Лет десять назад День святого Валентина было принято снобировать, мол, не наш это праздник. Но в 2017 году он уже не просто наш — это, можно сказать, исконно российский праздник: сетевые рестораны суши предлагают «романтические» сеты на двоих, магазины косметики душат посетительниц спецпредложениями уже с конца января, а супермаркеты уверенно пакуют мужские гели и дезодоранты в подарочный полиэтилен (им еще предстоит вернуться на День защитника Отечества).
Святой Валентин пришел к нам с Запада и был беспощадно переработан русской традицией коллективного вынесения приговоров соседям и — особенно — соседкам, кулинарными журналами на переработанной бумаге с пометками «милый ел урча», «Домом-2» и, самое главное, крепкими, как советская сталь, гендерными стереотипами.
Гендерные стереотипы для жителей провинциальной России — практически законы бытия. «Девушка не должна курить», «мужик должен зарабатывать», «мужчина — охотник, женщина — дичь» и, конечно, «девчонки сейчас на кухне сообразят» — это правила жизни. В каком-то смысле они облегчают жизнь: сразу понятно, о чем говорить с чужаком. Если это женщина — о рецептах красоты и диетах. Если мужчина — «автомобили, работа, телочки». Когда появляется кто-то, кто в этой системе координат не думает и не разговаривает, начинается непонимание.
Вот это сообщество с видоизмененным магическим мышлением и сформировало русские правила гендерных праздников. Валентинов день удачно вписался в существующий временной слот: 23 февраля Россия поздравляет мужчин, всех без разбора, а 8 марта — так же, без разбора, всех женщин. А День всех влюбленных открывает этот марафон торжества гендерной идентичности в России.
В гендерный праздник человека поздравляют по факту принадлежности к тому или иному полу. Такое разделение может быть обидным для сотен тысяч людей, которые биологически не являются мужчиной или женщиной, — их на планете около 2%. В «гендерные» дни календаря любой человек, которого поздравляют, негласно приравнивается к набору стереотипов: девочки любят косметику, мальчики — войнушку, а парочки — шоколад с шампанским.
Каждый год с февраля по март даже разумные, добрые, светлые организации сходят с ума и с энтузиазмом начинают делить мир на мужское и женское. Так, например, случилось с хорошим книжным издательством «Альпина Паблишер», правда, на Новый год, компания сделала подборку подарков, предложив женщинам книги о красоте и приготовлении пищи, а мужчинам — о мозге, космосе и саморазвитии. В результате издательству был объявлен бойкот.
На издательство можно и не обратить внимания. А когда дорогой человек дарит подарок не тебе, а сферической женщине в вакууме, это по-настоящему обидно. Дарить на 14 февраля девочкам косметику, а мальчикам — бритвенные станки глупо: эти подарки вряд ли принесут радость кому-то, кроме компании Unilever. Подумайте о человеке, которому хотите сделать подарок. Она романтичная в принципе? Считает ли она День святого Валентина чем-то достойным празднования? Любит ли он открытки и подарочную упаковку? Возможно, лучший подарок на День всех влюбленных — прийти домой пораньше, заказать пиццу и посмотреть любимый сериал.
Идеология нового времени и новой этики — это индивидуальность. Ведь вы строите отношения — ходите в кино, едите мороженое, называете друг друга котятами — не с абстрактной женщиной или мужчиной, а вот с этим конкретным человеком, у которого три складочки в уголках глаза, когда он улыбается, которая панически убирается, когда злится, который постоянно надевает рубашку наизнанку и любит читать комментарии к срачам. Вы же наверняка знаете, что им нравится: просто подарите это, даже если это путевка в советский санаторий или ужин в «Макдоналдсе».