Что происходит?
В очередной раз все заговорили про афрофутуризм после выхода марвеловской «Черной пантеры». Фильм стал эстетическим (и в некоторой мере смысловым) отражением ключевых идей направления, описанного Марком Дери в сборнике эссе о киберкультуре еще в 1993 году. Этим термином писатель обозначил отдельный жанр фантастики, представляющий альтернативный, неевропоцентричный взгляд на будущее. Афрофутуризм являет собой отражение мира, в котором технокультура сталкивается с проблемами афроамериканской диаспоры.
За афрофутуризм в литературе в разное время отвечали писатели Октавия Батлер, Нейло Хопкинсон, Тони Моррисон и Сэмюэль Рэй Дилэни. Отражение идеи направления нашлось и в музыкальной культуре. В первую очередь стоит упомянуть Sun Ra — американского джазмена и сторонника космической философии. Обращаются к афрофутуризму и другие музыканты: Соланж, Рианна, FKA Twigs и Бейонсе, Жанель Монэ. Исполнительницы напрямую говорят о равенстве и остросоциальных проблемах темнокожих, не боятся политически заряженных высказываний, а их одежда и прически не меньшие по силе заявления.
Почему именно сейчас?
Антиутопии актуальны как никогда. Еще пару лет назад никто не мог представить победу миллионера с сомнительной репутацией и противоречивыми взглядами на выборах в демократической стране или открытые угрозы применить ядерное оружие, звучащие в прямом эфире. Нестабильность в мире заставляет людей все чаще обращаться к идеям альтернативного будущего.
В то же время 2017-й стал годом, когда о равных правах заговорили в полную силу, а в повестку дня ворвались острые темы: харассмент, мизогония, сексизм и расизм. Все это находит отражение в массовой культуре. Например тех же манифестах Бейонсе и Соланж, текстах Рианны, образах Жанель Монэ, давно превратившихся в самостоятельный месседж.
И как это касается моды?
Напрямую. В тот момент, когда наряды звезд первого эшелона превращаются в политические и социальные высказывания (здесь можно было бы вспомнить и образы Мадонны или Кортни Лав, но речь о Рианне, FKA Twigs и Бейонсе), модные дома не могут игнорировать намечающуюся тенденцию.
Афрофутуризму отдают дань Louis Vuitton, Simon Miller, Jaquemus, Chloé, Alexander McQueen, Marni, Versace и многие другие.