Премьера недели «Разлом Сан-Андреас»: идеальная методичка для уроков ОБЖ
В прокат вышел «Разлом Сан-Андреас», фильм-катастрофа о калифорнийском землетрясении, в котором Дуэйн «Скала» Джонсон сыграл свою первую драматическую роль. Эта попытка — лучшее, что есть в картине, считает Наиля Гольман.
Рей Гейнс (Дуэйн «Скала» Джонсон) — заслуженный пожарный, и будни у него героические. Он возглавляет спасательный вертолетный отряд, каждый день вытаскивая простых граждан Лос-Анджелеса из экстремальных ситуаций. Если нужно, он может спрыгнуть на тросе из кабины вертолета и одним махом спасти из застрявшей над обрывом машины девицу за рулем и собственного коллегу, которого этой машиной прижало к камням. Одна беда — не так давно от него ушла жена, забрала с собой дочку-подростка и вместе с ней теперь собирается переезжать к своему новому бойфренду, скользкому типу, который строит небоскребы в Сан-Франциско и летает на личном самолете. Но пока Рэй вздыхая заносит ручку над пришедшими по почте документами о разводе, на побережье надвигается катастрофа, которая все в его жизни расставит по своим местам: грядет самое мощное землетрясение в мировой истории. Как только мир начнет рушиться, а Скала спасать свою семью, разбросанную по разным городам, сразу станет понятно, кто здесь герой, а кто просто проходил мимо.
За теоретическую часть отвечает интеллигентный Пол Джаматти. Он играет ученого-сейсмолога, который успел предсказать катастрофу за пять минут до начала, и на протяжении всего фильма помогает людям, объясняя, откуда и как надо эвакуироваться. Накануне событий к нему удачно пришла брать интервью тележурналистка, исследующая эту тему, и теперь он может в прямом эфире рассказать зрителям — и в фильме, и в кинозале, — что, собственно, произошло: тектоническая плита, о контурах которой ученые ранее не подозревали, сдвинулась впервые за тысячелетия, и вся Калифорния рискует если не уйти под воду, то сильно перемениться в ландшафте.
Получить удовольствие от фильма «Разлом Сан-Андреас», вообще-то, непросто (он скучный), но пара способов есть. Лучший из них — внимательно наблюдать весь фильм за тем, как исполняет драматическую роль Дуэйн Джонсон. Это чрезвычайно трогательное зрелище, потому что он и правда старательно (если не сказать нарочито) играет каждую секунду экранного времени. В любой сцене достаточно вглядеться в эту подвижную мимику, чтобы понять: его герой многое переживает. Легкая озабоченность, одиночество примерного холостяка, забота о близких, боль воспоминаний о прошлом, даже чувство долга перед собственным государством — для каждого из этих состояний у Скалы есть тщательно подобранное выражение лица, и он делится им с такой сокрушительной серьезностью, что судить его за это трудно. Да и не хочется. И хотя очевидно, что комический потенциал этого выдающегося человека намного интереснее драматического, за него просто по-человечески трудно не болеть. Тем более что он сам так и говорит: взялся за этот проект именно ради возможности наконец сыграть в по-настоящему серьезном фильме по-настоящему серьезную роль. Верный этой задаче, Скала самоотверженно избегает юмора и не шутит, кажется, за весь фильм вообще ни разу. Хотя шутки — главное, что могло бы это кино спасти.
Вертолетом, катером, автомобилем — большой человек выживает и мчится к цели, его с пути не сбить. Этим же заняты все остальные герои. Движение почти не прекращаются — фильм устремлен вперед и методично колотит зрителя по голове экшен-сценами. Почти как новый «Безумный Макс», но без фантазии и драйва. До обидного прямолинейная смесь из катастрофы, роуд-муви, семейной драмы и праведных американских ценностей (реющий звездно-полосатый флаг на заре нового мира прилагается) собрана как по инструкции. Рушатся здания, летят вертолеты, крошится земля за спиной у бегущих героев, которым после спасения дают две минуты поговорить, а дальше — снова рушатся здания (в 3D). Вместо хитовых панчлайнов, без которых стоящий экшен вообще трудно представить, тут звучат скучные диалоги о семейной жизни и разная справочная информация о землетрясениях. Например, Рей и его смышленая дочь (актриса Александра Даддарио, помимо длинных ног и красивой груди обладающая примечательной наградой MTV Movie Awards в номинации Best Scared-As-S**t Performance за фильм «Техасская резня бензопилой») то и дело рассказывают с экрана правила поведения в экстремальных ситуациях: если чувствуете подземный толчок, нужно встать в безопасную зону под стеной приземистого здания или стадиона, а если пропала мобильная связь — найти ближайший магазин электроники и воспользоваться стационарным кнопочным телефоном. Знания, без сомнения, полезные, но этого, к сожалению, для хорошего фильма недостаточно — скорее уж для какого-нибудь учебного пособия. В этом качестве «Разлом Сан-Андреас», кстати, кажется идеальным выбором: если сборы в прокате создателей расстроят, им, возможно, стоит попробовать продать картину государству для показов в школах — он мог бы стать самым зрелищным обучающим фильмом на занятиях по ОБЖ.