Все за 5 минут Что нужно знать о батареях Tesla для дома и офиса
Илон Маск, основатель PayPal, SpaceX и Tesla Motors, снова хочет сделать мир лучше. На этот раз — уменьшить его зависимость от электросетей с новыми аккумуляторами Powerwall и Powerpack. За 2 недели их предзаказы принесли компании около миллиарда долларов. «Афиша» составила краткий гид по теме.
Что это такое
Очередная планетарная затея Илона Маска по переосмыслению производства и использования электроэнергии. Его решение — солнечная панель в связке с аккумуляторами Powerwall и Powerpack, которые позволят накапливать электричество в домашних условиях. В теории это означает, что потребители получат относительную свободу от электросетей, а в некоторых (но пока редких) случаях смогут сэкономить на счетах за электричество. Плюс такой способ электрогенерации во много раз чище, чем получение энергии из углеводородного сырья.
К чему это может привести
На презентации Илон Маск немного пофантазировал: два миллиарда его аккумуляторов смогут избавить нас от электростанций, работающих на органическом топливе. Он сказал, что два миллиарда хоть и сумасшедшее, но в будущем вполне реальное количество, добавив, что сейчас на планете столько же автомобилей. Производить Powerwall и Powerpack начнут на Gigafactory, тесловском заводе в Неваде, где одних только электромобилей планируют выпускать по полмиллиона в год. Хотя в принципе производить подобные аккумуляторы сможет, наверное, кто и где угодно. Все свои патенты, в том числе на машины и даже на «Гигафабрику», Илон Маск давно отдает в общественное пользование без всяких ограничений.
Как это работает
Powerpack — это литий-ионный аккумулятор с инвертором емкостью 100 кВт⋅ч и размером со здоровый шкаф, рассчитанный на использование в офисах, магазинах и прочих общественных пространствах. Powerwall — уменьшенная копия, которая вешается на стену, на 7 и 10 кВт⋅ч, — это вариант для домохозяйства. И тот и другой аккумулятор заряжается от солнечной панели (в Tesla в первую очередь имеют в виду панели SolarСity, компании родственников Илона Маска) или от электросети, например, по ночам, когда тарифы ниже. Аккумуляторы имеют подключение к интернету и управляются при помощи приложения. Их емкость можно увеличивать: Tesla допускает установку максимум девяти Powerwall, и это уже 90 кВт⋅ч. Для сравнения: ноутбук в среднем потребляет 0,05 кВт⋅ч, телевизор и комнатная лампочка — 0,1 кВт⋅ч, холодильник — 4,8 кВт в день, а стиральная машина — 2,3 кВт за цикл стирки.
Кому это нужно
Гикам, отшельникам, жителям солнечных стран, а также всем неравнодушным к вопросам экологии и лично к Илону Маску. Обратите внимание, что речь пока не идет про полную энергетическую автономию пользователей аккумуляторов. Powerwall и Powerpack в нынешнем виде служат скорее источником резервного питания в пиковые часы или на случай аварии, когда в электросети нет тока. Или средством запастись электричеством для довольно скромных нужд в отдаленных районах, где нет сети, но много солнца. Но в любом случае спрос на них есть. На днях стало известно, что Tesla Motors уже получила 38000 предзаказов на аккумуляторы Powerwall и Powerpack — и в сумме это примерно 800 миллионов долларов.
Илон Маск анонсирует Powerwall и Powerpack. Обратите внимание: зал, в котором проходит презентация, отключен от электросети — вся аппаратура в нем питается от аккумуляторов Powerpack
Сколько стоит, как купить и установить
Цена Powerpack еще точно неизвестна, по слухам, она составит около 25000 долларов, продавать их начнут «попозже в этом году». Домашние Powerwall стоят дешевле, 3000 и 3500 долларов за аккумуляторы на 7 и 10 кВт⋅ч, — меньше, чем iMac в максимальной комплектации. Заказать их можно прямо сейчас на сайте Tesla Motors. Первые поставки обещают в конце лета, но только в США. Продажи за рубежом начнутся в конце года, сначала — в Германии и Австралии. Илон Маск обещает, что установка и настройка аккумулятора займет не больше часа. Но заниматься этим будет не пользователь, а сертифицированные компанией установщики.
Можно ли таким образом сэкономить
Пока вряд ли. Подсчитано, что если каждый день заряжать от солнца домашний Powerwall на 7 кВт⋅ч в течение 10 лет (срок гарантии аккумулятора), то каждый киловатт-час в итоге обойдется центов в 12. Если учесть, что еще придется купить солнечную панель (панель SolarCity стоит 7000 долларов), то цена киловатт-часа возрастает до 32 центов. Его средняя стоимость в США составляет 12 центов (а, например, в России вообще 5–10 центов). Впрочем, есть места, где электричество еще дороже, и тогда Powerwall как способ сэкономить, наверное, имеет смысл. Например, в южных округах Калифорнии, где летом киловатт-час может стоит 46 центов. В общем, с одной стороны, надо иметь в виду, что основное назначение Powerwall сейчас — быть запасной домашней батареей. С другой — что ситуация рано или поздно изменится, потому что и литиевые аккумуляторы, и солнечные панели с каждым годом дешевеют.
Кто этим уже пользуется
Первые аккумуляторы Tesla работают в экспериментальном режиме в некоторых магазинах Walmart и 300 жилых домах в Калифорнии, но как именно их используют, не очень понятно. Стоят они и в доме Илона Маска под Лос-Анджелесом, и, по его словам, комплект аккумуляторов и солнечных панелей на крыше может обеспечить две трети его потребностей в электричестве. Но вряд ли полностью избавит от электросети: площади его крыши и, соответственно, площади солнечных панелей недостаточно, чтобы генерировать нужное ему количество энергии. То есть дело тут уже не в аккумуляторах, но это совсем другая история.