Хорроры Вурдалаки в Крыму против монстров на Алтае: новые русские фильмы ужасов
Вышел новый номер бумажной «Афиши» — про русские хорроры. «Воздух» дополняет его списком из 10 новых образцов жанра, за которым, как вы уже, наверное, поняли, сейчас стоит следить.
Заказать новый номер «Афиши» можно здесь.
«III»
Мрачная притча о некой условной русскоязычной европейской деревне: в разгар странной смертоносной эпидемии девушка, пытаясь спасти свою зараженную сестру, ныряет внутрь ее воспаленного подсознания.
Если русскому хоррору и суждено расцвести пышным цветом, то случится это не по воле продюсеров, а благодаря тому, как настойчиво «стучат снизу» сами местные энтузиасты и самородки. Независимый режиссер Павел Хвалеев с минимальным бюджетом и непрофессиональными актерами снял в родных нижегородских красотах камерный фильм ужасов: путешествие в подсознание, антураж — восточноевропейский «Сайлент-Хилл». Хвалеев собственноручно занимался спецэффектами и записывал саундтрек, часть фильма сделал у друга-продюсера в провинции Германии. Получилась сюрреалистическая сказка с чудовищами, застрявшая где-то между визуальными изысками в духе фильмов Тарсема Сингха и старой компьютерной игрой «Мор. Утопия». Отечественный жутик успешно объездил дюжину международных жанровых фестивалей и получил неплохие отзывы от поклонников фантастики. В конце октября «III» выйдет в немецкий прокат, а с 3 декабря появится в русском iTunes.
«Алтайский тупик»
Эксплуатейшн-хоррор омского режиссера Максима Дьячука про туристов на Алтае с нарисованными монстрами и эротическими сценами. Омич известен тем, что несколько лет вырисовывал спецэффекты для своего дебютного самопального трэш-ужастика «Споры», который потом успешно продал в Америку и Японию, а также показал в региональной программе кинофестиваля «2morrow». Новый фильм снова снимался с актерами-любителями (в основном это ученики местной Школы кино, которую Дьячук же и организовал), но на этот раз ребята выбрались в дальнюю экспедицию на Алтай, где из-за наводнения пришлось работать в экстремальных условиях. От «Спор» «Алтайский тупик» выгодно отличает заход на территорию секс-трэш-эксплуатейшна. Сейчас фильм лежит в долгосрочном постпродакшене — Дьячук снова кропотливо воссоздает на компьютере каждого отдельного монстра. За судьбой проекта можно следить в группе «ВКонтакте».
«Черная вода»
Новый фильм Романа Каримова — автора «Неадекватных людей» и «Все и сразу», талантливого шкодника нового русского кино, который теперь играется в жанр фильма ужасов. Каримов признается, что это скорее хоррор «с фигой в кармане», жонглирующий жанровыми конструкциями: по внешним признакам вроде бы ужастик, а на деле — драма про сумасшествие с мистикой и глюками. Фильм вырос из одноименного старенького сценария Сергея Осипьяна и Александра Лунгина, который в силу ряда причин Каримов прямо на ходу полностью перестроил под себя. Главный герой, его девушка и его странный брат покупают полуобгоревший корабль где-то в глухой деревенской бухте и едут его чинить. На месте троица узнает от деревенских страшную историю о пожаре и проклятии этого судна. В главных ролях увидим Дмитрия Богдана из «Шапито-шоу», солиста группы «Макулатура» Евгения Алехина и Ирину Старшенбаум (двоюродная сестра Анны Старшенбаум), которая скоро станет звездой нового сериала СТС «Крыша мира».
«Лес»
Пресловутый жанр found footage, «найденной пленки», не дает покоя и российским молодым хоррормейкерам. Независимая петербуржская студия Shourds House готовится снимать мокьюментари, замешанное на славянском фольклоре о нечистой силе в карельских лесах. Да, мы видели уже сотню подобных фильмов, но все равно любопытно будет посмотреть, как фактура «Ведьмы из Блэр» ляжет в местную почву с лешими, кикиморами и водяными. Самое удивительное, что в центре сюжета не будет традиционной группы малолетних документалистов: речь пойдет о подготовленной группе спасателей МЧС, которые отправились на поиски пропавшего человека. Авторы запустили краудфандинг по сбору народных средств в поддержку съемок фильма.
«Припять. Оставленные позади»
Еще один доморощенный found footage, который отрабатывает другую популярную и конвертируюмую на зарубежные экраны локальную тематику: загадки Чернобыля. Понятно, что уже был хилый американский жутик «Запретная зона», а сериал «Чернобыль. Зона отчуждения» отбарабанил эту радиоактивную фактуру со всех сторон. Но, судя по трейлеру, новинка не будет долго топтаться на месте: обещают динамику, обилие спецэффектов и чертовщину в кадре. Фильм выйдет на английском языке, так как главными героями выступают трое американских юнцов в сопровождении одного русского сталкера.
«Вурдалаки»
Франт Константин Крюков и Михаил Пореченков в образе русского варианта Ван Хельсинга — ссыльного монаха Лавра — будут сражаться с нечистью в готических декорациях в Крыму. Все это — как бы по мотивам юношеского рассказа Алексея Толстого «Семья вурдалаков», а в целом метит куда-то в сторону размашистой мистики «Вия». Снимают картину продюсерский центр «ГОРАД» и режиссер третьей части фильма «Любовь-морковь» Сергей Гинзбург, поэтому тут если и будет страшно, то, скорей всего, за сам фильм в целом. Кино планируют выпустить в прокат ровно через год, в сентябре 2016-го.
«Диггеры»
При поддержке Фонда кино все тот же продюсерский центр «ГОРАД» снял хоррор об ужасах Московского метрополитена, который похищает людей. Последний ночной поезд с пассажирами вдруг пролетает мимо остановки и бесследно исчезает в темноте тоннеля. На его поиски отправляется группа диггеров, которые в курсе всех закоулков подземного мира Москвы. Фильм «Метро» показал, что наша подземка действительно страшная штука, однако снятый еще раньше на ту же тему «Путевой обходчик» как бы предостерегает: фильмы ужасов про метро тоже надо снимать умело.
«Угонщик»
Нашумевший на «Кинотавре» этого года стильный короткометражный перевертыш, который первую половину притворяется бандитским анекдотом из жизни автомобильных воров, а во второй уходит в кровожадный угар. Конечно, такие сюжетные фокусы давно уже не в новинку, но все равно подобные штуки не могут не понравиться настоящим ценителям хорроров. Фестивалям остается только выписывать «Угонщику» различные призы с похвалой жанровых упражнений фильма, понимая, что настоящий успех фильм ждет у широкого зрителя. В главной роли снялся Александр Петров из «Фарцы», который скоро уже потеснит Данилу Козловского на пьедестале вездесущего обаятельного молодого актера. Режиссер Максим Кулагин (известный своей фразой на «Кинотавре»: «Задолбали ваши социалки. Я вырос на американском кино») еще в своем дебютном коротком метре «Холодильник» с теми же актерами доказал, что умеет удерживать зрительское внимание на протяжении получаса вплоть до кровавого финала.
«Угодье»
Еще одно подтверждение того, что лес остается самой любимой и дешевой декорацией для фильмов ужасов: здесь чертовщина творится в ночной чаще недалеко от Рублевки, где в кювете так неудачно застряли брат с сестрой — как раз в канун наступления Нового года. В целом получился грамотно сделанный пустячок, который хорошо смотрится на общем фоне назревающей волны русских инди-хорроров, — мелочь, а приятно.
Снятый еще три года назад 15-минутный ужастик по сценарию журналиста Дениса Данилова засветился на каннском Short Film Corner 2015 — открытой ярмарке короткометражных достижений, секции кинорынка, куда на самом деле может попасть любой желающий кинематографист, достаточно прилежно заполнить заявку. Мероприятие позволяет молодым режиссерам поставить заветную галочку в графе «Канны» и задышать полной грудью: после этого «Угодье» попал в поле зрения нужных людей и побывал на кинофестивале «Короче». Теперь сама судьба под видом алфавитного указателя велит «Угодью» объединиться вместе с «Угонщиком» в какой-нибудь общий хоррор-альманах.
«Ведьма» («Тихая»)
По всем формальным признакам — наш кургузый ответ «Кэрри»: в летнем лагере девочка-тихоня с врожденным даром телекинеза влюбляется в мальчика, на которого положила глаз более опытная девица. Ближе к концу, как полагается, в разгар подростковой вечеринки тихоня разносит в щепки все и вся. В основе сюжета тоже лежит литературный первоисточник — повесть заслуженного детского писателя Тамары Крюковой (43 книги для детей и юношества!). Плюс маму ведьмочки играет артистка Дарья Екамасова. В сухом остатке — «Чучело» Ролана Быкова встречает Стивена Кинга, если бы тот провел детство в «Артеке». Здесь тоже присутствует вкрапление чисто русской, почвеннической, детско-лагерной демонологии, которую так успешно монетизировала «Пиковая дама». Как говорилось в «Изгоняющем дьявола»: «Какой прекрасный день для изгнания нечистой силы». Теперь главное — не загубить наметившийся тренд нового русского хоррора.
- Роман Каримов
- МЧС
- Павел Хвалеев
- Ирина Старшенбаум
- Михаил Пореченков
- Александр Петров
- Данила Козловский
- Стивен Кинг
- Максим Кулагин
- Максим Дьячук
- Ролан Быков
- Сергей Гинзбург
- Сергей Осипьян
- Тамара Крюкова
- русское кино
- Александр Лунгин
- хорроры
- Алексей Толстой
- Анна Старшенбаум
- Дарья Екамасова
- Денис Данилов
- Дмитрий Богдан
- Евгений Алехин
- Константин Крюков