«Интерстеллар» От «Женщины на Луне» до «Пекла»: фантастические фильмы с научным подходом
«Интерстеллар» стал редким примером кинофантастики с оглядкой на науку — в основу сюжета легли труды известного астрофизика Кипа Торна. «Воздух» рассказывает о других примерах фильмов, которые снимались под присмотром больших ученых.
«Женщина на Луне» (1929), «Место назначения — Луна» (1950)
Оба фильма — вехи в кинофантастике. «Женщина на Луне» Фрица Ланга в принципе стал одним из первых фильмов про космос, а «Место назначения — Луна» — первый полнометражный сайфай в цвете. Оба стали пророческими, предвосхитили реальный полет на Луну аж на несколько десятилетий и во многом повлияли на запуск «Аполлона-11». У Ланга, например, был впервые показан обратный отсчет при ракетном запуске, который до сих пор повсеместно используется.
Научным консультантом обоих фильмов выступил немецкий гений ракетостроения Герман Оберт, посвятивший всю свою жизнь вопросам полетов в космос. На съемках «Женщины на Луне» Оберт опробовал некоторые свои теории космических полетов и воплотил на экране идеи по созданию ракеты. Киностудия даже позволила ему построить и запустить настоящий маленький летательный аппарат для создания шумихи вокруг фильма. Кроме того, Оберт привел на съемки студента-разнорабочего Вернера фон Брауна, который спустя сорок лет возглавит программу «Аполлон» и по-настоящему запустит людей на Луну. В конце 1940-х Оберта пригласили на съемки сайфая «Место назначения — Луна», где потребовался прикладной ум ученого, так как фантаст Роберт Хайнлайн и продюсер фильма Джордж Пал решили сделать фильм в максимально достоверном ключе. Поэтому в нем занудно показывают все этапы полета, космонавты корчатся от ракетного ускорения и ходят своеобразной лунной походкой, а невесомость похожа на невесомость. Даже есть эпизод, где главный герой летит в открытом космосе при помощи баллона, прямо как в «Гравитации». Это притом что в то время еще ни один человек даже не бывал в космосе. Без этого фильма не было бы «Космической одиссеи» Кубрика и прочих научно-фантастических лент, где технические подробности и научный подход важнее спецэффектов и инопланетян.
«Контакт» (1997)
Своей достоверностью «Контакт» Роберта Земекиса прежде всего обязан знаменитому ученому и популяризатору космических наук Карлу Сагану. Мечтатель-астрофизик всегда верил в существование внеземных цивилизаций, рассказывал о них в своем легендарном сериале «Космос», настаивал на поиске внеземной жизни при помощи радиотелескопов и регулярно отправлял послания инопланетянам вместе с космическими зондами. Не дождавшись ответа, Саган впервые в своей жизни сочинил фантастический роман, в котором с дотошностью физика-теоретика изложил сценарий развития событий в том случае, если к нам все-таки придет письмо с другого конца Вселенной. Саган логично предположил, что, для того чтобы мы отличили сигналы братьев по разуму от всякого космического шума, они должны содержать серию простых чисел. Эти числа делятся только на себя или на единицу, поэтому ни одно астрофизическое явление не может генерировать их без разума. Тогда мы поймем, что кто-то кроме нас во Вселенной знает элементарную математику. Дальше Саган начал хулиганить: свой подарок человечеству инопланетяне по иронии судьбы зашифровали в запись выступления Гитлера на Олимпиаде 1936 года, потому что это был первый видеосигнал, покинувший ионосферу Земли.
Вместе с трудностями общения с другой цивилизацией Саган затронул другой щекотливый вопрос — доказательства существования Бога. В фильме противостояние науки и религии выразилось в непростых отношениях атеистки от астрономии в исполнении Джоди Фостер и миссионера-богослова с лицом молодого Мэттью МакКонахи. В отличие от «Интерстеллара» здесь герой МакКонахи не рвется в космос, а наблюдает за первым межгалактическим полетом со стороны, задавая заковыристые вопросы про веру. Кстати, МакКонахи не единственный, кто роднит «Интерстеллар» с «Контактом». Физик Кип Торн — консультант братьев Нолан по вопросам червоточин и черных дыр — дружил с Саганом и в свое время подсказал ему сюжетный ход с путешествием через кротовую нору. Туннель в искривленном пространстве — это самый легкий способ быстрого перемещения на огромные расстояния. Правда, пока только в теории, так как никто не знает, как создать червоточину и удержать ее от мгновенного схлопывания. Карл Саган умер от рака за несколько месяцев до премьеры фильма, так и не увидев свое детище на большом экране. Но его коллеги-астрономы до сих пор называют «Контакт» одним из самых реалистичных научно-фантастических фильмов в истории кино.
«Праймер» (2004)
Нашумевший режиссерский дебют дипломированного математика Шейна Каррута, в сравнении с которым головоломки «Интерстеллара» покажутся детским лепетом. «Праймер» представляет собой завораживающий ребус — вещь в себе с замкнутым сюжетом, который непросто разгадать без повторных просмотров или разъясняющих подсказок. Автор словно не обращает внимания на недоумевающего зрителя и просто дает посмотреть на рутинную работу двух молодых физиков, которые разговаривают на своем птичьем языке. Вечером после работы главные герои в качестве халтуры собирают самодельные электронные приборы в гараже, где нечаянно создают из подручных средств машину времени.
Режиссер сам поработал инженером и специально прошел экспресс-курс по физике, чтобы умозаключения персонажей выглядели максимально правдоподобно. Согласно его теории, в герметической коробке с аргоном при помощи сверхпроводников можно создать цикл из электромагнитного поля, которое будет метаться из точки А в точку B (по принципу возрастающей обратной связи). Из-за этого сдвига время в коробке будет накапливаться по-другому, что позволит перескочить из точки B в точку A, то бишь путешествовать назад во времени. Впрочем, как известно, путешествия в прошлое опасны прежде всего своими парадоксами. Никто не знает, что случится, если твоя версия из будущего встретит свою копию из прошлого, а еще хуже — убьет ее. Поэтому главные героя «Праймера» после перемещения прячутся от своих двойников в отеле и тщательно модулируют прожитый день, дабы не сбить ход истории. Пускай снятый на коленке дебют Каррута не основан на действительно серьезных научных данных (иначе Нобелевская премия была бы уже у него в кармане), расслабиться двоечнику он и правда не даст.
«Пекло» (2007)
Не совсем удачный пример взаимодействия кино и научных теорий. Дэнни Бойл нанял в качестве технического консультанта ленты известного физика и лицо британской науки Брайана Кокса, но даже он не смог спасти проект от досадных неточностей, которые не раскритиковал только ленивый. По сюжету в 2057 году Солнце стремительно остывает, а группа астронавтов и ученых мчится верхом на гигантской бомбе, чтобы взорвать светило и снова его разжечь.
Можно махнуть рукой на то, что авторы значительно сдвинули дату смерти звезды в ближайшее будущее, хотя на самом деле у нас в запасе есть еще около пяти миллиардов лет. Однако обстоятельства гибели Солнца откровенно переврали: парадокс состоит в том, что когда оно умирает, то вовсе не думает остывать, а наоборот — разогревается и увеличивается в размерах, превращаясь в красного гиганта. Поэтому к тому времени Земля будет засыхать и поджариваться, а никак не замерзать, как это показано в финале фильма. Сценаристы хотели объяснить такое резкое угасание неожиданным превращением Солнца в нейтронную Q-звезду, но физик Кокс объяснил, что Солнце не способно на такие трюки из-за своей недостаточной плотности. Еще Кокс вовремя вымарал из сценария бомбу размером с Луну, посоветовав уменьшить ее хотя бы до масштабов Манхэттена, чтобы у экипажа не было гравитационных проблем. При этом в фильме никак не объяснена искусственная гравитация корабля. Плюс на некоторых кадрах слышен звук в космосе, а часть сюжета держится на том, что астронавты не могут общаться с Землей из-за мертвой зоны возле Меркурия, хотя ученые получали оттуда сигналы еще в семидесятые. И многие, многие другие детали, за которые Коксу потом пришлось отдуваться и объяснять, что это ведь не документальный фильм, а сайфай с большой долей допущения. Зато актер Киллиан Мерфи скопировал для роли ученого внешность и манеры Брайана Кокса (и даже его прическу), так что присутствие физика на съемочной площадке не было таким уж бесполезным.
«Интерстеллар», 2014
У братьев Нолан всегда было все в порядке с фантазией, но в этот раз они решили помножить ее на научный склад ума астрофизика Кипа Торна, который собаку съел на изучении черных дыр и червоточин. Так на большом экране появилась самая точная имитация того, как должна выглядеть черная дыра и кротовая нора в реальности (а не в фантазиях киношников). Если вы еще не знакомы с трудами Торна, то самое время это сделать — многим кажется, что к фильму Нолана нельзя подобраться без учебника физики, но на самом «Интерстеллар» лишь заигрывает с научными теориями о черных дырах, но не раскрывает их суть. А там есть что поизучать.
Черные дыры — это естественные машины времени, которые разбросаны по всему космосу. Эйнштейн объяснял, что время является еще одним пространственным измерением: наравне с длиной, шириной и высотой оно может растягиваться, сжиматься и искривляться. На околосветных скоростях вокруг черной дыры время замедляется относительно всего остального для того, чтобы защитить пресловутый скоростной предел, ведь ничто не должно двигаться быстрее света. Вселенная предпочтет искривить пространство и растянуть время, чем допустить превышение скорости света.
На самой границе черной дыры царят такие сумасшедшие скорости, что время растягивается практически до предела — это и есть горизонт событий, который отделяет черную дыру от всего остального наблюдаемого мира. Дальше за горизонтом начинается территория сингулярности, где искривление пространства-времени становится бесконечным и уже нет ни настоящего, ни прошлого, ни будущего. Ничто не может вырваться оттуда — даже свет, у которого есть монополия на самую высокую скорость (хотя Стивен Хокинг считает, что дыра все-таки излучает некоторые фотоны). В принципе, остальной Вселенной наплевать на то, что находится внутри черной дыры, ее начинка уже не имеет никакой связи с остальным миром и никак не может на него повлиять. Однако все ученые мира жаждут узнать, что же находится за горизонтом событий. Как говорится в фильме: «Если черная дыра — это устрица, то сингулярность — ее жемчужина».