перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Премьера недели «Легенда» Брайана Хелгленда: Том Харди играет гангстеров-близнецов

В прокат выходит фильм о преступном Лондоне 1960-х. Станислав Зельвенский считает, что картина вышла слишком глянцевой и новый Скорсезе из Хелгленда не получился.

Кино
«Легенда» Брайана Хелгленда: Том Харди играет гангстеров-близнецов

Середина 60-х, в Лондоне живут близнецы Крей, Реджинальд и Рональд (оба — Том Харди). Реджи элегантно одевается, спокойно разговаривает, решает вопросы и вообще почти похож на человека. Ронни — психопат со справкой, параноик и шизофреник. Реджи ухаживает за Фрэнсис (Эмили Браунинг), хорошей девушкой, которая учится на секретаршу и любит леденцы. Ронни — гомосексуалист, о чем имеет привычку сообщать малознакомым людям (хотя за это еще полагается статья). Братья руководят бандой, которая контролирует сперва Ист-Энд, а потом и весь Лондон.

Близнецы Крей — важная глава в лондонской мифологии: совершенно литературная история, которая тем не менее приключилась на самом деле. В 1990 году Питер Медак снял о них мрачный и сильный фильм (он так и называется, «Братья Крей») с братьями Кемп из группы Spandau Ballet. На этот раз англичане пригласили матерого режиссера из Америки, Брайана Хелгленда (сценарист «Таинственной реки» и «Секретов Лос-Анджелеса», постановщик «Расплаты» с Гибсоном и «Истории рыцаря»), а обе роли взвалил на себя Том Харди.

Биография братьев хороша с какой стороны ни посмотри — и в историческом смысле, в контексте свингующего Лондона и социальных сдвигов 60-х, и в медицинском, учитывая широкий выбор фрейдистских интерпретаций. И в чисто развлекательном: братья годами были любимцами британских таблоидов. Они владели ночными клубами, общались со знаменитостями (включая вездесущего Фрэнка Синатру) и попадали в интересные истории: одна из них, про гомосексуальную оргию с участием пэра, в «Легенде» коротко описана. Фильм 1990 года сделал акцент на мать близнецов и, соответственно, гнул психоаналитическую линию. Хелгленд выудил из богатого прошлого Реджи брак с некой Фрэнсис Ши: события скреплены ее закадровыми комментариями, она как бы представляет норму в неуловимо сюрреалистическом мире братьев Крэй.

Раздвоение Тома Харди, разумеется, основной козырь фильма, которым можно бить любые вопросы и претензии, и смотреть на это действительно крайне занятно. Роль Реджи он играет честно и, в общем, предсказуемо — и его срывы, и души прекрасные порывы укладываются в стандартный образ героя гангстерского байопика. Не то Ронни, персонаж равно устрашающий и комический, похожий на огромного злобного младенца. Ронни выгуливает осла в смокинге, мечтает построить город-утопию в Нигерии и все время хочет кого-нибудь убить — при этом именно он, а не Реджи по итогам вызывает что-то вроде симпатии. У братьев разная пластика, мимика, дикция и даже, кажется, телосложение (иллюзия, достигнутая разными фасонами костюмов). Замечательный аттракцион, про который ты уже через несколько минут забываешь, что это аттракцион, — хотя без драки Тома Харди с Томом Харди, конечно, было не обойтись.

В остальном же «Легенда», к сожалению, слишком часто соответствует своему восхитительно случайному названию. Аккуратно прокладывая строчки из биографии близнецов жанровыми клише, Хелгленд сделал большое и пустое кино, которое вместо того, чтобы хватать зрителя за горло, величественно проплывает мимо него. У фильма аморфная структура — вроде бы все на месте, но почти любой элемент сюжета можно было бы изъять без всякого ущерба. Персонажи второго плана — прохиндей, ведущий дела братьев (Дэвид Тьюлис), полицейский, который за ними гоняется (Кристофер Экклстон), лидер конкурирующей банды (Пол Беттани), посол американской мафии (Чезз Палминтери), юный любовник Ронни (Тарон Эгертон) — появляются и исчезают, как фигурки в тире. Фрэнсис, несмотря на свою центральную роль и обилие экранного времени, остается эскизом, послушно и неинтересно выполняя обязательную программу подружки гангстера: глотает таблетки, принимает дорогие подарки, бесится, когда любимого в очередной раз сажают в тюрьму, и требует, чтобы он завязал.

Герои говорят на невообразимом кокни, но у «Легенды» экспортный, среднеатлантический акцент — Хелгленд, как и все в таких случаях, пытается быть Скорсезе и, как и все, выдыхается уже минут через пятнадцать. Пабы, бобби, чаепития и футбол по телевизору выглядят не приметами места, а элементами экскурсионной программы. Песенки 60-х и красивые костюмы — а несмотря на вспышки насилия, это глянцевый, почти гламурный фильм (в соответствии, впрочем, со стилем жизни близнецов) — в отсутствие увлекательного действия бесцеремонно перетягивают на себя внимание. В прологе братья Крей едут на машине — будь Хелгленд посообразительнее, он бы просто оставил их там на два часа, это было бы ровно в два раза лучше, чем фильм «Лок», и никто бы не жаловался.

Ошибка в тексте
Отправить