перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Я уеду жить в Лондон Как снимался «Лондонград», часть 3

Главный сценарист «Лондонграда» Михаил Идов вспоминает работу над каждой серией и объясняет, как это придумано, сделано и снято, а также обещает по пятницам отвечать на вопросы в комментариях. В этом выпуске — эпизоды с 9-го по 12-й.

Кино

S01E09 «Доктор Майя»

Фотография: Телеканал СТС

Майя Алксне, в прошлом блестящий врач из Латвии, работает медсестрой в команде не менее гениального, но спивающегося английского хирурга. Олег тоскует по Алисе, встречающейся с Маркусом, и придумывает характерно извращенный план их рассорить. Степан приводит в агентство свое первое дело.

В названии серии и имени героини Дины Корзун — шутка для моей малой родины: maja по-латышски «дом», то есть House. Рабочее название этой серии было «Лондонград против доктора Хауса», и примерно это здесь и происходит: сцены, в которых агентство помогает великому врачу диагностировать белую горячку у самого себя, пожалуй, одни из самых безумных во всем сезоне. Но поскольку мы перевалили за экватор сезона, личные истории начинают преобладать над кейсами, а реальные эмоции над жанровыми играми. Заметнее всего это, мне кажется, в диалогах Степана с Майей, просто двух одиноких людей в чужом городе (мастер-класс от Павла Ильина и Дины Корзун). Также, начиная с этой  серии, мы постепенно начинаем сводить на нет Мишины обращения к камере. (У него накопилось слишком много проблем, чтобы разговаривать с нами.)
На этой серии с нами снова работала Лена Ванина, чьи фирменные приемы (например, в кабинете у доктора Эдельстин живет рыбка по имени Смерть) искушенные зрители СТС, думаю, скоро научатся узнавать: Лена также работала над сериалом «Квест», который выйдет на СТС в октябре. Также снова сменился режиссер — этот и финальный, четвертый, блоки серий взял на себя Влад Николаев. К этому моменту стремительно падающий рубль требовал от нас снимать гораздо быстрее без потери качества картинки, и Влад с оператором-постановщиком Денисом Мадышевым блестяще, по-моему, с этой задачей справились. Очень помогло и то, что актеры к этому моменту уже успели вжиться в своих персонажей; еще один аргумент в пользу съемок отдельными блоками, а не всего сезона сразу — когда перед сценой из, скажем, второй серии может сниматься сцена из, например, 14-й.

S01E10 «Воскресенье»

Фотография: Телеканал СТС

Редкий выходной оказывается для «Лондонграда» беспокойнее многих будней. Мишу навещают сразу два гостя — пожилой профессор и резидент российской разведки в Лондоне, чьи визиты могут быть связаны друг с другом. Степан с риском для жизни делает одолжение Брикману и Скотленд-Ярду.

Одним из условий того размаха, с которым были сняты 3-я и 4-я серии (цыганские таборы, вертолетные трюки, погони по Портобелло, прыжки с моста в Темзу), было наше обещание написать ближе к концу сезона так называемый «бутылочный эпизод», в котором все действие будет происходить в павильонных объектах, построенных на киностудии «Амедиа»: офис агентства, офис Брикмана и/или ресторан LESS. Это совершенно нормальная практика и при правильном подходе — интересный творческий вызов. Когда мне посчастливилось побывать на съемках сериала «Во все тяжкие» в 2010 году, создатели с гордостью показали мне огромную декорацию Superlab — лаборатории для варки мета, которую Гас построил для Уолта и Джесси. Чтобы оправдать ее стоимость, объяснили они, теперь придется снять как минимум одну серию целиком в ее стенах. Этой серией стала знаменитая «Муха», снятая Райаном Джонстоном, эталонный «бутылочный эпизод», который теперь преподают в киношколах. Довольно поучительно знать, что изначальные причины его возникновения были чисто финансовые.
Как и в случае с продакт-плейсментом, мы решили не бояться искусственных ограничений времени и места, а превратить их в главную черту серии — it’s not a bug, it’s a feature. Лили написала две переплетающиеся мини-пьесы — одну про Мишу, одну про Степана, — действие которых разворачивалось одним сонным воскресеньем; на контрасте с общим темпом сериала, некоторые сцены занимали целый акт между двумя рекламными паузами. Что самое примечательное, в первый (и, спойлер, последний) раз за сезон в конце серии не наступало никакой ясности: визит странного ученого Гусева к Мише мог вообще трактоваться как сон. Но на стадии монтажа кем-то было принято решение «оживить» серию — вероятно, из-за страха, что зритель заскучает. Так что в том варианте, который видели вы, «переключения» между сценами происходят гораздо чаще, а монологи героев перебиваются флешбэками. Работает это или нет, решать вам. Лично мне кажется, что в результате получилось нечто среднее между «обычной» серией «Лондонграда» и тем «бутылочным» экспериментом, что попробовали провести мы. В любом случае — общий флер тайны и бесценные взгляды между похмельным Мишей и Гусевым, приковавшимся наручниками к балке посреди офиса, остались нетронутыми.

S01E11 «Семейные ценности»

Фотография: Телеканал СТС

Депутат Мосгордумы Максим Данилин, оказывается, объектом шантажа после бурной вечеринки в Лондоне. Брикман просит Мишу помочь с трудоустройством супруги. Алиса получает ультиматум от Маркуса: он или «Лондонград».

После «трудной» десятой серии требовалось что-то легкое, и из папки «Самые очевидные идеи для авантюрного сериала с красивой девушкой в одной из главных ролей» достали листок «героиня ради дела переодевается в проститутку». Тем не менее на этом простом фундаменте удалось построить что-то гораздо более интересное, как мне кажется. Действия Алисы выводят из себя чопорного Маркуса, который предъявляет ей ультиматум — я или «Лондонград», что, в свою очередь, заставляет Алису задуматься, ради чего она работает в агентстве: ради денег на учебу (цель, заявленная в самом начале) или все-таки чего-то более личного. Вслед за Алисой тем же вопросом задается и Миша, наблюдая, как Брикман не может отпустить на съемки в Будапешт супругу Жанну. Эта сюжетная линия странным образом одна из моих любимых во всем сезоне — не из-за каких-то особенных качеств сюжета, а потому что редко удается взять чисто комического персонажа, которым в начале сериала был Брикман, и убедительно превратить его в героя с реальным внутренним миром. В этом, конечно, огромная заслуга Сергея Роста, который точно знает, когда и как «прибрать» гротескность Брикмана.
Судя по твиттеру, именно с этого момента многие зрители, особенно молодежь, начали рассматривать «Лондонград» именно как историю отношений Миши и Алисы. И мне кажется, это очень круто. Особенно для серии, которая началась с желания внедрить Алису в эскорт-агентство.

S01E12 «Ficus Religiosa»

Фотография: Телеканал СТС

В центре нового дела агентства — судьба редкой фамильной иконы, оказавшейся в лондонской антикварной лавке. Степан попадает под горячую руку английского правосудия и оказывается на грани депортации. Миша узнает, что избавиться от преследующих его проблем не так легко, как он думал.

Вторая из серий, написанных в соавторстве с Оуэном Мэттьюсом, имеет в основе своей реальную авантюру: один мошенник действительно пытался вернуть себе старинную икону, в качестве доказательства используя поддельную фотографию своего предка на фоне этой иконы. К этой истории довольно естественным образом подверстались мои неоднозначные чувства по поводу «аристократической» русской эмиграции. 
Серия получилась нехарактерно длинной, и одна из линий, которую пришлось сильно урезать, касалась отношений Миши с оксфордским приятелем отцом Ефремом — бывшим хиппи, а ныне священником. Из-за этого Ефрем теперь появляется немного ниоткуда, как (почти буквально) бог из машины. Но особенно мне жаль расслабленного и дико неприличного трепа между Мишей и Ефремом — по большей части Лилиного пера, — который указывал на их давнюю дружбу. Вот, например, разговор, снятый, но не вошедший в серию из-за хронометража.

МИША: Ты что, St Mary Hall — это для новичков. Там камеры на входе и акустика ужасная. Если девушка попалась эмоциональная, вас на весь читальный зал слышно.

ОТЕЦ ЕФРЕМ: Не знаю. Девушки бывали весьма эмоциональные, и никто вроде не жаловался. А ты куда своих водил?

МИША: В отдел ранних медицинских книг. Туда вообще никто не заходит. Тебе-то что? Ты же теперь у нас скопец.

ОТЕЦ ЕФРЕМ: Сколько раз тебе повторять? Скопец, монах и священник — это не синонимы. Я уже пять лет как с матушкой.

МИША: Извращенец.

ОТЕЦ ЕФРЕМ: Какой же ты козел. Зачем позвал?

МИША: Дело есть.

Одной из задач кастинга было найти на роль дьякона актера, достаточно похожего на Степана, чтобы тот и другой могли безнаказанно обменяться паспортами. После длительного поиска было решено, что священника сыграет сам Павел Ильин, потому что он может все. Так Ильин присоединился к Прадьюмне Чаттерджи (который сыграл аптекаря в пилоте и сикха в 4-й серии) в эксклюзивном клубе актеров, сыгравших в «Лондонграде» две роли — с бородой и без.

Ошибка в тексте
Отправить