Средства в кабинете косметолога отличаются от магазинной косметики? Отвечают эксперты

17 июня 2019 в 10:00
Фотография: PLAINVIEW/Getty Images
Косметологи часто рекомендуют пациентам космецевтику, или профессиональную косметику, доступную только в их кабинетах — например, ZO Skin, GIGI, Holy Land. Бренды убеждают покупателей, что такие продукты больше похожи на лекарственные препараты, чем на простую косметику. Авторка канала «Крис печатает…» Кристина Фарберова разбирается, так ли это.

Что такое «космецевтика»?

В 1962 году этот термин придумал основатель американского общества косметических химиков Реймонд Рид. Космецевтикой он назвал сочетание косметики и фармацевтических препаратов (лекарств). Рид не сопроводил термин исследованиями — он придумал его для речи ко вручению медали того самого общества химиков. Вот как он описал космецевтику.

Космецевтика — научно разработанный продукт для наружного применения на человеческом теле.

Космецевтический продукт обеспечивает желаемый результат.

Космецевтический продукт обладает желаемыми эстетическими качествами.

Космецевтика отвечает строгим химическим, физическим и медицинским стандартам.

В России и Европе категории «космецевтика» официально не существует — есть только косметика и лекарства. Косметикой называются продукты «для очищения, украшения, повышения привлекательности или изменения внешнего вида», а лекарством — продукты «для диагностики, лечения и профилактики заболеваний» или «для воздействия на структуру или любую функцию организма». То же и в США: FDA (Управление за качеством пищевых продуктов и медикаментов — Прим. Ред.) предупреждает, что юридически термин «космецевтика» ничего не значит и продукты с такой маркировкой не проходят дополнительных медицинских исследований.

«‎Согласно европейскому регулированию, сегменты профессиональной косметики, аптечной косметики, дермокосметики попадают в общую категорию — «косметические средства», — подтверждает Нина Махова, технолог подразделения косметического сырья BASF. — К ним предъявляются те же требования, что и ко всей остальной косметике: безопасный для потребителя состав ингредиентов, отсутствие запрещенных веществ и сертификация в соответствии с правилами страны происхождения продукта»‎.

Перед выходом на рынок косметика проходит сертификацию и декларирование — на этих этапах ее проверят на соответствие безопасности, заявленному списку ингредиентов и их концентраций. Производитель не может по собственному желанию ввести в состав фармакологические ингредиенты, гормоны или активные вещества в концентрации, превышающей допустимую для косметики. По словам Нины Маховой, ‎если продукт позиционируется как «подходящий для атопичной кожи», то он попадает под директиву косметики, если для «лечения атопичной кожи» или «предотвращающий проявление симптомов атопии», то под медицинскую директиву.

Отличается ли космецевтика от любой другой косметики?

В современных научных работах космецевтику называют гибридом косметики и фармацевтики, в составе которого есть активные ингредиенты: антиоксиданты, противовоспалительные агенты, альфа и бета-гидрокислоты, пептиды, ретиноиды. Также к таким ингредиентам относят ботанические экстракты, что само по себе спорно: далеко не за каждым стоит база исследований, которая подтверждает эффективность в уходе за кожей. Авторы работ предлагают считать средство космецевтическим, если:

активный ингредиент из данного средства может проникнуть глубже рогового слоя кожи;

активный ингредиент обладает биохимическим механизмом воздействия на кожу;

существуют опубликованные, рецензированные, двойные слепые плацебоконтролируемые клинические исследования, подтверждающие эффективность.

Фокус в том, что этим критериям отвечают продукты, не называющие себя «космецевтическими» или «профессиональными». Любой крем, содержащий гликолевую кислоту или ретинол в рабочей концентрации, соответствует вышеперечисленным параметрам. Космецевтикой можно назвать The Ordinary, Drunk Elephant, GlamGlow, Dr.Jart+, La Roche-Posay, Kiehlʼs и другие марки. И наоборот, обычный увлажняющий крем «космецевтического» бренда может не отвечать первому пункту: в нем вполне может и не быть компонентов, проникающих через роговой слой.

«‎Есть блестящая история успеха канадской марки The Ordinary — они честно открывают концентрации ингредиентов в составе, — говорит Елена Золотарева, директор по маркетингу «Градиента», крупнейшего дистрибьютора косметики, парфюмерии и бытовой химии в России. — Эта косметика продается во многих странах мира и набирает популярность в России. Но при этом продвигается не через косметолога, не называет себя косметикой для профессионалов и очень доступна по цене».

Нужно ли покупать косметику, которая называется космецевтикой?

Можно покупать любую марку, если она вам нравится. Но переплачивать за средства только потому, что на них стоит околомедицинский лейбл, необязательно. Это относится и к «профессиональным» уходовым продуктам, которые продаются в салонах красоты и косметологических клиниках: вся косметика подчиняется одним и тем же регуляциям.

«Мне кажется, сегодня среднестатистический российский потребитель не привык видеть профессиональный продукт в магазине, — говорит Елена Золотарева. — В косметический магазин идут за базовым уходом: увлажнение, питание. Покупают коллаген или эластин, потому что эти ингредиенты широко рекламируются. История крупно вынесенного на этикетку неизвестного «профессионального» ингредиента, который лежит в обычном магазине, на мой взгляд, пока не работает. Покупатель скажет: я не знаю, что это, зачем нужно и как это использовать. За решением проблемы сегодня идут в аптеку или к косметологу, а вот за питающим, увлажняющим и хорошо пахнущим — в косметический магазин».

Чтобы понять, эффективен ли косметический продукт, стоит заглянуть в список ингредиентов и узнать, есть ли там нужные вам (например, гиалуроновая кислота, ретинол, витамин С). А еще можно задать вопросы косметологу: что в составе средства и как вам это поможет.

«‎То, что косметика продается только в кабинете косметолога, означает, что производитель выбрал для себя такой канал сбыта, — объясняет косметический химик, пожелавший остаться анонимным. — Еще до запуска марки на рынок производитель просчитывает финансовую модель и выбирает, через какой канал будет продавать продукт: через аптеки, косметические сети, салоны красоты или с помощью сетевого маркетинга. Есть только две категории: косметика и медизделия (лекарства). Например, 25%-ная трихлоруксусная кислота, которой вам делают в салоне ТСА-пилинг, и препарат Juvederm, которым делают биоревитализацию, — медицинские изделия, а маска Holy Land Alpha-Beta & Retinol или эксфолиант Obagi Nu-Derm Exfoderm Forte — косметика».