перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Русские сериалы «Озабоченные, или Любовь зла»: Мария Шалаева покоряет Москву

На ТНТ идет сериал, поставленный Борисом Хлебниковым по сценарию Ирины Денежкиной и Семена Слепакова. Наиле Гольман история про трех подруг из Екатеринбурга, переехавших в столицу, показалась очень жизнеутверждающей.

Кино
«Озабоченные, или Любовь зла»: Мария Шалаева покоряет Москву

Саша Гвоздикова переехала в Москву, уволившись с работы, где она придумывала идиотские рекламные слоганы и спала с собственным начальником, который никак не мог уйти от жены (да и не собирался). Будучи проездом в родном Екатеринбурге, давняя подруга Катя красиво ей рассказала про собственную жизнь в столице. Но когда Гвоздикова купила билет в один конец и явилась по указанному Катей московскому адресу, она обнаружила, что в большом стеклянном офисном здании та работает не топ-менеджером, а простой официанткой, которая обязана любезничать с посетителями и ко всем названиям еды прибавлять уменьшительно-ласкательные суффиксы. Слегка опешив, но не потеряв энтузиазма, Гвоздикова селится в Катиной маленькой квартире вместе с ее мужем и сыном, планируя быстро найти работу и как-то устроиться, тем более что на горизонте быстро появляется статный спортсмен (Колокольников), у которого она то и дело ночует. Конечно, все окажется не так просто: ни отношения, ни работа с неба на нее не упадут, так что в маленькой квартире у друзей она задержится надолго. Спустя пару серий туда же въедет женщина-ураган — еще одна екатеринбурженка по фамилии Кремлева, тоже приехавшая в Москву за новой жизнью, на всякий случай прихватив с собой пакет травы.

Нет, сериал не превратится к третьему эпизоду в драгдилерский ситком про русскую действительность — хотя это, конечно, тоже было бы любопытно. Пресловутый пакет станет лишь одной из бесконечных веселых проблем. Тут вообще не будет каких-то узких тематических рамок. Все три героини — приезжие, но это не история про переезд. Центральный персонаж — писательница, но это не рассказ про ее творческие муки и, строго говоря, даже не рассказ про ее поиск вдохновения. Ближе к середине Гвоздикова обидится на мужика и напишет успешный роман (это не спойлер для любого, кто минимально знаком с творческой биографией автора и прототипа главной героини — Ирины Денежкиной, когда-то прославившейся книгой «Дай мне»). Сначала эта точка была стартовой, но потом Семен Слепаков предложил Денежкиной дописать предысторию из восьми серий, очень удачно сместив фокус: вместо сатирического рассказа о писательской карьере, который непременно получился бы с таким зачином, «Озабоченные» превратились в легкую хронику полной разных неурядиц жизни нескольких взрослых людей — вполне простых и понятных, а не каких-то абстрактных, наполучавших премий писателей. Вернее, так: простых, как большинство людей, и как писатели, которые иногда пишут романы и получают премии, а все остальное время живут как все остальные люди.

Маленькая, как будто игрушечная Гвоздикова немножко похожа на ожившую героиню мультфильма: голос и жесты Марии Шалаевой, полосатые футболки, нитка жемчуга на шее. Но внешними характеристиками такое сходство практически исчерпывается — и сам персонаж, и актриса (которая здесь сводит к минимуму привычную и легко ей дающуюся комедийную интонацию) оказываются живее и реальнее, чем от них ожидаешь. Более условной выглядит Кремлева, которая меняет ухажеров с комической быстротой, — веселая и очень живая актриса Дибцева, утверждающая, кстати, что прототип (подруга Денежкиной с той же фамилией) в жизни обладает таким же бойким темпераментом, как ее героиня на экране. Интересно, что большинство важных житейских вопросов и конфликтов, связанных с сексом, раскрываются при этом в линии прилежной замужней Кати — домохозяйки, матери и отличницы. На таких легких контрастах и перевертышах построен весь сериал — он, конечно, условен, конечно, комичен, но время от времени в каких-то очень правильных точках сюжета дает сбой, обманывает ожидания. То становится на пару минут серьезным, то меняет местами привычные штампы. Этот зазор — самое интересное, что здесь есть. Благодаря ему кажется, что это история про людей, с которыми что-то действительно может случиться, а значит, время от времени за них можно почти всерьез поволноваться. Откуда именно это чувство берется и кто за него в ответе, точно определить трудно, но как раз тут, надо думать, важную роль сыграл Борис Хлебников, который ставил актерам задачу смешные сюжеты играть «не смешно», а также, по собственному утверждению, смотрел не очень много телесериалов и перед началом съемок этому правилу изменять не стал. 

Этот сериал, конечно, неверно будет всерьез сравнивать с «Изменами», которые на том же ТНТ прошли с большим успехом совсем недавно, но ставить их рядом — очень даже можно, они отлично друг друга дополняют. Многое из того, что с большой серьезностью вплеталось в историю там, тут — обшучивается и растворяется в нашпигованной скетчами повседневности. При желании и феминисткам, и моралистам, и прочим, кто решит затеять дискуссию, здесь есть что обсудить. Но если серьезно — от «Озабоченных» не стоит ждать больших откровений. И ценность их, можно сказать, как раз в этом. Не ради больших откровений люди смотрят ежедневные ситкомы — точно так же, как чаще всего не ради них люди сплетничают на кухне, ездят в метро или готовят обед. Все это — часть здоровой, простой повседневности, в которой у человека есть еда, есть друзья, чтобы с ними сплетничать на кухне, и есть хороший сериал про похожих на него людей, у которых все это тоже есть. Вместе со всеми нелепыми хлопотами и суетой привычной, ничем так уж особенно не примечательной жизни; всей той суетой, которая не строится вокруг настоящих, страшных драм — и оттого сегодня кажется особенно ценной, родной и нужной.

Ошибка в тексте
Отправить