В начале октября основатель «Островка» и TokBox Сергей Фаге рассказал о том, как при помощи биохакинга (у этого слова несколько значений, но в данном случае имеется в виду наблюдение за различными показателями организма и их улучшение при помощи определенного питания, физических нагрузок, медикаментов и БАДов — Прим. ред.) стал продуктивнее и счастливее. Помимо прочего, Фаге практикует фастинг (циклическое голодание): несколько дней в неделю предприниматель ест только один раз в день.
Периодически отказывается от еды и основательница стартапов Luka и Replika Евгения Куйда, живущая в Сан-Франциско, где «все помешались на интермиттент-фастинге».
Мы попросили диетолога и психиатра рассказать о возможных последствиях такой системы питания, а также поговорили с людьми, которые практикуют добровольное голодание.
«Афиша Daily» не поддерживает идею добровольного отказа от еды: это небезопасно и может привести к серьезным проблемам со здоровьем, в том числе расстройствам пищевого поведения.
Откуда мы знаем о фастинге?
Фастинг или периодическое голодание для оздоровления организма далеко не новый тренд. Так или иначе идея отказа от пищи пользовалась популярностью последние сорок лет. Одна из самых известных работ на эту тему — книга «Чудо голодания» — была написана еще в 1988 году американским диетологом и сторонником народной медицины Полем Брэггом. В ней Брэгг утверждал, что после правильного голодания человек может очистить свой организм от мусора и перейти на «оздоровительную систему питания». Несмотря на полное отсутствие научной обоснованности, «Чудо голодания» быстро стала популярной и до сих пор не обделена сторонниками.
Новый всплеск разговоров о пользе голода в 2012-м спровоцировал документальный сериал «Eat, Fast and Live Longer», показанный на британском канале Би-би-си. Через год британские тележурналист Майкл Мосли, принимавший участие в работе над нашумевшей документалкой, и журналистка Мими Спенсер выпустили книгу «The Fast Diet», в которой призвали к отказу от жирной пищи и питанию по схеме 5:2 (два дня в неделю употреблять не более 500 калорий). Хотя в 2014 году Мосли признался, что был не прав, когда говорил о вреде продуктов с высоким содержанием жира, западные СМИ активно писали о его теории и последователях (1, 2, 3).
Последние разговоры о фастинге (1, 2, 3, 4, 5) — результат присуждения Нобелевской премии по биологии 2016 года профессору Токийского технологического университета Йосинори Осуми. Профессор с конца 1980-х изучал аутофагию, то есть обновление клеток за счет их самопоедания, и при помощи дрожжей сумел выяснить, какие гены отвечают за этот процесс.
Голодание не обошло стороной и Россию. Здесь есть свои последователи идеи отказа от пищи — например, Геннадий Малахов, профессор Столешников, врач-терапевт Марва Оганян и врач-диетолог Александр Ворошилов. В «ВКонтакте» можно найти более 200 групп, посвященных голоданию, а в ютьюбе — множество роликов, продвигающих тренд на нерегулярное питание (например, канал «натурального атлета» Алексея Ворона, канал Валерия Родионова и эксперимент участника группы «Корни» Алексея Кабанова).
Зачем люди голодают — и нужно ли отказываться от пищи?
Существует множество классификаций голодания. Согласно одной из самых популярных, отказ от пищи делят на «короткий» (16 или 20 часов голода в сутки) и «длинный»: сутки, два дня в неделю и более долгие сроки. Мировой рекорд по обхождению без еды составил 382 дня.
Сторонники фастинга утверждают, что это не то же самое, что голодовка. Разница между двумя понятиями, прежде всего, в добровольном решении человека отказаться от питательных веществ. В результате, по их словам, можно достичь потрясающих результатов: избавиться от шлаков и токсинов, лишних килограммов, снизить уровень инсулина и сахара в крови, улучшить психическое состояние, стать более энергичным, помолодеть и многое другое.
При этом у периодического голодания есть множество противопоказаний (так, например, отказываться от еды категорически запрещается людям, страдающим сахарным диабетом I типа, сердечной недостаточностью II и III степени, системными заболеваниями крови, тромбофлебитом, а также тем, у кого есть злокачественные опухоли или выраженный дефицит массы тела). Польза голода тоже остается под вопросом: большинство исследований проводилось на животных, а те, в которых участвовали люди, не позволяют сделать убедительных выводов.
О практически полном отсутствии статистических исследований, подтверждающих пользу фастинга, говорит и психиатр, специализирующийся на расстройствах пищевого поведения (например, таких как анорексия и булимия), Александр Абрамов. По его мнению, голодание не тот способ похудения и оздоровления, который подходит всем: «Есть такой принцип «где тонко, там и рвется», — своего рода «поломка» происходит в наиболее уязвимой системе органов или части психики человека. Поэтому подобными вещами (голоданием) не стоит заниматься без консультации и наблюдения специалиста». Абрамов также добавляет, что «на начальных этапах похудения многие пациенты с дисморфофобией (расстройство, при котором человек сильно обеспокоен дефектами или особенностями своей внешности) могут прикрываться положительными идеями вроде фастинга, чтобы их отказ от еды выглядел более обоснованным и правдоподобным в глазах окружающих».
«Для здоровья важно регулярно питаться. Пища должна быть сбалансирована по белкам, жирам и углеводам. Есть раз в три дня, как советуют биохакеры, нельзя — это чревато истощением. Разумно делать разгрузочные дни (полные по объему употребляемой жидкости) один-два раза в месяц. Тотальный отказ от углеводов — смертельно опасный эксперимент», — прокомментировала «Секрету фирмы» опыт Сергея Фаге биофизик Екатерина Шишацкая.
Диетолог Анатолий Волков также не считает голодание здоровым способом избавиться от лишних килограммов: «Люди почему‑то уверены, что могут делать с собой все что угодно. Тогда как нам в принципе не нужна разгрузка от еды, разве что от белка. Для этого проще создавать правильную среду, чем голодать. Надо общаться с организмом по-человечески, давать ему пищу тогда, когда он попросит. Но здесь нужно быть уверенным, что организм работает оптимально и на его сигналы можно полагаться».
Я начала голодать по 16 часов в сутки. Первое время было сложно: тупила на работе, сил на тренировки не хватало, постоянно кружилась голова. Но недели через две все нормализовалось. Чтобы добиться результата быстрее, я постепенно сокращала время, в которое могла есть, и дошла до 22 часов голода в сутки. Не сорваться мне помогали постоянные дела: проверка школьных тетрадей, прогулка с моим ребенком, уборка в квартире и готовка.
Я ем обычную еду — отварной картофель, рыбу, гречневую кашу, — только на калораж смотрю, чтобы он был не меньше 1200 ккал. Мне удавалось не переедать даже в «пищевые окна». Для этого я сначала съедала 28–30 орешков и пила воду, только потом начинала готовить что‑то серьезное.
На периодическом голодании я пробыла с июля по середину сентября. За это время мне удалось сбросить 6 килограмм, которые не вернулись. А еще стала меньше болеть и решила проблему с гормонами: раньше терапевт не мог нащупать щитовидку, а теперь она даже видна. Я хожу к эндокринологу раз в месяц, сдаю анализы. Врачу сначала не понравилась моя система питания, но, посмотрев на мои анализы — они все хорошие, — он сказал, что я могу продолжать. На всякий случай эндокринолог посоветовал мне пить витамины.
Половину сентября и октябрь я не была на периодическом голодании — у меня было много дел и стресса, — но недавно снова вернулась к нему. Организм требует такую систему. Сейчас я голодаю по 20 часов в сутки и не планирую останавливаться. Я живу отдельно от родителей, поэтому они не в курсе того, что я кушаю. А муж нормально к этому относится. Только коллеги удивляются, как так я в столовую не хожу.
Я практикую голодание уже лет восемь. Прочитал в какой‑то советской книжке по нетрадиционной медицине о целебных свойствах голода. Это панацея от множества болезней — периодически отказываясь от еды, можно всегда оставаться здоровым и жить долго. Мне всегда были интересны эксперименты со своим телом, поэтому я решил попробовать. Начал сразу с 36 часов. Мне не было сложно себя заставить, я был убежден, что так смогу очиститься от шлаков и прочего мусора. Чтобы преодолеть чувство голода, поначалу занимал себя какой‑нибудь деятельностью. В результате я стал лучше видеть, чувствовать запахи и вкус еды.
Я продолжил изучать эту тему, читал в интернете разные статьи, а года три-четыре назад начал следить за блогерами, которые практиковали голодание. Я пробовал не есть по 16 часов в сутки, устраивал суточные и более долгие голодания. Сейчас питаюсь, ориентируясь на свои ощущения. Лучше себя чувствую, когда ем мало и редко. Так, могу поесть в 10 часов вечера, на следующий день — в обед и вечером после тренировки. А еще через день — опять позволить себе только один прием пищи в сутки.
Раньше во время «пищевого окна» я ел сколько угодно, сейчас стараюсь не переедать. Также отдаю предпочтение «чистым» продуктам перед кондитерскими изделиями и полуфабрикатами. Если долго не ешь, появляется здоровый аппетит. Поэтому со временем на голоде избавляешься от психологической зависимости от еды и неконтролируемого обжорства. А фантомное чувство голода можно утолить стаканом воды.
За все это время я не проходил медицинские обследования. Но могу сказать, что у меня улучшилось пищеварение, уменьшилась жировая прослойка, а самочувствие стало лучше. Когда я сажусь на суточное голодание, иногда даже не понимаю, зачем что‑то класть себе в рот, настроение и так прекрасное. Я живу в Питере, здесь не особо приветливый климат, поэтому в холодное время приходится одеваться теплее и пить витамины.
Многие не понимают, зачем голодать, а потому пытаются меня накормить. Но гораздо большее непонимание я встречал, когда решил попробовать пескетарианскую диету (отказался от мяса и птицы, оставив из животных белков рыбу и морепродукты. — Прим. ред.). Когда приходил в гости к родственникам, они всегда предлагали гуляш из говядины, не понимали, почему я отказываюсь. С друзьями, которые звали на шашлыки, была такая же история. Год спустя я снова начал употреблять мясо.
В один прекрасный день я проснулась и увидела, что цифра на весах стала трехзначной. Я всю жизнь боролась с лишним весом, но 100 килограмм так меня напугали, что я решила пойти на самую крайнюю и быструю меру — отправилась в ближайшую клинику голодания на 10 дней. Там мне прочли цикл лекций о дието-разгрузочной терапии (именно так по-медицински называется правильное голодание). Оказалось, что фишка здесь совсем не в потере лишнего веса.
Эта методика, разработанная советскими врачами в 1960-х годах, — наиболее доступный способ внутриклеточного обновления. Смысл в том, чтобы достигнуть ацидотического криза, который наступает на 7–8-й день голодания на воде. В этот момент организм понимает, что ты не шутишь, еды не будет, и переключается с жира на другие группы клеток, собственный клеточный мусор. И если раньше ты терял по 2 килограмма в сутки, то теперь просыпаешься с тем же весом, огромным уровнем ацетоново-кетоновых тел (промежуточные продукты жирового, углеводного и белкового обменов) в моче и плохим самочувствием.
Помимо клеточного обновления голодание дает абсолютно новый кишечник. На этапе выхода из голода можно прикормить правильные продукты и избавиться от привычки есть шоколад и чипсы. Еще один бонус — продышавшаяся печень. Этот орган лучше всего восстанавливается в теле человека. Если оставить его наедине с собой, убрав воздействие алкоголя, жиров, никотина и медикаментов, произойдет значительная регенерация. Также голодающие отмечают очень белые белки глаз, улучшение состояние кожи и серьезное влияние на психику: снимается тревожность, на душе становится светлее. Думаю, то, что пост дает верующим, дието-разгрузочная терапия способна дать атеистам и агностикам. Не будучи христианкой, я на восьмой день голодания обнаружила себя на службе в церкви: там было темно, приятно пахло — и я могла туда дойти.
В свое первое голодание мне удалось за 10 суток сбросить 12,6 килограмма. Они ко мне вернулись за три года жизни и одну беременность, потому что я не старалась сохранить новый вес. Я решила, что умнее людей, которые практикуют голодание уже много лет, и проигнорировала их инструкции. По правилам из голода нужен правильный выход: в первый день полагается 100 миллилитров жижи, в которой варилась овсянка. На следующий — 200 миллилитров. Потом можно есть тертую вареную морковь. Сложно не голодать, сложно потом себя удержать.
Я называю голодание своей единственной хорошей привычкой. Сейчас я снова нахожусь в клинике, в этот раз буду голодать неделю. Я бы приехала сюда и в прошлом году, но была занята рождением ребенка. В этот раз планирую все сделать правильно. Понимаю, что мои проблемы с едой связаны с тем, что я ее воспринимаю иначе, ведь это моя работа. Я не ем фастфуд, майонез и практически отказалась от хлеба, питаюсь в основном тем же, чем и мой сын, которому 1 год 9 месяцев. Но все равно не могу похвастаться рациональным пищевым поведением. Иногда после отбоя сына грешу чем‑нибудь съедобным и бокалом вина.
Я пробовала по два-три дня воздерживаться от еды в домашних условиях, но это не то. Дома невозможно правильно голодать. Дело даже не в силе воли, а в том, что там вряд ли можно оказать себе весь спектр дополнительных процедур, которые по большей части связаны с очищением кишечника, начиная с кружки Эсмарха и заканчивая клизмой ГЛОК, размером с целый кабинет. Голодающий человек, который не избавляется от кетонов, ацетонов и отработанной крови, рискует нанести вред своей организму.
Помимо промываний нужен медицинский персонал, который будет следить за потерей веса человека. За 10 суток на воде голодающий теряет 10% своей массы. 25% — хороший результат, после которого стоит остановиться. А при потери 30% уже начинаются проблемы со здоровьем. Поскольку потеря веса происходит огромными темпами, нужно подтягивать кожу — для этого необходимы СПА, душ Шарко и сауны с определенным температурным режимом.
Для друзей я стала кем‑то вроде Супергероя, хотя хотела добиться обратного эффекта — донести, что голодание — это реально, правильно и нужно всем. Это дает чувство обновления плюс я бросила курить, хотя 12 лет не могла отказаться от этой привычки. Моя семья состоит из человека с медицинским образованием, который всячески поощряет мои голодовки. Второй родственник, к несчастью, страдает из‑за диабета — это одно из противопоказаний для голода. Перед отъездом он спросил: «Слушай, точно никак не получится?»
Я практикую голодание 5 лет. Попробовать решила, потому что была недовольна своей системой питания: я злоупотребляла фастфудом, жареной пищей и мясом. Кроме того, я очень сильно хотела похудеть. Я никогда не была упитанным ребенком, всегда занималась спортом, а в 17 лет резко поправилась. Для меня это была стрессовая ситуация, поэтому как‑то утром я решила, что просто откажусь от еды. Про голодание я знала еще из Библии: Иисус провел 40 дней без воды и еды. Но конкретику удалось найти только три-четыре года назад. Первое время я училась на своих ошибках, а потом стала читать работы профессора Столешникова и Марвы Оганян, смотреть видео в ютьюбе.
На самом деле в отказе от пищи нет ничего сложного. Просто убеждаешь себя, что это нужно, другого выхода нет. Родители сначала были очень против. Мы с мамой постоянно ругались на этой почве. Она говорила, что у меня выпадут волосы и ногти, испортится кожа. Но все, наоборот, стало только лучше. Плюс за 25 дней на голоде — срок зависел от конечного результата — я потеряла 16 килограмм. Они не вернулись, потому что я переосмыслила свой рацион и правильно вышла из голода: в течение недели пила соки, потом перешла на фруктовые пюре и постепенно вернулась к твердой пище. У меня довольно грустный рацион: гречка, рис, хлебцы, отруби, отварной картофель, запеченные яблоки и груши, салаты. Молочные продукты я почти не употребляю, разве что кефир и творог.
Во время первого голодания мое самочувствие было не очень. Тогда я еще не знала о таком понятии, как криз, — момент, когда организм переходит на внутреннее питание. Наступление криза зависит от количества дней на голоде — например, если вы голодаете три дня, то криз придется на второй. А если семь, то на пятый или шестой день. Несмотря на плохое самочувствие, я посещала спортзал, где пробегала на дорожке по 4–5 километров, и бассейн.
Второй раз я голодала через год. 14 дней вполне хватает, чтобы очистить организм, привести в порядок кожу, волосы. Самочувствие как после отдыха. Потом отказывалась от еды, когда чувствовала в этом необходимость. Для этого важно выбрать правильный день, иначе ничего не получится. Я начинаю подготовку к голоду за две недели, в течение которых ем только легкую пищу, а за день — выпиваю слабительное. Я не делаю клизмы, потому что считаю, что это не по-природному. Также на время голодания отказываюсь от всей уходовой и декоративной косметики, потому что в этот период все обмены веществ обостряются, увеличивается потоотделение, а я не хочу, чтобы поры закупорились, появились черные точки и прыщи. Во время сухого голодания (я его пробовала, но оно мне не подошло) нужно ограничить все контакты с водой: не принимать душ, не мыть волосы, не чистить зубы.
Вообще, для каждого человека нужен свой подход. Нет системы, которая подойдет абсолютно всем. Если человек никогда не занимался спортом и злоупотреблял курением и алкоголем, ему будет тяжело на голодании. Ведь у него весь организм в токсинах.
Я не могла забеременеть год, а потому регулярно сдавала анализы. После всех длительных голоданий организм был в норме, даже уровень сахара в крови снизился на одну единицу. Никаких патологий, повреждений и язв желудка. Чтобы поддерживать свое физиологическое и моральное состояние, я отказывалась от пищи на день раз в неделю и во время беременности. Все было в порядке. Также я начала есть мясо (до этого я три года была вегетарианкой), потому что не могу решать за ребенка, питаться ему животной пищей или нет.
Муж поддерживает меня, а вот родители не очень. Вообще, я стараюсь не распространяться на тему своего питания. Врачам тоже об этом не говорю. У нас в России не очень компетентны в этом вопросе, сразу начинают говорить: «Вы портите себе жизнь» и так далее. Есть и те, кто думает, что от голода можно сразу же умереть или заболеть анорексией.