перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Я уеду жить в Лондон Как снимался «Лондонград», часть 4

Главный сценарист «Лондонграда» Михаил Идов вспоминает работу над каждой серией, а также обещает обсудить со всеми желающими финал 1-го сезона в комментариях. В этом выпуске — эпизоды с 13-го по 16-й.

Кино

S01E13 «Agent Provocateur»

Мелкий, на первый взгляд, кейс — кража белья из универмага — резко меняет судьбу агентства. Алексей, помощник Загорского, прибывает в Лондон. Брикман получает предложение, от которого не может отказаться.

Фотография: СТС Медиа

Итак, финальная четверка. Когда мы расписывали план всего сезона, мы знали, что начиная с 13–14-й серии сконцентрируемся на длинных арках Миши, Алисы и Степана и что произойдет это за счет тех веселых вертикальных кейсов, которые агентство «щелкает» в начале сезона. Именно поэтому 13-я серия начинается с самого легковесного кейса с самыми низкими ставками, которые мы смогли себе представить: сумасшедший клиент, соблазнительная подозреваемая, комичный преступник, к середине серии дело уже практически решено. И именно в этот момент милая беготня внезапно оборачивается реалистичным насилием, а тон сериала меняется до конца сезона. По крайней мере таким был изначальный замысел. Теперь, отсматривая «Лондонград» вместе со зрителями, я вижу, что его превращение из комедии в драму происходило гораздо более постепенно. И в этой постепенности огромная заслуга всех трех режиссеров — Киселева, Шепелева и Николаева.

Пара слов о персонаже Алексея. Изначально помощник Виктора Загорского планировался как скромный референт с папочкой, этакий Смитерс из «Симпсонов», а отчаявшийся Загорский нанимал в Лондоне этакий анти-«Лондонград» в лице жесткого исполнителя по имени Рустем. Но когда мы увидели в действии актера Александра Ильина — с его комбинацией нервозности и солдатской муштры — вся нужда в Рустеме отпала, и за Алисой в Лондон отправился сам Алексей. Еще одна причина, почему снимать сериалы посерийно или блоками гораздо лучше, чем одним куском: есть возможность подогнать материал под исполнителей. Единственным надгробием безвременно усопшему Рустему остался диалог Загорского и Алексея из 1-й серии, планировавшийся как крючок на будущее: «Кто у нас есть в Лондоне?» — «Рустем?» — «Я же сказал, без грубостей».

Финальная сцена, в которой Миша забирает выручку от продажи «Лондонграда» и уходит в дождь, для меня очень важна. Если представить себе весь наш первый сезон одним длинным фильмом, то конец 13-й серии — конец его второго акта. Обмен между Мишей и Брикманом («Ты куда?» — «Закончить все это») — напрямую цитирует такой же (в смысле структуры) момент в моей любимой «Идентификации Борна». Ответы на почти все вопросы получены, герою осталось только действовать.

S01E14 «Коллеги»

«Лондонград» должен вызволить из офиса свой архив дел и клиентов, пока до него не добралась полиция. Этот же архив интересует Алексея. Алиса ищет пропавшего бесследно Мишу, попутно обнаруживая новые стороны Олега.

Фотография: СТС Медиа

Реакция зрителей на эту серию, по крайней мере судя по письмам и отзывам в сети, лишний раз доказывает мне, что предсказывать успех или неуспех написанного я не умею вообще. С момента написания 14-й эпизод казался мне наименее самостоятельным в сезоне: он почти полностью посвящен расстановке фигур на доске для заключительных двух серий. Такие эпизоды неизбежны при переходе на «горизонтальную» модель повествования, и в лучшем случае я надеялся, что зрители его перетерпят ради финальных двух. В результате 14-я серия — где в плане вертикального сюжета присутствуют разве что слабо выраженные линии «Олег против снобского бутика» и «Алиса и Степан подозревают Брикмана в двойной игре» — была принята едва ли не лучше всех предыдущих, вплоть до высказанного кем-то мнения, что из нее получился бы неплохой открытый финал для всего сезона (что мне самому в голову не приходило). Урок для меня тут простой: когда пишешь про команду, отношения внутри этой команды важнее, интереснее и эмоционально нагруженнее, чем то, чем эта команда занимается. Заключительный монтаж, в котором Степан, Алиса, Брикман и Олег находят подарки от пропавшего Миши, один из моих любимых моментов в сериале. В моей голове он разворачивался под вот эту песню группы Rainer Maria. Но пронзительная музыкальная тема Вадима Некрасова, которая звучит там вместо нее, пожалуй, еще лучше.

Из киноляпов — первым отмечу меняющуюся на протяжении всей серии длину волос Алисы!

S01E15 «Ленинград»

Миша сводит давние счеты в Петербурге. Алиса знакомится с новыми владельцами агентства. Степан дистанционно помогает Мише. Брикман признает свою ошибку. Алексей делает решающий ход.

Фотография: СТС Медиа

То, что у нас будет питерская серия и что Мишино путешествие должно в конце концов привести его в Россию, мы знали всегда. Нашей задачей было настолько приучить зрителя к Лондону, что Петербург показался бы ему экзотическим. Во время съемок стоял вопрос, найдет ли Никита Ефремов время реально съездить в Петербург (экспедиция внутри экспедиции); если бы мы ограничились заявочными планами или сняли пару сцен с дублером, серия получилась бы неживой. К счастью, время и возможности нашлись, и мы смогли добавить к нашему Джейсону Борну немного Данилы Багрова.

Написавший львиную долю этой серии Андрей Рывкин, коренной петербуржец, наполнил ее локальными деталями от противостояния 239-й и 203-й школ до открывающей серию реплики про «Мертвых поэтов». Кроме того, как все уже знают по «Духless-2», Андрей мастер колоритной ментовской речи  (я совсем не умею писать такие диалоги), и тут ему тоже было где развернуться. Зато одержимость Павла пирожным «картошка» из вымышленного кафе «Нордвест» взята из моих собственных детских воспоминаний: у моей рижской семьи питерские корни, и из каждой поездки в Ленинград мне привозили «картошку» из культовой кондитерской «Север».

Не знаю, насколько очевидно, что действие 14-й и 15-й серии происходит одновременно — два таймлайна сшиты воедино Алисиными эсэмэсками Мише. Неожиданный звонок, который выдергивает Степана из офиса (что позволяет Алексею схватить Алису), — это тот же звонок, которым Миша спасает себя и брата от рук питерских бандитов.

S01E16 «Перезагрузка»

В финальной серии 1-го сезона Миша узнает семейный секрет и снимает с «Лондонграда» накопившиеся подозрения. Алиса встает перед выбором — возвращаться к отцу, остаться в агентстве или пойти третьим путем. Степан наносит визит, к которому долго готовился. Загорский решает проблемы. Данилин получает новогодний подарок.

Фотография: СТС Медиа

Любой сериал хорош настолько, насколько хорош его финал. Неудачные развязки могут отравить все предыдущие серии задним числом, удачные, наоборот, оправдать медленный разгон. И тут мне, наверное, легче будет просто ответить на ваши вопросы ниже, тем более что эту серию я решился написать в одиночку и все претензии можно направлять прямиком ко мне.

Пара слов напоследок. Глядя на эти 16 серий, я рад, что все они вышли разными и неровными, что над ними работали разные режиссеры и разные авторы, каждому из которых удалось опробовать свою интерпретацию героев. Именно эта разношерстность, а не место действия или жанр делает «Лондонград» настоящим сериалом, а не многосерийным фильмом, и именно это я считаю своей основной заслугой: то, что конструкция, собранная Андреем, Лили, Леной, Оуэном и мной, достаточно крепка, чтобы пережить любую цеховую и экономическую болтанку. На протяжении этих четырех недель я пытался честно показать вам болты, сварочные швы, проволоку и (временами) скотч, при помощи которых эта конструкция держится. Спасибо за участие в этом эксперименте, и увидимся в комментариях.


P.S. Михаил Идов не работал над сценарием второго сезона «Лондонграда», но в середине октября начнут снимать сериал «Оптимисты» про сотрудников МИДа в 60-е годы, который Идов придумал с Михаилом Шприцем и написал вместе с соавторами — Леной Ваниной, Лили Идовой и Евгением Морозовым. Режиссер — Алексей Попогребский, продюсер — Валерий Тодоровский, в ролях — Владимир Вдовиченков, Северия Янушаускайте, Егор Корешков и другие. Показать обещают на канале «Россия» следующей осенью. Мы (редакция) полагаем, что обо всем этом Михаила тоже можно расспросить в комментариях.

Ошибка в тексте
Отправить