Почувствуй себя дизайнером
Кастомайзинг, или персонификация одежды, превратился в глобальный тренд. В СССР молодежь так спасалась от натиска железного занавеса, а сегодняшние модники превратили кастомайз в субкультуру. Спрос на кастом диктуют сами покупатели — в эпоху быстрой моды люди хотят получать редкие, более персональные вещи, в создании которых они принимали непосредственное участие. Марки добавляют на сайтах функцию персонификации: в несложном конструкторе каждый сам может выбрать, какого цвета шнурки и подошву он хочет видеть на новой паре кроссовок и что будет написано на спине футболки.
Например услуга кастомизации есть на Farfetch. В 2017 году онлайн-ретейлер разрешил пользователям создать свою версию мюлей Nicholas Kirkwood — выбрать в 3D-редакторе фактуру кожи, принт и даже оттенок прострочки. В магазинах Leviʼs покупатели прямо не отходя от кассы могут создать искусственные потертости на шортах, пришить к ним заклепки или патчи с ироничными надписями. Сервис кастомизации не так давно появился на сайте Gucci — переделать можно сумки и обувь.
Что можно кастомизировать
В уличной моде кастомайзеры — это звезды не хуже дизайнеров с именами; причем нередко DIY получается лучше оригинала. Энтузиасты кастомизируют все, что попадается по руку, — от зубных щеток и баскетбольных мячей до Ferrari, но чаще всего занимаются кроссовками. Социальные медиа стали основной платформой кастомайзеров: здесь они публикуют и продают свои работы (причем ценник кастомной вещи может превышать стоимость пары кроссовок в несколько раз).
На волне повального увлечения заниматься кастомайзингом начал даже Канье Уэст — однажды он взял олдскульные кеды и простым маркером написал на них все, что вздумалось. Похожее делают соратники Канье Вирджил Абло и Демна Гвасалия.
Азиатские хайпбисты идут дальше. Они кастомизирует бланковые вещи и подделки известных брендов, рисуя на них названия других марок, злободневные слоганы и активистские эмблемы. Получается броско, но органично.
Кастомайзинг в России
В России кастомайзинг — явление пока не такое популярное, но это лишь вопрос времени. Один из самых известных «передельщиков» в Москве — Магомед «Maggi» Казиахмедов. Его кожаная версия adidas Yeezy Boost 750 публиковалась в Complex и Hypebeast. Другой пример — объединение «Богема»: в апреле ребята устроили воркшоп, где всем желающим дриппировали (техника нанесения краски или других материалов. — Прим. ред.) кроссовки в духе Carol Christian Poell.
К чемпионату мира по футболу adidas объединились с «Афишей», Юрием Дудем, Сергеем Шнуровым, Ириной Горбачевой и Покрасом Лампасом, чтобы создать кастомную версию джерси сборной России.
Главной целью стало объединение разных людей. Как результат — футболки с «Футбиком», «Роком», отсылками к граффити-культуре, каллиграфии и эмодзи.
Юрий Дудь: «Рок-н-ролл и футбик — нет более гремучей связки, но как же редко мы видим их вместе в последнее время. Я протестую».
Юрий Дудь: « У рока и футбола есть как минимум одна вещь, которая связывает крепче некуда: они оба — живы».
Сергей Шнуров: «Футбол — это сильные эмоции. А сильные эмоции — это неотъемлемая и неистребимая часть нашей непростой русской жизни».
Сергей Шнуров: «Надеюсь, что в этот раз наша эмоциональность будет нам на пользу, и все будет супергуд».
Покрас Лампас: «Чемпионат мира имеет не только мощное спортивное, но и культурное значение — ведь люди со всего мира собираются в одной точке, объединенные сильным образами, эмоциями, духом».
Покрас Лампас: «Создавая принты, я хотел показать «живую» линию, непредсказуемость красок, красоту русской кириллицы, интеллектуальный, художественный подход».
Ирина Горбачева: «Чемпионат мира для меня — это, наверное, как Олимпийские игры, но по футболу, где выступают не просто клубы, а сборная страны. Это уникальная возможность для всех российских фанатов увидеть, как бьются титаны футбола всего мира в твоей стране!»
Ирина Горбачева: «Создавая принт, я думала о том, что футбол, как и любой спорт, — это сочетание многих факторов. Это труд, огонь, форма, мозги, удача, креативность, ну и … я просто очень люблю эмодзи».
«Афиша Daily» (Polya Luz, автор дизайна): «Мы взяли за основу тактическую доску, которую так любят все тренеры, и разместили на ней свое главное указание на время чемпионата мира по футболу — «футбик дэйли». Даешь футбик на Daily!»
За какими кастомайзерами стоит следить
Джошуа Вайбс превращает кроссовки в 2D-скетчи. Инстаграм: @joshuavides
Ава Ноуп отвечает за диджитал в Helmut Lang, а параллельно кастомизирует люксовую и демократичную одежду. Инстаграм: @avanope
Размышления о том, как могли бы выглядеть коллаборации популярных марок. Инстаграм: @sotacustoms
Кастом тяжелого люкса. Инстаграм: @freluxe
Для британца Дэниеля Кордаса одежда — холст для рисунков. Инстаграм: @danielcordas
Переделки неочевидных вещей от Тома Галле. Инстаграм: @tomgalle
Любители цветочков. Инстаграм: @frecustoms