Документальное кино «Как изменить мир»: деревянный корабль, с которого начался Greenpeace
Beat Films выпускают в прокат документальный фильм Джерри Ротуэлла о том, как одно плавание привело нескольких неформалов к созданию знаменитой общественной организации.
В 1971 году президент Ричард Никсон решил устроить на безлюдном острове Амчитка подземный атомный взрыв мощностью 5 мегатонн. Группа красивых канадских неформалов вознамерилась пропутешествовать к берегу Амчитки на крохотном деревянном судне, мечтая предотвратить испытания или хотя бы добиться международного скандала. Им помешала непогода — пришлось вернуться, не достигнув цели. Кстати, судно, на котором они плыли, именовалось «Гринпис».
Спекулятивное название (перевод дословный, никаких претензий к прокатчикам) и заявленная тематика запросто могут оттолкнуть зрителя, будто сейчас кто-то залезет на табуретку и начнет учить, как жить в идеальном мире, заодно показывая открыточные виды Земли и окружающей природы. Фильм англичанина Джерри Ротуэлла, однако, не столько про начало организации «Гринпис», сколько про судьбу тех, кто решился проплыть на конкретном деревянном судне. В центре внимания — журналист газеты Vancouver Sun по имени Боб Хантер, организатор путешествия к Амчитке и первый президент канадского «Гринписа». Хантер оставил довольно откровенные дневники, начитанные за кадром Барри Пеппером (снайпер в «Спасти рядового Райана», один из тюремных надзирателей в «Зеленой миле») — тоже, между прочим, канадцем, в детстве пять лет плававшим с родителями на самодельной лодке по югу Тихого океана. Но главная находка Ротуэлла даже не Хантер — Пеппер и не говорящие головы не растерявших к старости энергии членов экипажа «Гринписа», а архивные съемки, обнаруженные режиссером случайно в Амстердаме во время работы над другим проектом.
Разрывавшийся между ролью журналиста и активиста Хантер в конце концов отправился спасать мир, занимаясь тем, что у него получалось лучше всего, — рассказывая истории. Его команде достаточно было запечатлеть на пленку советских китобоев за работой, чтобы, во-первых, прославиться, а во-вторых, привлечь внимание к проблеме, вызвав гнев и возмущение общественности. В контексте фильма, истории уже не Хантера, а Ротуэлла, та же китобойня и последующий отстрел тюленей способны вызвать схожие чувства, но режиссер идет дальше уровня агитки, пусть и удачной. Он задается вопросом: а что потом? Достаточно ли быть свидетелем — и рассказчиком — или нужно действовать более агрессивно? В этот момент в название фильма становится уместным добавить знак вопроса.
Скончавшийся десять лет назад Хантер так и не придумал, что делать с данной ему властью, спасался валиумом и в какой-то момент очень хотел купить взрывчатку. Пара участников первой экспедиции возненавидели друг друга, а в летописи основания международной организации «Гринпис» не меньшую, чем Хантер, роль играют совсем другие люди, про которых в фильме вообще не говорится — он не о них. Первая документалка, над которой поработал Ротуэлл как режиссер, называлась «Глубокая вода» и посвящалась Дональду Кроухерсту, провалившему кругосветную парусную гонку, пытавшемуся подтасовать результат, в конечном счете сошедшему с ума и покончившему с собой. «Как изменить мир» не обходится без сентиментально-оптимистичного финала с призванными щемить душу скрипками и, разумеется, живописными видами, но это тоже так или иначе кино о провале и его последствиях. О том, что есть поражения, которые важнее иных побед, — пусть даже ядерные испытания запретят только в 1996-м.
С 21-го ноября — в ЦДК, с 26-го ноября — в более широком прокате