Store будут доступны летом 2016 г.