Не буду оригинальной — надеюсь, что вместе с COS откроется и & Other Stories. Я люблю их в первую очередь за ассортимент обуви — недостаток обувных магазинов среднего сегмента в Москве все еще чувствуется. & Other Stories будет хорошим решением для тех, кто уже не хочет покупать обувь в масс-маркете, но пока не готов идти на шоппинг в ЦУМ.
В целом в Москве мне не хватает брендов, которые выпускают добротную и минималистичную одежду средней ценовой категории, условно, магазинов с близкой к COS стилистике. Например, бренд Raey, который сейчас продается только на Matchesfashion. Это нейтральные цвета, очень понятные и актуальные фасоны трикотажа и денима, отличные составы вещей.
Кроме этого, я была бы рада видеть в Москве Arket, Everlane, A.P.C. (в небольшом количестве вещи марки сейчас можно найти в московском UK Style. — Прим. ред.) и Filippa K.
Некоторые бренды, которые хотелось бы видеть в России, могут быть не востребованы в целом. Например, мне нравятся независимые скейтмарки типа Call Me 917, Dime и Bronze 56k. Все три отличаются оригинальной атмосферой, которая чувствуется в скейтвидео и дизайне одежды. В местах катания московских скейтеров можно встретить ребят в их одежде. Однако это происходит нечасто. С появлением соответствующего скейтшопа я бы чаще наблюдал одежду этих брендов на улице. Необязательно кататься на доске, чтобы это прочувствовать. Но определенное понимание и вовлеченность должны быть.
Три примера выше — лишь выжимка из списка брендов, которые представлены в локальных европейских скейтшопах. Нам не хватает таких магазинов — «мест силы», которые образовывали бы свою аудиторию, развивали скейтбординг в независимом ключе и привозили нишевые малоизвестные марки. Впрочем, по слухам, скоро в Москве появится нечто подобное.
Мне все еще не хватает красивого и недорогого нижнего белья — такого, за которым не нужно охотиться онлайн и выискивать у локальных брендов, отшивающих маленьким тиражом. Зашел в ближайший & Other Stories и набрал кружевных трусов на 10 лет вперед — не жизнь, а мечта капитализма в действии.
Без особых надежд жду японский бренд Muji — место, где можно разом купить пижаму, страшно милую зубную щетку, эфирное масло грейпфрута, черные ватные палочки, лучшие в мире блокноты из переработанной бумаги и дождевик, который издали все принимают за Vetements.
В Москве все уже очень хорошо с недорогой повседневной одеждой — наиболее универсально эту нишу заполняет Uniqlo. А помимо западных гигантов есть такие проекты как Cyrille Gassiline, 12Storeez, одежда которых, как мне кажется, тоже существует именно в нише потенциальных клиентов COS.
Помимо этого, в Петербурге есть, к примеру, Gate31, местная марка, которая делает неброскую одежду в модном ключе, как раз-таки очень напоминающую COS по духу и силуэтам. COS станет приятным дополнением к существующему набору московских марок. Я рада его появлению, но ощущения, что совершается прорыв в московском ритейле, у меня нет.
Мне кажется, что Москве не хватает небольших кураторских проектов — магазинов по образу парижских Merci и The Broken Arm или лондонского Couverture & The Garbstore. В них ощущается почерк владельца, есть не только одежда-аксессуары, но и предметы интерьера и, может быть, кафе. Там ты не просто покупаешь штаны или платье, снимая их с переполненных рейлов, но немного учишься, вдохновляешься, что-то узнаешь про современную моду.
Это уже не совсем история про ту или иную конкретную марку, которую нужно привезти, а про какие-то классные живые голоса, сторителлинг в фэшн-ритейле, если хотите. По разным экономическим причинам — арендные ставки, ввозные пошлины — такие проекты в Москве выживают с большим трудом, и вот их и не хватает.
Вопрос присутствия брендов в офлайне можно рассматривать с двух точек зрения: присутствие марки непосредственно как точки продаж и с имиджевой или культурной точки зрения.
В присутствии какого-либо недостающего в Москве бренда как точки продаж, нам кажется, нет никакой нужды. Мы живем в то время, когда есть такой прекрасный инструмент как интернет, решающий потребности большей части населения земного шара. Сейчас вовсе необязательно идти в офлайн-магазин, чтобы приобрести какую-либо вещь, — ассортимент в интернете гораздо шире.
С появлением сервисов вроде Farfetch, который агрегирует ассортимент бутиков, разбросанных по всему земному шару, можно заказать вещи откуда угодно.
С точки зрения имиджевой или культурной, думаем, многие бренды могли бы присутствовать в Москве или в России индивидуально. Но в таком случае магазин надо рассматривать в первую очередь не как точку продаж, а как выставочное пространство, музей или место, где можно было бы посмотреть, каким образом представляет себя бренд или дизайнер в офлайн-среде.
Если называть бренды, то нам было бы интересно увидеть офлайн-магазины Off-white, Kith, Comme des Garçons. Конечно же, не стоит забывать о Palace и Supreme: эти бренды играют важную роль в развитии индустрии и в том, чем она является в данный момент, а также оказывают немалое влияние на молодое поколение.
Мне кажется, в России не хватает не бренда, а целого сегмента — middle premium. Как раз в нем в пересчете на рубли окажется COS. Да, вообще это масс-маркет, но плащ за 25 тысяч (270 евро в оригинале) немногие в России посчитают масс-маркетом. Поэтому круто, что бренд все-таки у нас появится. Конечно, хорошо бы четыре года назад. И жалко, что весь город теперь оденется в одинаковое и щеголять после поездок в Европу будет сложнее. Зато хоть что-то начнет сдвигаться.
Сейчас марки в этом сегменте можно пересчитать по пальцам: в «Цветном» стоит одинокий All Saints, который совсем перестал быть интересным. Massimo Dutti шьют на пробу вещи подороже, которые потом пылятся на сейле, потому что кожаный плащ за 75 тысяч, даже самый красивый — не то, чего ты ждешь от этой марки. Еще есть Uterque, да и все, в общем, из больших.
Хочется увидеть в Москве еще & Other Stories и сеть Sephora (потому что невозможно платить такие деньги за доставку косметики), Muji хочется очень, Supreme хочется — без причин особенных, просто было бы круто. Возможно, я не совсем верно выразилась в начале: чувствуется отсутствие не middle premium даже, а пула нестыдных марок не за миллион, вокруг которых собираются классные люди, — как русские ребята Outlaw Moscow. И COS в их число, конечно, входит.
Я давно работаю в моде и к брендам и коллекциям отношусь ровно, за исключением, пожалуй, Prada (хочу) и Yeezy (могу). Однако в последнее время я подсела на американский онлайн-магазин Fashion Nova — как часто говорят, это мое личное guilty pleasure.
Открыв сайт компании, любой порядочный человек сделает глубокий вдох: Fashion Nova продают ну очень короткие платья на затяжках, брюки, которые состоят исключительно из шнуровки, корсеты и велосипедки из сетки.
Относиться к этому проекту как к источнику повседневной одежды не стоит, но самые сумасшедшие наряды для вечеринок — здесь. Да еще и по каким ценам: $10–30 за вещь. Кстати, это потенциальное спасение для селебрити-стилистов, которым надо одевать часто, недорого и по-разному.
С учетом особенности бизнес-модели ждать российский филиал Fashion Nova не приходится, но нельзя сказать то же самое про азиатскую компанию Muji. У нее большая ассортиментная матрица от носков и ручек до мороженого, простой и приятный глазу дизайн, довольно неплохое качество — вот и получилась хорошая компания Uniqlo.
Если говорить о масс-маркете, мне симпатичен шведский Weekday. Здесь всегда можно найти что-нибудь в духе Аcne Studios не дороже 50€. Лет пять назад в Берлине я купила у них джинсы — довольна качеством, посадкой и актуальностью до сих пор. Помимо собственного бренда у них представлены Cheap Monday (как и Weekday, Cheap Monday входит в пул марок H&M Group. — Прим. ред.) и Еastpak, часто бывают коллаборации с художниками и молодыми дизайнерами.
COS мне так и не удалось полюбить, часто бываю в их магазинах в Европе, но зная, что это все же H&M, я не могу отдать за платье 100–130€. Я не ярый сторонник минимализма, так что отношусь к его открытию без радостного предвкушения.