Дизайнеры — это поп-звезды, за карьерой которых следят тысячи людей. Их достижения видны на подиуме, в рекламных кампаниях и магазинах. Но мы не знаем, что делает сам дизайнер, как рождаются коллекции и попадают в продажу. «Афиша Daily» попросила российских дизайнеров одежды рассказать о том, какие этапы проходит новая коллекция.
Женя Ким
Основатель и дизайнер бренда J.Kim

«Обычно идея следующей коллекции появляется в момент ее создания. Я собираю как можно больше информации по теме и начинаю рисовать. Моя команда состоит из двух ассистентов, портных и конструкторов. Очень помогают друзья. После прорисовки идей мы делаем макеты, затем идет примерка на модели, после — утверждение изделия и отшив.

Материалы я выбираю самостоятельно, чаще всего плотные, «формодержащие», натуральные ткани. Размеры у нас представлены от XS до M, но для некоторых магазинов делаем и L.

Я вдохновляюсь другими дизайнерами, но не могу сказать, что перенимаю — подсознательно улавливаю настроение. Я всегда иду от обратного: сначала придумываю, а потом начинаю искать, было ли что-то похожее. Если встречалось, то распечатываю коллекцию и делаю так, чтобы не было прямых пересечений.

Мы показываем коллекции в шоуруме байерам и прессе во время Парижской недели моды. Этими датами и обусловлен дедлайн. Коллекция отшивается около двух месяцев, но мыслительный процесс длится дольше. Практически всегда приходится что-то перешивать. Все силы я стараюсь направлять на последнюю неделю, потому что по опыту знаю, что она самая непредсказуемая.

Сезонность соблюдается, но с этого года переходим на промежуточные сезоны. Также будем делать небольшие капсульные коллекции для онлайн-магазина. Я не очень люблю показы, мне интересен нестандартный подход. Например, для презентации коллекции весна-лето 2018 я выбрала тантамарески (стенды для фотосъемки с отверстием для лица. — Прим. ред.) с луками из коллекции: это моя рефлексия по поводу того, что люди хотят развлекаться, а не вникать в смысл твоего дизайна.

Начинающим дизайнерам я бы посоветовала ехать учиться и стажироваться за границу. Наблюдать и изучать через интернет, что делают молодые перспективные дизайнеры за пределами России.

A post shared by J.Kim (@j.kim) on

Светлана Сальникова
Дизайнер марки Fy:r

«У нашей марки есть основная идея, которая проходит через все, что мы делаем, — это культура Русского Севера. Мы прорабатываем костюм, архитектуру, природу, декоративное искусство и быт. В процессе появляется много материала, который хочется развить в отдельную историю. И к моменту начала работы над новым сезоном в фоновом режиме уже обрисовывается какой-то вектор.

Многие думают, что дизайн одежды — это красивые мудборды, иллюстрации, показы и стритстайл. А по большей части это таблицы с ассортиментными матрицами, бюджетами, сроками и планами производства. Они начинаются сразу после утверждения эскизов и не заканчиваются никогда. Но мой внутренний проджект-менеджер счастлив.

Если говорить серьезно, то после создания эскизов начинается собственно дизайн: нужно воплотить идею в жизнь в соответствии с возможностями. Первое — поиск подходящих тканей. Во всем мире текстильные выставки проходят за год до поступления коллекции в продажу. На них едут с идеей, но не с конечными эскизами, потому что найти что-то очень конкретное невозможно, лучше отталкиваться от того, что есть.

Потом следует разработка лекал и технологии. Для каждой вещи рисуется технический эскиз со всеми подробностями, от точного соотношения длины рукава и размера воротника до строчек обработки подола. Далее идет создание макетов из технической бязи, примерки, корректировки, и уже после отшивается образец из реальной ткани, который тоже может быть не последним из-за свойств материала.

Отсутствие рынка текстиля в России диктует свои условия. С небольшими тиражами у нас нет доступа к производству тканей на фабриках, потому что они просят минимальный заказ от трехсот метров на дизайн. Вариантов остается немного: стоковые склады в Москве, Италии и других странах. Мы шьем из натуральных материалов — хлопка, шелка, шерсти, вискозы. Последнее время больше работаем с принтами и стараемся создавать хотя бы один авторский дизайн в сезон. Много используем ткани в клетку, потому что они были основой костюма на Русском Севере.

Часть лекал для коллекции я делаю самостоятельно, потому что иногда дизайн возможно довести до ума только в процессе макетирования. Другую часть создает конструктор на производстве. Я рада, что сотрудничаю с молодой командой, которая не привязана к базам из СССР, а готова к современному взгляду на женскую фигуру. Макет мы меряем на себя и знакомых, чтобы понять, как вещь сядет на разные фигуры, и внести соответствующие изменения.

В нашей команде два человека. Я как дизайнер контролирую полный цикл от концепции и производства до прямых продаж в шоуруме и социальных сетях. Бренд-менеджер занимается интернет-магазином, коммуникацией с прессой и оптовыми партнерами.

Для Fy:r я создаю две коллекции в год и небольшие нерегулярные капсулы. Мы уже втянулись в цикл сезонности и не можем из него выпасть. Хотя иногда хочется сделать перерыв. От идеи до поступления вещей в продажу проходит около четырех-пяти месяцев: из-за того что сначала создаются образцы, потом собираются заказы и впечатление байеров от коллекции, затем на основе этих данных закупаются ткани и отшивается тираж. Если работать только с прямыми продажами, коллекцию можно создать и за месяц. Все зависит от объема тиража, мощностей производства и доступа к тканям.

Я слежу за тем, что происходит в мире, читаю Business of Fashion, смотрю показы и обращаю внимание на то, какого качества вещи и по каким ценам они продаются в магазинах. Мне кажется, это важно для понимания общего настроения. Например, за последние несколько лет в лучшую сторону изменились дизайн и коммуникация масс-маркет-брендов вроде Zara и Mango. И локальному дизайнеру уже недостаточно сделать «интересную юбку из итальянской ткани», нужно создавать что-то, что покупатель не найдет вдвое дешевле».

A post shared by fy:r (@fyrclothes) on

Светлана Тегин
Основатель и дизайнер марки Tegin

Наша команда состоит из профессионалов — это конструкторы, портные, отделы финансов, продаж и пиар. Коллектив небольшой, но дружный. Два замечательных конструктора, которые работают со мной много лет, обладают вкусом и глазом художника. Все модели мы разрабатываем с ними, размножаем лекала по размерам oт XS до XL.

Сначала составляется мудборд коллекции, который транслирует основную идею. Потом заказываются ткани, передающие нужное настроение цветом, фактурой и пластикой. Затем формулируются техзадания на основе анализа продаж предыдущих сезонов. И только после этого создаются эскизы. Главная задача — сохранить лицо бренда для его почитателей и придумать что-то свежее.

Материалы я выбираю самостоятельно, отдаю предпочтение натуральным тканям с приятной фактурой. Очень важно, как человек будет чувствовать себя в моих вещах. Тактильное удовольствие от прикосновения к изделию часто становится основополагающим.

В индустрии моды все работают в состоянии бесконечного дедлайна. Только придумал коллекцию — ее нужно срочно отшить, затем снять лукбук, отправить на выставку, сразу же искать вдохновение для новой и контролировать продвижение текущей. Получается, нужно думать о трех коллекциях сразу и параллельно. На разработку только одной уходит три-четыре месяца.

Сезонность соблюдается строго в связи с графиком международных недель моды.
Несколько сезонов подряд мы были увлечены идеей показов в формате see now — buy now. То есть разрабатывали коллекции на каждый сезон, представляли их в Париже для байеров и прессы, одновременно с этим готовили шоу-показ предыдущей коллекции, которая уже появилась в продаже. Довольно сложная схема, которая не заработала, так что с этого сезона мы возвращаемся к прежней.

Основная трудность — контроль продаж, так как некоторые ретейлеры могут просто исчезнуть, присвоив деньги своих поставщиков. Удивительно, что вернуть средства даже через суд не удается десяткам брендов. В Европе одной некорректной фразы может быть достаточно, чтобы рухнула карьера, у нас же судебное разбирательство не влияет ни на что. Эти нюансы нужно учитывать и работать только с надежными партнерами».

Подробности по теме
Chapurin, I Am Studio и February First: дизайнеры — о том, как создать коллекцию с нуля
Chapurin, I Am Studio и February First: дизайнеры — о том, как создать коллекцию с нуля
Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!