Мифы о косметике: как понимать free from

Фотография: Daniel Day/Getty Images
Маркировки на упаковках косметики выходят из формата «информации для экспертов» в сферу лайфстайла. Инфлюэнсеры бойкотируют не экофрендли-бренды и переживают о парабенах в составе. Разбираемся, где нас пугают, а где на самом деле стоит присмотреться.

Расшифровывать составы косметики умеют единицы, а вот стараться ответственно подходить к потреблению хотят многие. Растущий интерес к тому, что на самом деле мы наносим на себя, увеличивает и процент заблуждений. Многие маркировки на тюбиках либо запугивают нас, либо предупреждают о чем‑то очевидном. И они, как правило, не регламентированы законом.

На самом деле разрешенные маркировки free from или «не содержит» пишутся не для прояснения состава, а чтобы помочь потребителю выбрать продукт, который соответствует его образу жизни и убеждениям. Крем «без продуктов животного происхождения» смело купит веган, а надпись «без спирта» на упаковке ополаскивателя для полости рта поможет сделать выбор и большой семье с детьми, и мормонам.

Как понимать маркировку free from
Значит, что этих ингредиентов нет

Клейм free from гарантирует полное отсутствие какого‑либо ингредиента в составе. Для него не существует минимальных доз или хитрых путей. К примеру, если вы видите на упаковке крема надпись «без силиконов», то можете быть уверены, что в баночке нет и компонентов, которые со временем могут их образовать.

Но некоторых ингредиентов и быть не может

Европейские косметические бренды не имеют права пугать своих покупателей надписями в духе «не содержит радиоактивный уран» и так далее. Если вещество в принципе запрещено добавлять в косметику, оговаривать это еще раз не только ни к чему, но и не рекомендуется.

Некоторые маркировки нас просто путают

Привычные ярлыки «без консервантов», «без парабенов», а также «не содержит аллергенов» — уловка, причем не очень законная.

Любой компонент, защищающий продукт от развития в нем микроорганизмов, по сути своей является консервантом, даже если он не включен в официальный список консервантов. А значит, смело убеждать покупателя в чистоте состава скорее хитрость, чем благие намерения.

Другие маркировки нас пугают

Такой же подход касается и запугивания парабенами. Во многом благодаря маркетологам этот тип консервантов вызывает отрицательные эмоции и пугает покупателей. На самом деле «парабены» — всего лишь обобщенное название сложных эфиров пара-гидроксибензойной кислоты. И хоть такое количество сложных химических слов все еще пугает потребителя, важно отметить, что часть парабенов встречается даже в растениях — что еще нужно знать о псевдонатуральности? Короткоцепочечные парабены, которые добавляют в косметику для увеличения срока годности, полностью безопасны и никак не влияют на кожу, а значит, демонизировать эти химические вещества неправильно.

А третьи просто обманывают

Еще один хитрый ход — предупреждение об отсутствии аллергенов. Аллергическая реакция непредсказуема, а значит, даже использование общепринятых гипоаллергенных веществ не обещает покупателю полной защиты от индивидуальных особенностей.

В Европе клеймы, помогающие выбрать продукт, подходящий вашему мироощущению, регламентирует Европейская комиссия. На территории РФ же нет органа, который отслеживает достоверность всего указанного на упаковке. И хотя добросовестные российские производители ориентируются на европейские требования, потребителям остается только верить, что любимый крем или дорогой шампунь не вредит зверушкам и не противоречит вашему вероисповеданию.