Артем Ермилов
Создатель ÖMANKÖ
Самый яркий тренд года — уродливые и «папины» кроссовки. Мы все прекрасно помним, что Рик Оуэнс и Раф Симонс делали такую обувь еще за несколько лет до, но именно в 2017-м тема уродливых кроссовок стала максимально актуальной. В номинации на самые прекрасно-уродливые кроссовки года побеждает Balenciaga Triple S. Но стоит также обратить внимание на других игроков индустрии — OAMC Tactical Sneaker, Eytys Angel, Vetements x Reebok и Acne Studios Sofiane.
Социальные сети полностью изменили способы обмена информацией. Отличительной чертой этого года стало то, что дизайнеры по-настоящему использовали интернет-культуру в своих целях. Ребята, которые действительно захватили социальные сети, — Демна Гвасалия (Vetements/Balenciaga), Алессандро Микеле (Gucci) и Верджил Абло (Off-White) — также доминировали в обсуждениях в этом году. И это не совпадение.
Микеле, например, использовал идею мемов для новой рекламной кампании часов Gucci: для этой кампании он собрал разных интернет-комиков и в совместной работе придумал мемы с часами.
А Vetements стал настолько instagramable брендом, что тяжело представить его существование без людей, выкладывающих фото себя в этих вещах. Лишь за год их инстаграм вырос на миллион пользователей, и, видимо, Демна понял, что аудитория все еще хочет и требует вещи с их лого и идеи прошлых сезонов. Зато в следующем году они опять обещают перевернуть индустрию.
Все помнят резкую тенденцию на сумки IKEA, разные кастомные вещи из них и пародии брендов вроде Vetements. На удивление и к счастью — тема не продержалась больше месяца и про нее все быстро забыли.
Ковры Верджила из Off-White и IKEA могут все еще быть в стадии разработки, но все творения Frakta, которые выдавали дизайнеры, теперь стали пылесборниками, выполнив свою единственную цель — получить лайки в инстаграме.
2017-й стал годом пуховиков. Они появились практически в каждом магазине этой зимой. Предполагаю, что в 2018-м пуховики заменит что-то другое, но, прежде чем менять свой, подумайте, какой же он все-таки удобный.
В этом году было много (и даже слишком) штанов с полосками, которые выпустил каждый второй бренд. Самые популярные штаны года, безусловно, Needles — вы, вероятно, видели их на A$AP Rocky раз 10 и постоянно в разных цветах.
Опять же, как и пуховики, эти штаны попали в мейнстрим, потому что быстрые подражатели мгновенно сориентировались и нашили копий с более доступными по цене версиями. В удобном для кошелька конце спектра adidas, H&M и Zara, как обычно, представили множество полосатых моделей.
Самой нашумевшей и резонансной коллаборацией года стала, безусловно, совместная коллекция Nike x Off-White. Можно даже не брать во внимание сами кроссовки, о которых уже знает каждый, — лучше сделать акцент на подаче и подходе. За 2017 год в рамках совместной работы с Off-White Nike сделали несколько воркшопов Off-Campus в разных городах, где любой желающий мог принять участие бесплатно: попробовать себя в кастомизации, послушать лекции ведущих игроков в моде и познакомиться с ними лично. Это большой вклад в развитие культуры и молодежи.
Также отдельного внимания достойны подарки для Friends & Family, которые начали приходить артистам, дизайнерам и другим друзьям бренда еще за полгода до релиза. Благодаря своей открытости и мышлению Верджил знаком с каждым, за кем сейчас следит молодежь: от начинающих артистов и до известнейших баскетболистов (Джордан, например). Это прекрасный маркетинговый ход, который на подсознательном уровне заставил всех желать и хотеть коллекцию The Ten.
Феминизм стал словом 2017 года, опять же, одноразовая тенденция, которую так или иначе пытались развивать модные дома в этом году. Например, Dior. Мария Грация Кьюри из Dior использовала подиум для феминистических заявлений — ее показ весна-лето 2018 в сентябре включал топ с надписью «Why Have There Been No Great Women Artists?» (эссе искусствоведа Линды Нохлин). A$AP Rocky также примерил одну из подобных футболок Кьюри — на этот раз с фразой «We Should All Be Feminists» (из эссе Чимаманды Нгози Адичи). Надеюсь, в 2018-м мы обойдемся без искусственного феминизма.
Тема миллениалов — по-настоящему странная и раздутая. Каждый бренд и компания пытается завлечь молодых и совершенных, тех самых — миллениалов. Но никто даже близко не понимает, о чем речь, как это сделать и почему они им нужны. Российские компании вроде «Яндекса» собирают целые залы с лекциями, где рассказывают «Как продать моду миллениалу».
Странные попытки «взрослых» играть в игры для молодежи. Надеюсь, эта тенденция в 2018-м угаснет, а люди поймут, что нынешняя молодежь сама выбирает и создает желаемый продукт.
Еще одна заметная тенденция — странная обувь не для людей. Прекрасный пример — коллаборация Crocs и Balenciaga. Такого не ожидал никто, но Демна сделал. Пусть следующий год обойдется без таких идей и тенденций, а бренды вроде Balenciaga вспомнят, что такое «потребитель» и удобство.
Мне кажется, от постсоветской темы уже хочется зевать. Если говорить конкретно о кириллице, то посмотрите последнюю коллаборацию Off-White и «КМ20». Удачное использование кириллицы дало в результате принты и надписи «Офф-Уайт» на вещах. Этой коллекцией Верджил закрыл тему кириллицы в 2017 году, и в Новый год мы войдем без нее.
Все устали от эстетики Восточного блока, я думаю, в этом нет будущего. Тут хотелось бы процитировать слова Демны Гвасалии для WWD: «Со стилем Восточного блока покончено. Андеграунд — тоже пройденный этап. Я больше не хочу цитировать эстетику ночных клубов. Мне интересен анализ: как одеваются обычные люди, что они носят и почему».
Думаю, в следующем году никуда не деться от спортивных штанов с лампасами и пуховиков. То же касается «папиных» кроссовок (dadʼs shoes, ugly shoes — вариантов много). Будем наблюдать, как бренды попытаются соревноваться в этой игре. Вот, например, Yeezy Desert Rat, которые выйдут в следующем году, и подобных кроссовок в запасе у мистера Уэста еще много, даже более чем.
Аутдор тоже пока не надоедает, да и нет смысла от него отходить. Удобство — это то, к чему рано или поздно придет мода. Все гонятся за разнообразием образов и вещей, придумывают совершенно неносибельные вещи и идеи, но люди устали от цикличной моды — люди хотят простоты и удобства.
В силу нынешней скорости появления и обработки информации очень тяжело оставаться ведущим дизайнером/брендом на протяжении долгого времени. Но кому это точно удается уже несколько лет, так это Верджилу Абло — он понимает желания людей больше, чем любой другой дизайнер. В эпоху смартфонов вы не можете просто выпускать коллекцию и надеяться, что люди по-прежнему будут помнить о ней шесть месяцев спустя, — вам нужно всегда быть в курсе, и это намного проще, когда вы создаете то, что называют профессионалы в социальных сетях «моментами, которыми можно делиться».
Безусловно, Верджил продолжит быть у руля, но нельзя не обратить внимание и на тех, кто лишь совсем недавно сформировался в индустрии. Возлагаю надежды на два бренда в следующем году — A-Cold-Wall* и Martine Rose. Уверен, вы еще много о них услышите.
Также рекомендую следить за Prada в следующем году, кажется, Миучча готовит революцию, и 2018 год станет годом Prada.
Please Mob
Команда Please
Сейчас многие дизайнеры обращаются к архивам. С одной стороны, это банальная игра на ностальгии, но с другой — возможность приобрести легендарные вещи, пускай и более современные. Но нам кажется, что люди устали от архивов и текущих трендов. В новом году они будут искать простое и красивое без намека на логоманию и бутлеги, которые все, включая Kappa и Balenciaga, отработали в 2017 году. Посмотрите на бренд Palm Angels, каждая их коллекция является реквиемом по всем уходящим трендам.
В 2018 году нужно обратить внимание на бланковые свитеры и водолазки, как у Y/Project, футболки поло, как у J.W.Anderson, и тренчи Burberry. Это все отсылает нас к стилю футбольных фанатов, английским пабам и фильму «Green Street».
Мы возлагаем большие надежды на украшения: браслеты, серьги и кольца. Думаем, что ребята будут копаться как на аукционах в поисках архивной ювелирки от Maison Margiela, Céline или YSL, так и на сайтах в поисках свежих идей от Ambush и Alan Crocetti. Мы уверены, что 2018 год будет за украшениями.
Что касается конкретных дизайнеров, то мы бы посоветовали следить за Alex Mullins, Ottolinger, Telfar, Xander Zhou, Aries — это представители новой волны с собственным взглядом на происходящее и своей эстетикой. Верим, что в новом году о них узнает куда большее количество людей.
Варвара Барто
Создательница «Бронзы»
Внимание к осознанной моде кажется мне наиболее запоминающимся трендом 2017-го, и это направление, без сомнений, получит развитие в 2018-м. На проблемы социальной ответственности и окружающей среды обращают внимание бренды разных сегментов.
Мне кажется, абсолютно логичным должен оказаться спад интереса к телесным, бежевым цветам. Рынок уже очень пресыщен такой одеждой в самых разнообразных стилях, идеи на эту тему перелили друг из друга люкс и масс-маркет уже несколько раз, чем успели порядком надоесть. По всей видимости, сдаст позиции бархат, уступив место более грубому вельвету.
Самая удачная коллаборация этого года — безусловно, adidas и Alexander Wang. Было бы здорово, если бы она стала постоянной, как линейка Stella McCartney. Уникальные технологии и наработки спортивной истории в паре со свежим актуальным дизайном — что может быть практичнее и красивее одновременно?
Внимание к экологическому аспекту как лейтмотив осознанного модного сообщества во главе со Стеллой МакКартни будет привлекать все больше внимания. Вслед за недавним громким примером Gucci еще больше брендов откажутся от использования натурального меха, а со временем и кожи. Предлагаю всем присоединиться в апреле к международному флешмобу Fashion Revolution, обращающему внимание на социальный аспект и этику в отношении работников производств в бедных странах.
Также мы будем видеть все больше примеров бодипозитива, о котором будет говорить подиум, показывая нестандартных по фигуре и возрасту моделей.
На работу Рафа Симонса хочется смотреть вечность, а теперь, когда он возглавляет креативный отдел Calvin Klein, и подавно. Две коллекции, которые он представил в уходящем году, были просто потрясающими. Чего только стоят прозрачные плащи, побывавшие во всех лучших эдиториалах. Раф всегда выделяет самые острые темы, легко может позволить себе вдохновиться пекинским смогом, прибавив к этому неонуар в кино.
Миша Постников
Создатель themarket
Бесконечная погоня молодых хайпбистов за логотипами и брендами не может радовать. Palace Skateboards удачно эксплуатировали это явление и откровенно начали издеваться, сделав серию принтов своего популярнейшего лого Tri-Ferg в окружении различных мультяшных овощей и фруктов, зная, что вещи раскупят только по причине того, что на них есть популярный силуэт. И что мы наблюдали? Конечно же, оперативнейший солд-аут.
Непонятна мне позиция Anti Social Social Club. Кто-нибудь может мне объяснить: это такой социальный эксперимент над людьми, проверка, смогут ли они покупать однообразные принты на вещах низкого качества от Gildan, себестоимость которых меньше тысячи рублей, или же Ник Лурк, глава бренда, просто решил заработать много денег, а в творческом плане его ничего не интересует?
По сути, к 2017 году стерлись границы между различными стилями. Лет 15 назад никто не мог себе представить, что бренд такого уровня, как Louis Vuitton, будет делать коллаборацию с представителем стритвира, а теперь такими примерами сотрудничества, как мне кажется, уже не слишком и удивишь кого-либо. В наши дни каждый носит то, что хочет, смешивает бренды так, как он этого желает, и это прекрасно.
Сейчас многие говорят, что тренд на так называемые ugly shoes (несимпатичные и громоздкие ботинки спортивного толка. — Прим. ред.) уже подходит к концу. Будем наблюдать. Лично мне кажется, что два года он точно будет актуален.
В 2018-м никуда не деться от коллабораций. В первую очередь это выгодно с точки зрения маркетинга. Тут ситуация как со «Звездными войнами», которые я очень люблю: как бы я ни фанател, я понимаю, что кинокомпания делает их не из творческих порывов, а из-за того, что на этом просто-напросто можно заработать несколько миллиардов долларов. Из любопытного — на прошлой неделе уже появилась информация о коллаборации Supreme x Rolex, даже были показаны макеты, так что будем ждать.
Почему лимитированных кроссовок так много? Таковы реалии рынка. Начнем с того, что история лимитированных кроссовок превышает три десятилетия, на них всегда был, есть и будет спрос, ведь почти каждый хочет выделиться. В наши дни, как мне кажется, у ряда брендов следующая позиция: сделать так, чтобы каждый желающий имел у себя в коллекции лимитированный релиз. В итоге мы получаем ситуацию, когда общее число релизов уже такое, что кажется, что никакой ограниченности и нет.
Иногда я встречаю высказывания в интернете от ряда хайпбистов: «Supreme уже не тот, бренд идет на спад». Что забавно: абсолютно то же самое я наблюдал в 2011 году, когда многие жаловались, что Tyler, the Creator появляется на MTV в кепке Supreme и бренд ждет закат. Прошло шесть лет, а те, кто предрекает марке спад популярности сейчас, тогда еще даже не слышали о ней. Бренду, на минутку, в 2018-м исполнится 24 года. Можно найти множество архивных кадров, на которых японцы в 90-е специально посещали Нью-Йорк, чтобы приобрести вещи Supreme. Просто сейчас в России бренд начал набирать популярность. Сколько людей на улице ответят вам на вопрос, что такое Dolce & Gabbana и Versace? Очень большой процент. Вот и Supreme, как мне кажется, в России скоро достигнет такой известности. Мой хороший знакомый Вова Зулу, креативный директор нового проекта Aizel, рассказывал, как к нему около «Москва-Сити» подошли несколько клерков с просьбой прикурить, а у него была зажигалка из коллаборации Supreme x Zippo. Вова получил порцию уважения, а клерки обсуждали, насколько это крутой бренд.
Отношение к ресейлу тоже постепенно меняется. Все больше людей понимают, что это естественный экономический процесс. Ресейл начинает обретать человеческое лицо. Если раньше многие относились к ресейлерам как к спекулянтам, то теперь это просто возможность приобрести желанную вещь.
Сложно сказать, какие марки выстрелят в следующем году, — соответствующих исследований рынка я не делал. Могу лишь с уверенностью сказать, что коллаборации Nike x Off-White очень сильно потеснят Yeezy от adidas Originals и Канье. Больший вес, как мне кажется, будет набирать и бренд Calvin Klein под руководством Рафа Симонса, так как мне все больше попадаются на глаза очередные кадры вещей из будущих коллекций, и они кажутся мне интересными. Больше внимания будет привлекать и Prada, совсем недавно A$AP Rocky был в костюме марки на своем концерте. Это сразу же стало предметом обсуждений в социальных сетях, так как на нем были элементы гардероба, которые еще не были выпущены.
В 2018-м буду носить все, что люблю: от теквира (технологичная одежда. — Прим. ред.) до японских марок и хайфэшна. Мой совет такой: никакого совета. Не надо гнаться за трендами, особенно боясь, что это станет непопулярным. Как раз именно такие люди в большинстве своем и являются потом примерами антитрендов.
Арсений Тресвятский
Cоздатель Supreme Community Russia
С каждым годом Supreme укрепляет свои позиции не только на рынке стритвира, но и в мире моды в целом. 2017-й, несомненно, стал переломным для бренда. Зимой стало известно о крупнейшей и, пожалуй, самой неожиданной коллаборации с гигантом индустрии Louis Vuitton. Парижский бренд, по всей видимости, решил обратиться к политике «омоложения»: помимо Supreme мы ожидаем совместную работу LV c не менее известным дизайнером Верджилом Абло и его проектом Off-White. Сотрудничество двух компаний буквально прогремело на весь мир: Supreme получил хорошую рекламу, а Louis Vuitton привлекли новых покупателей.
Второй важной новостью стал выкуп Carlyle Group (один из крупнейших инвестиционных фондов, управляющий активами на сумму более 147 млрд долларов. — Прим. ред.) пакета акций нью-йоркского бренда. Об этом стало известно в начале осени. Многие источники давали по этому поводу свои комментарии, но до сих пор никто не знает, как это отразится на марке в будущем.
Третье большое событие — открытие второго магазина в Нью-Йорке, в районе Бруклин. На его территории есть скейт-пул, а само пространство занимает немалую площадь. Недавно стало также известно об открытии магазина в Милане.
В этом сезоне Supreme выпустили множество товаров «народного пользования» в сотрудничестве с известными производителями в своих сферах: портативные зарядки, триммеры, подставки для книг, палочки, термосы и так далее. Марка старается постоянно выдавать что-то интересное. Например, в прошлом году был выпущен кирпич с логотипом бренда. Никто точно не знает, чем руководствуются дизайнеры. Возможно, это попытка уничтожить стереотип о «бледности» дизайна и цветовой гаммы бытовых предметов, или такая политика направлена на привлечение большего количества людей к Supreme.
Шумиха вокруг Supreme будет всегда. Марка привносит в культуру то, на что многие бренды никогда не решатся. Важно понимать, что нью-йоркский бренд — это не только футболки с броским лого, но и сотни различных айтемов, каждый со своим подтекстом и уникальным смыслом. Про это мы ведем рубрику в телеграм-канале.
Пока неизвестно, завершит ли Supreme этот сезон коллаборацией с Kaws. Но если этого не случится, то с 99%-ной вероятностью совместная работа состоится в следующем сезоне. Также есть информация о проекте с Bape, Alien Workshop и многими другими брендами. Конечно, хотелось бы увидеть коллаборации с теми марками, которых мы давно не видели в рамках Supreme, например, с японской Undercover.
В 2018-м Supreme по-прежнему останется одним из самых модных стритвир-брендов. Нас ожидает череда крутых коллабораций и, вероятнее всего, большое количество интересных сюрпризов, которые только подогревают интерес публики к бренду.
Лев Коновалов
Создатель Haliky spr
В этом году мне понравилось, что многие марки решили заменить черный оранжевым. Фраза «Orange is the new black» была повсюду. Одними из первых таких вещей были оранжевые пуховики Supreme x The North Face и футболки 424 Hard Core. Но в какой-то момент оранжевого стало слишком много, он начал появляться везде, начиная с коллаборации Anti Social Social Club х Undefeated и заканчивая Zara и второсортным русским стритвиром. Я бы однозначно не хотел видеть оранжевый в 2018-м.
Приятно, что люксовые марки начали больше работать на молодую аудиторию. Можно заметить полный ребрендинг Balenciaga. И, конечно же, коллаборации брендов из абсолютно разных «слоев моды»: Gosha Rubchinskiy x Burberry и Supreme x Louis Vuitton. Очень хотелось бы увидеть больше совместных проектов противоположных марок в 2018-м.
Во второй половине 2017 года бренды один за другим начали выпускать беговые кроссовки — Balenciaga Triple S, Yeezy Boost 700, Gucci Rhyton и Prada Cloudbust. Я думаю, что в 2018 году эта тенденция не исчезнет. А к ним, разумеется, нужны будут спортивные костюмы. Которые Гоша Рубчинский уже представил на своем весенне-летнем показе в коллаборации с adidas. Живя в Европе, могу смело заявить, что Гоша не теряет своей популярности на Западе. Сейчас я прохожу стажировку в Барселоне в шоу-руме Wer-Haus (что-то вроде нашего «КМ20») и не раз замечал, что в день поступления новой коллекции Рубчинского люди собираются у наших дверей уже за пару часов до открытия магазина.
Естественно, нас ожидает очередная коллаборация Рубчинского с adidas. Очень хотелось бы увидеть достойную линейку кроссовок, которая будет способна конкурировать с adidas by Raf Simons. Было бы интересно посмотреть на продолжение сотрудничества дизайнера с Burberry, а еще интереснее — увидеть Рубчинского в дуэте с другими люксовыми марками одежды.
В 2018-м в моду вернутся рейверы. MISBHV уже выпустили коллекцию 6 years in the Rave. А Рубчинский презентовал весенне-летнюю коллекцию с рейв-символикой. Это значит, что нас ждут широкие джинсы, еще больше оверсайза и солнечные очки неоднозначной формы, которые многим покажутся странными.
В 2017-м появилось невероятное количество новых брендов и недобрендов. Последние — это подростки, которые покупают бланковые вещи, печатают на них что-либо и позиционируют себя как полноценный бренд. Такое есть как в Европе, так и в России.
Из неочевидных хороших русских дизайнеров я бы выделил Глеба Костина с линейкой «Богема» и Marcelo Miracles. Из иностранных мне очень нравится C2H4 — бренд не особо новый, но в то же время недостаточно признанный. Я очень надеюсь на то, что в 2018-м они смогут добиться признания, которого заслуживают.