Я хочу научиться краситься. С чего начать?

13 сентября 2016 в 08:00
Фотография: Stephen Smith/Getty Images
Мир макияжа ярок, пленителен и бесконечен, как Вселенная, и не удивительно, что в нем легко заблудиться — особенно тем, кто только делает в нем первые шаги.

Я вообще не умею краситься, но очень хочу научиться. С чего мне начать?

Главное правило — отсутствие правил. Собственным лицом каждый человек может распоряжаться так, как ему угодно, и если хочется от макияжа чего-то конкретного — например, черной помады или развеселых блесток на все лицо, — никаких препятствий для самовыражения нет.

Это и так понятно. Есть ли какая-то проверенная схема для начинающих?

Классическая схема такова. Первым делом выравнивается цвет лица и замазывается то, что на бьюти-сленге деликатно именуется «несовершенствами» (круги под глазами, прыщи, постакне, гиперпигментация). Потом — румяна для свежего вида. Потом — брови: их можно прокрасить, чтобы внешность была более контрастной и лицо выглядело более аккуратным, и уложить. Потом тушь и карандаш по контуру века (чтобы глаза выглядели распахнутыми), ну и дальше со всеми остановками.

А как понять, что идет именно мне?

Данные о подходящих цветах, форме стрелок и губ, коррекции лица добываются опытным путем. Очень полезно хотя бы раз сходить к визажисту. Взгляд со стороны бывает полезен даже для опытных пользователей косметики и экспериментаторов: велик шанс увидеть свое лицо совсем иначе, попробовать новые техники. Сейчас многие школы визажистов и студии предлагают короткие интенсивные курсы макияжа «для себя». Например, любимица западных блогеров Дарья Холодных и ее студия ChillyDash, Ирина Митрошкина, магазины Bling Blings. Можно просто сходить на обучающий макияж в корнер хорошей профессиональной марки — такие есть, например, у МАС, Bobbi Brown и в бьюти-бутике Chanel. Они либо бесплатные, либо стоят вполне подъемных денег, а, скажем, в корнере МАС можно на сумму, уплаченную за урок, набрать понравившейся косметики. Ну и, конечно, если нет возможности или желания идти к визажисту, более чем реально обучиться макияжу по пошаговым туториалам: самыми полезными и разумными считаются ролики, которые делают креативный директор Lancôme по макияжу Лиза Элдридж и звезда ютьюба Елена Крыгина, но и у менее знаменитых блогеров встречаются понятные и хорошие видео. Один день, потраченный на просмотр роликов по технике smokey eyes, — и с результатом самообразования можно смело идти на вечеринку.

Уже иду в магазин за тональным средством. Что мне нужно знать?

Тональное средство для неофита легко нанести и растушевать — скорее всего, оно будет иметь не очень плотное покрытие. Хорошо справляются с задачей увлажняющие тонирующие средства (tinted moisturizers), кушоны и ВВ-кремы, особенно в европейских версиях (азиатские более плотные) — переборщить с ними почти невозможно, а наслоить в случае необходимости легко. Впрочем, почти всегда вместо наслаивания лучше работает следующая схема: на все лицо легкий тональный крем плюс тонко растушеванный консилер на пресловутые несовершенства.

А вообще реально правильно подобрать цвет в магазине?

Да. Подбирать тон нужно не на руке, как обычно советуют консультанты, и даже не на шее (хотя это компромиссный вариант), а на лице. Только проведя в тональном креме несколько часов, можно понять, насколько он вам подходит — не окисляется ли, не забивает ли поры, не стекает ли с лица и не вызывает ли сухости. Идеально взять пробник в своем оттенке или прийти в магазин с крошечной баночкой и налить себе из тестера две-три порции средства. Можно поступить еще проще — прийти в магазин без макияжа и нанести средство прямо там. Все это по понятным причинам невозможно в случае кушонов — тут помогут только пробники, увы.

С тоном все ясно, а вот консилер — он мне точно нужен?

Нужен, если вам нужна коррекция кругов под глазами и/или есть серьезное постакне или воспаления, которые хочется скрыть. Этим нуждам служат разные средства, и не по прихоти маркетологов: круги под глазами перекрываются более светлым, чем все лицо, оттенком, и часто консилеры для этой зоны имеют персиковый или лососевый подтон (он лучше скрывает синеву). Кроме того, консилеры для области под глазами обычно увлажняющие, поскольку кожу там легко пересушить — а средства, предназначенные для сокрытия воспалений и прыщей, в свою очередь часто обладают противовоспалительными свойствами.

Если с выбором консилера для лица все более-менее просто (он должен быть максимально близким к цвету кожи), то со средством для области под глаза много нюансов. Обычно визажисты советуют выбирать его на тон светлее кожи, но тут важна целая сумма факторов: насколько темные под глазами круги, какой у них оттенок (скорее фиолетовый или скорее коричневый), насколько, в конце концов, у вас сухая кожа и активная мимика. Почти универсальный вариант — консилеры в форме ручки с аппликатором-кисточкой (самый известный среди таких — YSL Touche Eclat). Как правило, они обладают светоотражающим эффектом, имеют неплотное покрытие и многофункциональные — их можно использовать как хайлайтер и с их помощью легко освежить макияж в середине рабочего дня. Но надо учитывать: что серьезные круги под глазами полностью они не перекроют.

А нужен ли мне контуринг?

В последние пару лет слова «контуринг» и «стробинг» стали главными в макияжном мире. Идея проста и, в общем-то, неплоха — за счет углубления естественных теней (под скулами, по контуру лица) и высветления участков, на которые падает свет (скулы, спинка носа, контур верхней губы) сделать лицо более выразительным. Однако чрезмерное рвение привело к тому, что весь инстаграм наполнен женщинами с ритуальными полосками по всему лицу, а макияж уже не считается макияжем, если в нем нет оптически меняющих форму лица продуктов.

Можно ли сделать контуринг быстро?

Особенно просты в применении двусторонние кремовые стики (такие сделали, например, NYX, Maybelline, Dior) — намазала с одной стороны, намазала с другой и пошла. Впрочем, несмотря на то что скульптор и хайлайтер обычно ходят парой, как Тарапунька и Штепсель, их совершенно не обязательно использовать вместе — они и по отдельности хороши. Хайлайтер добавит свежести любому макияжу, а скульптор (он должен быть сероватым и ни в коем случае не рыжим) прибавит драматичности и визуально уберет пять килограммов веса.

У меня есть какие-то румяна, но я вообще не понимаю, что с ними делать.

Румяна — великий и до обидного недооцененный косметический продукт: многие считают их самой необязательной частью макияжа, а ведь они добавляют 5 часов сна и 100 очков свежести. С оттенком румян (как и любого другого цветного продукта) можно играть как угодно — он может быть в тон макияжу или работать на контрасте с ним, быть основным акцентом или поддерживать общее настроение мейка. Если нужен максимально естественный цвет, то можно воспользоваться давним народным способом — ущипнуть себя за щеку и подобрать оттенок, максимально близкий к тому, который получится в результате этой нехитрой операции.

Теперь самое сложное — глаза. Чем их вообще рисуют?

Карандаш для глаз или подводка в состоянии сделать макияж в рекордные сроки: размашистые роковые стрелки, цветной акцент или просто аккуратно подчеркнутое верхнее веко меняют весь образ. На первый взгляд, кажется, что стрелки — это сакральное умение, доступное только тем, кто в школе получал по геометрии пятерки, но на деле все проще. С хорошим, в меру мягким карандашом для глаз практически невозможно ошибиться — достаточно провести линию вдоль века, а потом подправить ее контур и хвостик скошенной тонкой кистью. С подводкой чуть сложнее, но тоже можно справиться: новичкам обычно легче всего рисовать гелевой подводкой (она продается в баночках) и все той же скошенной кистью. Еще хороши подводки, у которых наконечник представляет собой не аппликатор, а сужающуюся к концу кисть (такие делают Kat Von D и Clinique).

А что делать с тенями для век?

Сначала разберемся с праймерами — базами под разнообразный макияж. Праймеры бывают корректирующие цветные, скрывающие поры, матирующие и увлажняющие. Все имеют разные цели, но все продлевают жизнь тональному средству, которое кладется сверху. База — далеко не обязательный элемент косметички неофита, но вот праймером для век стоит обзавестись всем, кто собирается красить глаза: на хорошую базу тени и карандаши ложатся ярче и растушевываются лучше, не скатываются и куда дольше сохраняют первозданный вид. Помада, как правило, тоже лучше лежит на праймере, а блеск для губ он уберегает от растекания.

Давайте уже про тени!

Простор для фантазии тут такой, что впору растеряться: все такое красивое и разнообразное. Начинать, впрочем, можно с самого простого — например, с палетки нейтральных оттенков типа Urban Decay Naked Basics (или Naked, если хочется несколько большего разнообразия), или с кремовых светлых теней, которые легко нанести пальцем. Самый универсальный оттенок — слегка сияющий светло-бежевый (его еще часто называют цветом шампанского, но мы-то знаем, что шампанское совсем не такое). Он мгновенно распахивает глаза, если нанести его на все веко или хотя бы в уголки глаз. Если хочется больших изысков, в складке века можно растушевать более темный оттенок, ну а дальше развлекаться, как угодно.

Понятно. А что надо знать про тушь?

Разделение на объемные, удлиняющие и разделяющие туши несколько устарело: современные технологии стараются, как правило, предложить все и сразу. В целом тушь — самая простая и одновременно самая сложная категория, когда речь идет о советах: кто-то любит силиконовые щеточки, хорошо разделяющие и расчесывающие ресницы, кто-то — классические пушистые, и угадать, какая будет удобна именно вам, практически невозможно. К счастью, большинство новинок выходит не только в полноразмерных, но и в миниатюрных версиях, которые можно получить в подарок за покупку или в бьюти-боксе по подписке. Кроме того, очень часто удачную тушь можно встретить в масс-маркете, так что метод проб и ошибок тут не принесет ни вреда, ни финансового ущерба.

Пока все ясно. Неясно только, как быть с бровями.

Мода на широкие естественные брови породила огромное количество продуктов для этих самых бровей. Удобнее всего — тонирующие гели: они слегка прокрашивают волоски и укладывают их. Если брови хочется сделать поярче или в них есть проплешины и шрамы, можно сначала прокрасить их карандашом или тенями (есть тени специальные, но никто не запрещает использовать для этой цели тени для век, близкие по тону к волоскам). Оттенок средства для бровей должен быть чуть светлее, чем сами волоски — если черным карандашом подчеркнуть черные же брови, есть риск нарисовать на себе Изабеллу Росселини в фильме «Дикие сердцем».

А что хорошего в мире помад и блесков для губ?

Для того чтобы ровно накрасить губы, даже новичку не требуется ничего, кроме зеркала, ватных палочек и флакона мицеллярной воды, поэтому эксперименты можно начинать с абсолютно любого цвета, к которому лежит душа. В применении удобнее всего помады-карандаши — таких много народилось после успеха Clinique Chubby Stick: ими удобно и прокрашивать контур, и собственно красить губы. Помада в классическом стике, если цвет яркий или темный, может потребовать кисточки и/или карандаша для суперточного нанесения. Из блесков же можно выбрать те, что на основе масла (YSL Tint-in-Oil, Lancôme Juicy Shaker): они не растекаются, хорошо увлажняют губы и с ними невозможно переборщить — или же стейны, которые впитываются в губы и позволяют обладательнице не подглядывать в зеркало каждые десять минут.

Нужны ли мне какие-то дополнительные инструменты?

Самая разорительная часть нашей программы — инструментарий. Практически для любого макияжа понадобятся кисти, и кисти должны быть хорошими (о тех, которые вкладываются в коробочки с косметикой, в 90% случаев лучше сразу забыть). Хорошие кисти, как правило, стоят недешево, но они многократно окупятся — красивый макияж можно сделать средствами любой, даже совсем недорогой марки, но без нормальных кистей шансы на удачные растушевки резко падают. Минимальный набор — это кисть для румян (и пудры, если вы ей пользуетесь), плоская кисть для нанесения теней, кисть для растушевки теней и скошенная кисть. Кисть для губ опциональна, но она сильно облегчит жизнь, если вы хотите носить яркие помады.

Дешевле покупать кисти в наборах (их делает, например, «ЛʼЭтуаль Selection» в рамках сезонных коллекций и МАС на Новый год) — есть риск, что качеством они будут несколько хуже, чем кисти из постоянной коллекции, но разница для непрофессионалов несущественная. Хорошие кисти делают профессиональные марки (Make Up For Ever, MAC) и те, кто специализируется на инструментарии (Japonesque, не представленные в России Zoeva и Morphe Brushes, недавно пришедшие к нам Real Techniques). Очень хорошие кисти можно найти у «ЛʼЭтуаль Selection» — их делают на том же заводе, что и МАC.

Бьюти-блендер реально работает?

Любой тональный крем ложится лучше со спонжем Beauty Blender, чем без него: нормальное средство будет выглядеть хорошо, хорошее — идеально. Секрет пресловутого розового яйца до сих пор никто не разгадал, несмотря на сотни и тысячи попыток повторить его успех. В общем, спонж можно купить любой — благо их сейчас не сделал только ленивый, — но поручиться мы можем только за этот.

Может быть, что-то еще?

Еще один важный инструмент — щипцы для завивки ресниц, которые для неподготовленного взгляда выглядят как пыточное орудие. Если ресницы прямые (а особенно — если длинные и прямые), щипцы работают как волшебство: раз — и глаза открыты, можно даже обойтись без туши. Подбирать щипцы нужно по форме глаза — идеальные должны плотно прилегать к глазу и одним движением захватывать все ресницы. Лучшими щипцами для ресниц считаются Shu Uemura, но МАС, например, делает вариант ничем не хуже. А начать можно и вовсе с H&M: их неплохие щипцы стоят как чашка кофе, а прослужат куда дольше.

Но главный инструмент в макияже (тут мы вступаем на зыбкую почву проповеди) — это не кисти и даже не спонжи, а собственная фантазия. Макияж — это удовольствие, веселье и бесконечные возможности. Макияж позволяет рассказывать истории и узнавать о себе что-то новое — а это куда важнее и интереснее, чем замазанный прыщ и круги под глазами.