Сегодня дизайнеров можно сравнить с поп-звездами и спортсменами, за карьерой которых следят тысячи людей. Их достижения видны на подиуме, в рекламных кампаниях и магазинах. Но мы не знаем, насколько сам дизайнер вовлечен в процесс, как рождаются коллекции и попадают в продажу. Чтобы выяснить это, мы попросили российские марки рассказать о работе.
Игорь Чапурин
Основатель и дизайнер марки Chapurin

«К сожалению, нет такого рычага, который бы запустил «генератор идей». Но есть места, люди, книги и произведения искусства, которые становятся катализаторами этого процесса. Часто все начинается очень загодя, когда я брожу по стендам выставки Premiere Vision в Париже. Именно ткань может дать нужный толчок. Было бы лукавством сказать, что я живу в собственной вселенной и не обращаю внимания на глобальные тренды. Я слежу за тем, что происходит вокруг. Анализирую свои предыдущие работы, общаюсь с клиентами и провожу мозговые штурмы c командой дизайнеров.

Если говорить о коллекции прет-а-порте, то здесь во главу угла поставлена бизнес-составляющая. Я не сторонник нарекать моду искусством, поэтому стараюсь предлагать вещи, которые будут жить в гардеробе людей, а не украшать архивы и музеи. Показ — это способ презентовать коллекции журналистам, байерам и клиентам.

А вот коллекция haute couture, которую я создаю раз в год — дань традиции, где я позволяю себе работать вне коммерческих рамок.

Мы соблюдаем сезонность: обязательные четыре коллекции в год и ежегодная кутюрная коллекция. Кроме того, у нас выходят капсулы — платья к новогодним праздникам или выпускным, коллаборации с другими дизайнерами.

Наша команда состоит из личностей — это главный принцип работы моей компании. Мы нанимаем людей, которым есть что сказать и предложить рынку. У них должен быть уникальный взгляд и свое мнение, пусть даже оно отличается от моего. В нашей компании работают около восьмидесяти человек, включая сотрудников нашей собственной фабрики в Пскове.

После прорисовки идей следующий шаг — примерки: сначала из макетной ткани, затем из реальной. Только так можно понять, как вещь будет «жить». Скажу честно, что многие модели претерпевают существенные изменения в процессе примерок. Более того, я могу изменить что-то в отдельной вещи или целом образе за несколько часов до показа. Например, в Париже в ночь перед шоу мы могли перекрашивать пуговицы, менять длину платьев или нашивать перья на ткань. В целом вся коллекция отшивается примерно два месяца.

Материалы выбираются в зависимости от поставленной задачи. Обычно этим занимается сам дизайнер и два его ассистента. Главная площадка, где я это делаю — выставка Premiere Vision в Париже. Я работаю с лучшими производителями из Франции, Италии, Испании и даже Японии. Мы регулярно отсматриваем российские образцы материалов, но, к сожалению, они пока не удовлетворяют нашим требованиям качества. Приходится закладывать срок на доставку материалов, что часто сложно прогнозируемо. Например, во время работы с итальянскими партнерами нужно учитывать, что в августе многие фабрики закрыты, а когда мы сотрудничаем с китайскими компаниями, то соотносим сроки с их праздниками, например, новогодними.

Лекала создаются нашими конструкторами, у них разные техники — от классических до довольно инновационных.

Главные принципы при создании коллекций для меня — гармония пропорций, приоритет качества и сохранение узнаваемого стиля. Что касается цвета, здесь нет табу. Хотя, признаюсь, я больше люблю сложносочиненные многокомпонентные оттенки, нежели простые. Другой принцип — внимание к деталям.

Кроме банальных фраз о работоспособности и маниакальной преданности делу я бы посоветовал молодому дизайнеру заручиться поддержкой человека, который ориентирован на построение бизнеса. Это идеальная комбинация творчества и реалий сегодняшнего дня. Не менее важно найти свою нишу и выйти на рынок не просто с красивыми модными вещами, а с идеей, неким заявлением».

Дарья Самкович
Основатель и дизайнер бренда I Am Studio

«Создание новой коллекции всегда начинается с анализа прошлых продаж, запросов наших клиентов и ошибок. Дальше идет составление творческого мудборда и маркетингового плана. Потом мы приступаем к матрице коллекции — плану того, сколько будет юбок, сколько свитеров, сколько пальто и так далее. Она зависит и от возможности производства, и от магазина, в который помещается ограниченное количество вешалок и моделей.

В нашу команду входят экспериментальный цех, конструкторы, ассистенты дизайнера, менеджеры по размещению тиражей, конфекционеры, закупщики, портные и технологи. Всего около двадцати человек. Разработка коллекции состоит примерно из тридцати шагов, которые связаны между собой. Прорисовка может быть выполнена на разных этапах: иногда выбираем материал и после отрисовываем модели, а иногда ищем ткань уже под готовые эскизы. Когда мы все нашли и отрисовали, конструктор делает первичный макет, с которым дальше и работаем.

Материалы — основной элемент коллекции, поэтому этот вопрос прорабатывается очень тщательно. На выбор влияет и дизайн ткани — нравится нам или нет, соответствует тренду или нет, и цвета — мы запрашиваем свои или выбираем из готовых предложений фабрик. Сотрудничаем только с хорошими фабриками среднего и среднего плюс ценового сегмента. Помимо эстетических критериев юридические и технические моменты тоже влияют на выбор: важны условия закупки материалов и сроки производства. Если фабрика предлагает классные ткани, но непрозрачную схему договора, мы от нее откажемся.

Обычно для создания лекал мы не приглашаем моделей. Вещи меряем на коллективе — дизайнере или его ассистенте. Я считаю, что нельзя сажать вещь на идеальную фигуру, наши покупательницы очень разные. Первичные примерки проводятся на моделях с более стандартными параметрами, но потом мы каждую вещь меряем еще на четырех-пяти девушках со своими особенностями и стараемся сделать усредненный вариант.

Мы не устраиваем показы и коллекции, в первую очередь делаем для наших магазинов. Сезонность соблюдаем: осенняя коллекция выходит в конце августа, летняя — в феврале; также выпускаем капсульные коллекции — под Новый год и летом. Создание одной коллекции занимает девять месяцев, все выходит строго в запланированную дату и по регламентам, которых нельзя не придерживаться. Конечно, во время работы вносятся какие-то изменения, ведь это творческий процесс. К тому же мы реагируем на микротренды или острую аналитику продаж и стараемся в последний момент добавить что-то трендовое: яркие модели или аналоги тех, которые очень круто продались.

Начинающим дизайнерам важно, прежде всего, понять, чего они хотят добиться: обрести славу, быть «в творчестве» или зарабатывать деньги. Если вы хотите, например, попасть в тусовку, то стоит создать очень креативные вещи и обзавестись друзьями в модных кругах. Если хотите заниматься серьезным бизнесом и строить ретейл, то советую разобраться в тонкостях и найти бизнес-партнера, который в этом силен. Если вам нужен созидательный процесс, то начать стоит со стартовых позиций — портного или ассистента. Так вы узнаете все нюансы изнутри и поймете, как устроен бизнес».

A post shared by I AM Studio (@iamstudio) on

Дарья и Анастасия Жиляевы
Основатели марки February First

«Мы не ищем идею специально, она сама нас находит. Всегда есть что-то, что мучает или радует в конкретный момент — это и берем: превращаем в вещь и отправляем ее в будущее как послание.

Если говорить очень просто, то мы сочиняем историю: например, про девочку-кикбоксершу, американский футбол и Исландию. Рисуем к ней иллюстрации, потом собираем винтажные и этнические вещи, подходящие по теме. Смешиваем выкройки и детали, получаем нужный силуэт, добавляем принты, трикотаж — готово.

Основные коллекции February First выходят два раза в год, то есть очень редко по сегодняшним меркам, но сезонность соблюдается. К февралю и сентябрю все должно быть готово: коллекции представляем в шоуруме во время одной из больших недель моды. Мы показывали их в Милане, Лондоне, Шанхае и Париже. Отшивается коллекция недели три, больше времени уходит на дизайн.

Им занимаемся мы с сестрой, также у нас есть бухгалтер, юрист, конструктор и технолог — вот и вся команда. Сотрудничаем со швейным и трикотажным производством и классной мастерской вышивки в Италии.

После создания рисунков иногда отдаем их конструктору и начинаем с выкройки и макета. Макет создается из специальной ткани на живой модели, после уже отшивается образец из выбранного материала. Иногда — если уж что-то очень необычное — делаем макет сами и потом относим к конструктору, чтобы придумать, как это приспособить к жизни. Например, у нас была коллекция с шерстяным «мхом» — она началась с двух платьев, расшитых настоящими травами. Однажды мы взяли старую программистскую перфокарту и засунули ее в вязальную машину — получился синий свитер с жаккардом. Совершенно случайно машина дала классный рисунок, который мы запустили в производство.

Мы стараемся использовать натуральные материалы, в основном это хлопок и шерсть. Выбираем обе. На примерку обязательно приглашаем модель. Больше половины наших клиентов из Китая, Гонконга и Японии, поэтому размерный ряд у нас S-M. Раньше мы пробовали и L, но это было бесполезно: у нас очень миниатюрные покупатели, «эльки» три сезона никто не покупал, и мы смирились.

Мы черпаем вдохновение из разных областей дизайна — например, мебели, тканей, пространств. Стараемся не пропускать архитектурную и арт-биеннале в Венеции, миланский Salone del Mobile. Не бывает такого, что нам понравилась, скажем, какая-нибудь табуретка, и мы сделали похожее на нее платье. Скорее просто смотрим-смотрим, и в подсознании откладывается ощущение чего-то свежего и современного».

Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!