Русские сериалы «Метод»: Константин Хабенский охотится на маньяков
На Первом канале идет сериал про психически нестабильного сыщика Родиона Меглина, сценарий которого основан на реальных историях про российских маньяков. Наиля Гольман посмотрела первые четыре серии.
Своенравная красавица, дочь высокопоставленного московского следователя Есеня Стеклова (Паулина Андреева) заканчивает юридический факультет. Папа хочет отправить ее в Петербург, чтобы избавить себя от лишней головной боли: мать Есени погибла от рук неизвестного маньяка, которого Стеклов уже перестал искать, и за свое бездействие он теперь получает от дочери обвинения в том, что у него нет сердца и совести. Еще не определившись окончательно с местом дальнейшей работы, Есеня идет на выпускную дискотеку, где по стечению обстоятельств видит своими глазами, как работает звездный сыщик Родион Меглин (Хабенский) — мрачный одиночка, который ловит только маньяков и только собственными руками. Все вокруг говорят, что это невозможно, но Есеня принимает решение: работать она пойдет только к Меглину.
Все это мы узнаем как бы задним числом. В первом сезоне «Метода», примерно как в первом сезоне «Настоящего детектива» (родство с которым, в отличие от сходства с «Декстером», создателям нравится признавать и обсуждать), действие строится во флешбэках между сценами допроса. Только здесь, в отличие от сериала Пиццолатто, два следователя (один из них — режиссер Юрий Быков, и это, кажется, самая смешная его роль за всю карьеру, притом что он, по крайней мере за первые четыре серии, практически ни слова не произносит) допрашивают лишь одного человека — главную героиню. Она угрюмо пьет и отвечает на вопросы: вас не смутило, что Меглин тогда поступил именно так? Вы точно видели своими глазами, как он делает именно это? И ничего не возразили? Что конкретно стало причиной их разговора, пока не сообщают, но догадаться нетрудно — следователь Меглин, даром что трудоустроен государством, в лучших традициях Шерлока Холмса не считается ни с уставным порядком, ни уж тем более с общественной моралью — оскорбляет, задирает и калечит всех, кого сочтет нужным. Также он может, когда надо для дела, погладить свою напарницу под столом по бедру — «Метод» должен стать не только детективным сериалом про маньяков, но и историей любви.
Все это для Первого канала сегодня свежо и необычно. Проект, который вместе с Эрнстом продюсирует компания Александра Цекало «Среда», даже в сетке поставили непривычным образом — вместо того чтобы отгреметь за две недели, сериал будет идти два месяца, точечно, по воскресеньям поздно вечером. Режиссуру доверили Быкову — человеку, который, хоть и работал на телевидении, все же проходит по ведомству кинорежиссуры, причем до недавнего времени — авторской, что он сам подчеркивает в каждом своем интервью, строго разделяя «ремесленную» и «творческую» свои ипостаси (в первой из них он сейчас трудится на съемках космического блокбастера «Время первых» для студии Bazelevs вместе с Евгением Мироновым). В кадре есть и насилие (немного, но ярко), и постельные сцены — чтобы не жертвовать ими, как раз и выбран ночной таймслот, из-за чего, кстати, дальневосточным регионам сериал показывают на неделю позже, чем остальной стране, — во избежание пиратства. В общем, к «Методу» на канале относятся очень бережно. И есть отчего — он действительно выглядит смелым шагом, но не только из-за того, что сделан с непривычной для госканала мрачностью.
В горизонтали сюжета — по одному маньяку на каждую серию. За основу взяты реальные истории из отечественной практики (в это воскресенье, например, можно будет посмотреть на версию истории Анатолия Сливко), каждая разворачивается по одной и той же схеме: расследуя дело, Меглин — психически нестабильный герой Хабенского, одетый в мятый бежевый плащ и вельветовую кепочку, — докапывается до причин, которые довели того или иного маньяка до нынешнего состояния. После очередного флешбэка (как правило, снятого в сепии) вершится тем или иным образом правосудие, и когда закрыт вопрос «Что делать?», неизменно звучит сакраментальное «Кто виноват?».
Про каждого из серийных убийц (их, кстати, помимо Цекало будет играть множество интересных людей, включая Цапника, Колокольникова и Серебрякова) в итоге понятно: это не только они такие, это все-таки жизнь довела. Девочки, которые дразнили в детстве, отцы и матери, которые пили и били, в конце концов, гены — от психических расстройств у нас лечат не самыми гуманными методами. Все эти люди, как правило, выросшие на закате советской эпохи, могли бы, наверное, стать другими — если бы о них вовремя позаботились. В этом, по крайней мере, убеждает интонация, с которой зрителю предлагается усомниться и не рубить сплеча. Подкупающая интонация, которую так и хочется, например, противопоставить ряду явлений современности вроде фонда «Город без наркотиков» и других видов социально приемлемой травли без страха и упрека. Интонация, которая, с другой стороны, определяет и возвышает героя-одиночку — праведного психа, наделенного почти бескрайними полномочиями, чьи действия нам предлагается принять и подчиниться их логике, которую мы в силу своей ограниченности все равно не сможем понять. В трактовке, как это водится, возможны вариации.
Точно понятно одно: следователь Меглин представлен сегодняшним супергероем — агентом-медиумом, который понимает о мире больше, чем мы, или как минимум больше, чем его собственное начальство. Написан и снят он так, что сравнения в голову приходят скорее с американскими героями масскульта, в первую очередь — с персонажами мрачной комиксной реальности. Одет всегда одинаково, ни перед кем не отчитывается, необъяснимо появляется и исчезает с невероятной прытью, даже живет в декорациях, очень похожих на комнату Сорвиголовы из недавнего одноименного сериала. Вместо «чертовски хорошего кофе» русский герой пьет коньяк и глотает горстями таблетки, прописанные лечащим врачом, чтобы удержаться по нужную сторону размытой границы между добром и жутью. Играет этого героя Хабенский сосредоточенно и серьезно, обзаведясь даже ради такого случая густой бородой, по поводу которой ему теперь приходится раздавать интервью тележурналам («По части комфорта могу сказать так: борода есть борода»). Не менее серьезно себя ведет в кадре Паулина Андреева — классический сайдкик, напарница, оттеняющая главного героя и пытающаяся его на свой девичий манер понять и оправдать.
Смотреть на это все интересно, моментами — даже немного страшно, благодаря напряженному монтажу в сценах погонь и убийств. Но пока не покидает это самое ощущение «экспериментальности» — нарочитой сконструированности, в угоду которой опускаются детали и выхолащиваются характеры (при более спокойном темпе они могли бы, наверное, стать значительно живее и глубже). Это действительно не «Декстер» — не портрет ненормального человека, чьими глазами нам предлагают увидеть реальность и что-то в ней переоценить, по пути развлекая сюжетом. Это и правда скорее подход «Настоящего детектива», где событийная линия должна стать точкой входа на темную сторону реальности. Пока, правда, на российские реалии он ложится неровно и с оговорками, трансформируясь во что-то, стилистически и качественно не похожее ни на продукцию HBO, ни на продукцию главных российских эфирных каналов. Но это ничего — несоответствие формату для загадочной русской души не помеха.
Посмотреть первые серии «Метода» можно на «Афише–Сериалы» или на сайте телеканала.