Премьера недели «Патруль времени» с Итаном Хоуком: самый запутанный фильм года
В прокат выходит «Патруль времени», головоломный фантастический фильм про путешествия во времени. Не без труда поняв, что там к чему, Станислав Зельвенский считает, что имена авторов — братьев Спириг — очень скоро все запомнят так же, как братьев Вачовски или Нолан.
Мужчина в широкополой шляпе и со скрипичным
футляром в руке шагает по мраморному полу роскошного офисного здания мимо
людей, одетых по моде начала 1970-х. Он спускается в подвал и, не тратя времени
на поиски, начинает обезвреживать бомбу с часовым механизмом. Кто-то стреляет в
него. Мужчина в последнюю секунду успевает засунуть бомбу в специальный
цилиндр, но она сжигает ему лицо.
Тот же мужчина просыпается в стерильном интерьере, замотанный бинтами. Вежливые люди в современных костюмах вручают ему медаль. Доктора делают ему новое лицо. Он (теперь Итан Хоук) оказывается агентом секретной полиции, которая предотвращает преступления в прошлом, используя машину времени — тот самый скрипичный футляр, — работающую гладко, но с рядом нюансов. Единственный, кому неизменно удается ускользнуть от них, — террорист-взрывник, чей самый крупный теракт, в 1975 году в Нью-Йорке, унес жизни 11 тысяч человек. Выздоровев, агент отправляется по его следу на свое официально последнее задание.
1970 год. Агент работает в нью-йоркском баре. Клиент с грустными глазами (Сара Снук), опрокинув пару рюмок, сообщает, что он пишет в женский журнал фальшивые исповеди от имени матери-одиночки, а потом спорит с барменом на бутылку виски, что расскажет ему лучшую историю, что тот когда-либо слышал. История начинается со слов «когда я был маленькой девочкой».
Описанное происходит в первые десять-пятнадцать минут, но можно не сомневаться, что пересказ всех полутора часов в формате «Википедии» будет пользоваться особенным спросом: это один из тех фильмов, к которым въедливые поклонники рисуют иллюстрирующие графики и диаграммы. Хотя головоломки про путешествия во времени нередко требуют от зрителя некоторого умственного напряжения, даже в этом поджанре «Патруль» выделяется; хорошим слоганом был бы «Для тех, кто разобрался в фильме «Праймер». Российские прокатчики милосердно одолжили «Предопределению» название тематически близкого боевика с Ван Даммом, но это совсем, совсем другая история и уж точно никакой не боевик.
Австралийские режиссеры-близнецы братья Спириг, известные по «Воинам света» с тем же Хоуком, взяли за основу небольшой рассказ Роберта Хайнлайна, написанный в 1950-е, и подняли ставки, добавив террористическую линию с явной отсылкой к 11 сентября и связанной с ним конспирологической паранойе. Именно эта составляющая фильма в итоге выглядит слабоватой, но она по большей части остается на заднем плане. На переднем — невероятная история персонажа Сары Снук (слегка похожей на Джоди Фостер и своей игрой более чем оправдывающей сравнение), которая в дальнейшем самым хитроумным образом сплетается с историей агента Хоука.
О деталях и направлениях сюжета лучше ничего не знать, но там фигурирует, к примеру, космическое агентство, которое в 1960-е вербует девушек для того, чтобы они развлекали космонавтов в полете. Можно сказать, что содержание «Патруля» — адский клубок из многократно обыгранных в фантастической литературе и кинематографе идей, но как вещь в себе это отчаянно оригинальная, блестяще исполненная работа. Абсурдная, нелепая, претенциозная, но абсолютно захватывающая воображение. В том числе и здоровой железобетонной наглостью, с которой авторы жонглируют классическими парадоксами и образами, не забыв ни про курицу и яйцо, ни про змею, кусающую себя за хвост.
Братьев Спириг теперь точно придется запомнить: это то ли завтрашние братья Вачовски (у которых есть масса резонов посмотреть эту картину), то ли братья Нолан. С последними их очевидно многое роднит — и хорошее, и плохое, — но у них есть преимущества; скажем, они с ходу придумали интересную женскую роль, о чем Ноланам пока остается только мечтать. Страшновато, но ужасно интересно увидеть, что у австралийцев получится с большими бюджетами. И можно не сомневаться, что уже сейчас в какой-то из лучших параллельных вселенных «Патруль времени» вызывает стостраничные дискуссии о том, что там к чему, и нравится Стивену Хокингу.
- Расписание «Афиша»
- Билеты «Рамблер–Касса»