Хорроры «Убрать из друзей»: что западная пресса пишет о хорроре Габриадзе
Лэптоп-триллер «Убрать из друзей» режиссера Габриадзе (известного как скрипач из «Кин-Дза-Дза!») и продюсера Бекмамбетова за первые выходные в американском прокате собрал сумму, в 25 раз превышающую копеечный бюджет фильма. «Воздух» изучил рецензии на фильм.
Grantland.com: «Черт, да в этом фильме даже мемы умудрились сделать страшными»
«Убрать из друзей» заставляет ерзать в кресле не из-за кровавых сцен смерти, снятых в лучших традициях видеосалонов, а из-за того, как точно он нащупывает наши собственные страх и раздражение по поводу компьютеров, с которыми что-то может пойти не так. Фильм изобретательно вызывает напряжение, используя привычные приложения — страшные фотографии загружаются в фейсбук, смертельные угрозы распечатываются на беспроводном принтере, — и за счет этого выглядит эстетически интересным, хотя при другом подходе мог бы казаться назойливым, как прыгающее окошко какого-нибудь оповещения в углу экрана. Каждое «...» в iMessage, каждое уведомление в фейсбуке пугает нас, опция «скачать файл» вызывает ужас. Черт, да в этом фильме даже мемы умудрились сделать страшными. Без традиционных жанровых инструментов — вроде соответствующей музыки или операторской работы — «Убрать из друзей» вносит панику и дискомфорт в привычное, обманчиво безобидное пространство наших домашних компьютеров».
Читать полностью.
The New York Times: «Скорее любопытная провокация, чем кровавая баня»
«Мечта скупердяя: «Убрать из друзей» понижает (или повышает, как посмотреть) планку низкобюджетных проектов для крупных студий. Сюжет — скорее любопытная провокация, чем кровавая баня. В ролях — несколько молодых «кто-знает-как-их-зовут» актеров, режиссер — Лео Габриадзе, еще одна темная лошадка. Самое известное имя — Тимур Бекмамбетов, культовый режиссер («Ночной дозор»), сделавший себе имя в Голливуде («Линкольн: убийца вампиров»), которому и пришла в голову идея сделать фильм, почти целиком рассказанный на одном компьютерном экране».
Читать полностью.
Wired: «Каждый отдельный поджанр хоррор-фильмов дает возможность всмотреться в страхи прошлого»
«Можно, конечно, свести пересказ к формуле «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» плюс «Паранормальная активность» плюс веб-камеры, но интереснее то, что этот фильм — часть большой и важной культурной традиции. Активно пополняющий свои ряды жанр предупреждающих об опасностях интернета хорроров не появился из ниоткуда — у него есть долгая история формирования. Почва для фильма Левана Габриадзе готовилась годы, прежде чем в эти выходные мы все увидели его в кино.
Эти притчи про интернет — лишь один поджанр хорроров, традиционно документирующих нескончаемую борьбу общества с самим собой. Страшные фильмы всегда были одним из самых надежных способов законсервировать современную культуру — используя монстров как метафоры, они превращали наши актуальные страхи в фантастическую жуть. «Убрать из друзей» работает с сегодняшней всеобщей боязнью жизни онлайн — точно так же, как подростковые слешеры в 80-е работали с тогдашними табуированными темами: сексом, наркотиками и рок-н-роллом. С начала ХХ века по сей день каждый отдельный поджанр хоррор-фильмов дает возможность всмотреться в страхи прошлого — а значит, лучше понять настоящее».
Читать полностью большую статью Wired, посвященную истории хорроров, связанных со средствами коммуникации. Ее стоит прочитать вне зависимости от того, насколько вам интересен фильм.
А в уже легендарной рубрике того же издания «Angry Nerd» фильм разругали за то, что вместо свежего подход оказывается ленивым и неизобретательным.
Grantland.com: «Это символическое упражнение по переносу террора из дома с привидениями в ноутбук»
«Это не хоррор в жанре found footage. Это символическое упражнение по переносу террора из дома с привидениями в ноутбук — потому что большинство из нас теперь живет именно там. И героиня, которая раньше, вырвавшись из четырех стен, могла бежать по лесу в поисках свободы или спасения, одетая в короткий топ или мокрую майку, теперь просто отчаянно кликает на новые разговоры в Chatroulette, где ей попадаются сплошные незнакомцы и, кстати, не попадается ни одного члена.
<...>
В Голливуде давно сложилась традиция атаковать конкурентные развлекательные индустрии — телевидение, видео, интернет, социальные медиа. На первый взгляд «Убрать из друзей» кажется ее прямым потомком. Но здесь все немного иначе: виноваты не технологии. Виноваты люди. Программное обеспечение становится площадкой для мести, а не вдохновляет ее».
Читать полностью.
The Guardian: «Давно мы не получали новый поджанр фильмов ужасов»
«Давненько мы не получали шанса быстро полюбить новый поджанр фильмов ужасов, успеть от него устать и начать его беспощадно критиковать».
Читать полностью.
The Verge: «Это революционный фильм в смысле техники»
«Маркетинг-менеджеры фильма решили первым делом ставить акцент на сюжет — кибертравлю подростка. Их можно понять, но из-за этого трейлер дает мало представления о том, насколько на самом деле революционно выглядит фильм в смысле техники. В трейлере герои по очереди появляются в полный экран, но в самом фильме этого не происходит. В кадр не попадает ничего, кроме рабочего стола монитора, при этом ни одно лицо не занимает больше одной шестнадцатой части от его площади. А перебивают скайп-беседу все остальные приложения, которые открывает героиня — Messenger или форум, на котором рассказывается о мертвых, возвращающихся, чтобы охотиться за людьми при помощи соцсетей (к счастью, у нас хватает времени прочитать текст, пока Блэр ссорится со своими приятелями в скайпе на заднем плане). Кроме этого момента нас очень редко заставляют смотреть на что-то конкретное. Как первопроходец в новом жанре, режиссер (в данном случае — Леван Габриадзе, это его полнометражный дебют в американском прокате) может только предположить, куда именно будет направлен взгляд зрителя, блуждающий по экрану во время фильма».
Читать полностью.
Vulture: «Страшно представить, как фильм смотрится на экране домашнего ноутбука»
«Трудно вообразить, что бы делала лет 25 назад аудитория с кино, в котором настолько децентрализована мизансцена (простите мой французский). Брайан де Пальма и Дарио Ардженто, среди прочих, использовали сплит-скрин, но я не припомню фильма, в котором приходилось бы стараться смотреть в столько разных точек на экране одновременно. Эти сегодняшние дети, им уж точно было полегче, чем мне, но уверен, мы все вышли из зала с одинаковой рябью в глазах (и голове). На предпоказе зрители сидели необычайно смирно, большинство из них, вне всякого сомнения, оторвались от компьютера, чтобы прийти на просмотр, и затем, как только фильм закончился, к ним вернулись (страшно представить, как «Убрать из друзей» смотрится на экране домашнего ноутбука — по моей шкале комфорта это слишком «мета»)».
Читать полностью.
The Dissolve: «Иногда новые технологии могут пугать нас именно тем, что на них трудно положиться»
«На каждую новаторскую и удивительную деталь все-таки приходится столько же приевшихся штампов. Дети настолько одномерные и неприятные, что трудно заставить себя сопереживать, когда они начинают умирать. А реплики вроде «Пойду проверю, что там» оказываются смертельным приговором — как всегда. Многие сцены «Убрать из друзей» берут новаторством, а не испугом: убийства запоминаются, но ни страха, ни как следует обставленной прелюдии в этих сценах нет. (Дети, если вам в интернете угрожает дух умершей подружки, унесите все опасные предметы в соседнюю комнату.) Новаторство, впрочем, заходит далеко — как и своеобразное чувство юмора авторов, которые отправляют Блэр искать в сети совета, что делать, если тебе приходят сообщения от мертвецов. Как это часто бывает в интернете, советы оказываются не очень практичными. Иногда новые технологии могут пугать нас именно тем, что на них трудно положиться».
Читать полностью.